Новости

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

По информации "Фонтанки", "горит склад с греющим кабелем".

После этого разбойник вырвал у пострадавшей сумку и скрылся.

Пьяные мать и отец морили малыша голодом, теперь им грозит лишение родительских прав.

Накануне 28-летний сожитель жестоко избил местную жительницу.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Прагматика Оболенского

26.01.2006
Тамара Мордасова убеждена, что память о знаменитом актере может принести вполне ощутимую пользу всем нам

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

В минувшую пятницу культурная общественность области отметила 104-ю годовщину со дня рождения Леонида Оболенского. Дата не юбилейная, но примечательная. Потому что предыдущие 60 лет имя Оболенского было омрачено клеймом "предатель Родины". И всего лишь три месяца назад выдающийся актер и один из основоположников русского кино был полностью реабилитирован.
Самый верный и последовательный соратник Леонида Леонидовича - Тамара Мордасова.

Тамара Мордасова убеждена, что память о знаменитом актере может принести вполне ощутимую пользу всем нам

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В минувшую пятницу культурная общественность области отметила 104-ю годовщину со дня рождения Леонида Оболенского. Дата не юбилейная, но примечательная. Потому что предыдущие 60 лет имя Оболенского было омрачено клеймом "предатель Родины". И всего лишь три месяца назад выдающийся актер и один из основоположников русского кино был полностью реабилитирован.

Самый верный и последовательный соратник Леонида Леонидовича - Тамара Мордасова. Все годы после его смерти она отстаивала право Оболенского на добрую память и уважение соотечественников. Интересно, что борьба Тамары Никитичны и ее сподвижников за реабилитацию Оболенского не оказалась разрушительной (это иногда бывает), а как раз наоборот. У Челябинска появился свой традиционный фестиваль "Новое кино России" и еще один очаг культуры и просвещения - кинообразовательный центр имени Л. Оболенского (ранее - музей-квартира артиста). Вопреки фобиям политических радикалов, Леонид Оболенский не воспитал еще ни одного предателя Родины, зато и после своей кончины приносит нам, живущим на Южном Урале, реальную пользу, как бы странно это ни звучало. А почему бы и нет? Время на дворе прагматичное. Вот и в разговоре с Тамарой Мордасовой мы решили уйти от ритуального пафоса, а попробовать сформулировать тему неожиданно: что дал Оболенский самой Тамаре Никитичне и может ли память о нем что-то дать нам всем?

-- Тамара Никитична, как ни крути, а Оболенский долгие десятилетия официально считался предателем Родины. У вас в связи с этим не возникало, скажем так, моральных сомнений?

-- Тема предательства Оболенского никогда не стояла передо мной. Я в подобной ситуации доверяю не бумагам, не тому, что говорят вокруг, я доверяю самой себе. А я видела перед собой реального человека, Леонида Оболенского. Все очень просто, но это самый сильный аргумент. После смерти я разбирала совершенно интимные его документы - дневники, переписку. Это документы мощного духовного содержания. И вот если допустить, что в его жизни было предательство, причем вот такого масштаба, который ему приписывали, то это "каинова печать" так или иначе должна была проявиться. Ничего этого не было. Поскольку дело истинно, то многое получалось каким-то чудом. Почти случайно к делу реабилитации подключилось общество "Мемориал". То, за что московские юристы просили с нас сумасшедшие деньги, стоило в реальности нескольких десятков счетов за междугородные переговоры.

-- Вероятно, вам, женщине, было тяжело все эти годы опалы воевать с недоброжелателями?

-- Знаете, а я ведь каких-то публичных действий и не вела. Просто занималась судьбой Оболенского как частный человек. Никоим образом себя не расцениваю как непримиримого борца за справедливость или что-то еще в этом духе. Я всегда исходила из того, что нужно вести себя, не предавая себя. Это к слову о предательстве. Были периоды, когда я вступала в какие-то сумбурные дискуссии. Специально к ним не готовилась. Наверное, моя позиция не была достаточно аргументированной. Допускаю, что и выглядеть я могла довольно смешно. Наверное, поэтому эти ребята при всем своем неприятии Оболенского никