Новости

Преступники забрали награды, принадлежавшие деду мужчины и зарезали пенсионера ножом.

Шокирующее преступление было совершено в Кизеле в ночь на 28 февраля.

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Замена динамика на iPhone 5 s цена - лучшие цены по ссылке.
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Ай да сказка с чертовщинкой!

24.01.2006
Премьера "Ночи перед Рождеством" обернулась заслуженным успехом

Виктория ФРОЛОВА
Магнитогорск

Пересказывать хрестоматийный гоголевский сюжет - дело неблагодарное. Лучше сразу обратиться к режиссерским находкам и удачам. Хотя для начала следует вспомнить, что премьеру ждали еще осенью. Тогда своевременному выходу спектакля помешали технические проблемы.  Теперь, после первых показов, стало ясно, что ожидание было ненапрасным.

Премьера "Ночи перед Рождеством" обернулась заслуженным успехом

Виктория ФРОЛОВА

Магнитогорск

Пересказывать хрестоматийный гоголевский сюжет - дело неблагодарное. Лучше сразу обратиться к режиссерским находкам и удачам. Хотя для начала следует вспомнить, что премьеру ждали еще осенью. Тогда своевременному выходу спектакля помешали технические проблемы. Теперь, после первых показов, стало ясно, что ожидание было ненапрасным. Сказка получилась яркая, щедро сдобренная костюмами, декорациями и спецэффектами. А главное, она буквально пропитана особым духом волшебства.

Волшебство начинается, как только зажигаются огни. И перед зрителями появляются желтые светящиеся окошки и пряничные крыши украинских хат, почти по трубы утонувшие в бело-синем ночном снегу. Снег реален, объемен, он плотно скрипит под ногами героев, кружит невесомыми снежинками в воздухе.

Художник-постановщик Алексей Вотяков создал удивительно поэтичный мир украинского села. Кстати, интересная деталь: картина Вотякова "Сватовство", перекликающаяся с мотивами спектакля, на прошедшей выставке "Аванград" была куплена одной из первых.

Как и следует, сказочное село заселено гарными дивчинами и хлопцами, кумами-выпивохами и кумушками-сплетницами. Если помните, всю эту компанию Николай Васильевич Гоголь описал с большой симпатией, но не без насмешки. Симпатия к персонажам в подходе режиссера Александра Клодько чувствуется явно. А вот с иронией в передаче украинского колорита у петербургского постановщика все-таки есть небольшие проблемы. И однотипно нарядные и чистенькие герои массовки порой вызывают небольшое утомление.

Среди героев второго плана положение спасают корифеи сцены, способные из маленького эпизода развить настоящий характер. Так, просто великолепны кумова жена (Надежда Лаврова) и дьяк (Игорь Кравченко). Но непростительно переиначена сцена с Пацюком. Сладкую мечту украинцев в виде самостоятельно шлепающихся в сметану и отправляющихся в рот вареников вы не увидите. Так же, как и не почувствуете уюта теплых горниц - внутренние интерьеры сведены к жесточайшему минимуму. Хотя и не без юмора (Вакула на себе приносит дверь в хату Оксаны, ставит на снег и лишь потом стучит. А черти водят вокруг пары хоровод с оконными рамами в лапах).

Очень многообещающе выглядит первое появление Солохи, наполненное свойственным Гоголю бытовым мистицизмом (торжествующий смех сельской ведьмы еще долго звучит в ушах незадачливых баб, попавших "под дурной глаз"). Вообще, образы нечистой силы - одна из явных постановочных удач. Из одного гоголевского черта Клодько развивает целую компанию, да какую! Головы чертей скрыты под обтягивающими фиолетовыми масками с болтающимися носами и выпуклыми серебряными очками. А щеголяют чертяки в черных сюртуках и бальных туфлях. На первый взгляд, такой черт - фигура для украинского села просто нереальная. Но вспомним гоголевское: "То ли немец, то ли губернский стряпчий". А также наберемся терпения, чтобы дождаться много проясняющей сцены бала в Петербурге.

Безусловно, главная "фишка" спектакля - это полеты. Ретивый черт взмывает аж в далекий космос. Сатурн, Луна и Марс, под которыми виднеются крыши украинской деревеньки, - зрелище действительно фантастическое. Тем более что полеты в спектакле выполнены на впечатляющем техническом уровне (спасибо бельгийским лебедкам).

Жаль только, что это зрелище приберегают лишь на второе действие для путешествия Вакулы в Петербург. Потому как в первом подобного разгула и удали до обидного не хватает чертовскому шабашу с похищением месяца и звезд. Эта сцена решена при помощи хореографии и наполнена не совсем подходящим к данной ситуации лиризмом. Еще один царапающий момент: перед выходом Солохи звучит гоголевское упоминание о метле, верхом на которой и появляется ведьма. А в руках у актрисы оказывается лишь бессмысленный веник. (Позднее ситуация повторится, когда козак Чуб поинтересуется у сельского головы, чем тот чистит сапоги: смальцем или дегтем. При этом голова будет притопывать валенком).

Интересная деталь: у Гоголя мир украинского села по поэзии и романтизму намного превосходит мир царского Петербурга. А сцена бала у классика вообще решена в бытовом ключе с реалистическими портретными описаниями Екатерины II и Потемкина. В магнитогорской постановке чувствуется, что в режиссере все-таки перевесило петербургское начало. И если украинская часть сказки обладает некоторыми шероховатостями, то мир роскошной столицы совершенен.

Зрители буквально ахают, когда под разломившейся и разошедшейся вверх пасторалью занесенной снегом деревеньки открывается парадный зал, полный багровых отблесков. И вот тут-то и окажутся в своей стихии черти в бальных нарядах. Они услужливо распахнут высокие двери. И с клубами дыма в зал войдут золоченые механические кавалеры и дамы со шляпами в форме петербургских архитектурных шедевров. Под мелодию музыкальной шкатулки фигуры исполнят четкие па. И внесут закрытый паланкин. И из-под белоснежного балдахина появится изящная ручка. И нежный голос с немецким акцентом поинтересуется у Вакулы, что за царскую милость он хочет получить. Все происходящее буквально напоено романтическими мотивами. Правда, скорее гофмановскими, чем гоголевскими. Но подобный выбор оказывается как нельзя более уместным.

Великолепна и последующая мистерия с появлением из золотых коконов разнузданных черно-красных фигур, истинных кукловодов этой чинной оболочки. Неудивительно, что простодушный Вакула от страха перед увиденным в буквальном смысле слова полезет на стену. И чуть ли не слезно будет просить черта скорее унести его обратно домой - в патриархальную, полную звона колоколов украинскую сторонку. Где ждет его та, что и подвигла кузнеца на безумный договор с чертом.

Кстати, говоря о главных героях, нельзя не заметить следующий нюанс. Если Вакула на сто процентов соответствует гоголевскому образу статного молодого кузнеца, то Оксана получилась с ощутимым голливудским лоском. Вместо черноокой дивчины с длинными косами на сцене своенравничает этакая тщательно завитая блондиночка с пластикой танцовщицы мюзиклов (Анна Дашук). Что ж, кто сказал, что современная сказка не может быть приправлена небольшой долей эклектики. Тем более, что это - дело вкуса.

Интересно, что магнитогорские зрители имеют возможность сравнить "Ночь перед Рождеством" драмы с версией 1999 года театра куклы и актера "Буратино". Не побоюсь утверждения, что и качественно, и эмоционально спектакль драмы намного интереснее предыдущего варианта. Уже сейчас можно смело прогнозировать, что он сумеет преодолеть рамки своей "зимней" направленности. И интерес к нему зрителей не растает даже с приходом весны.

Комментарии
Комментариев пока нет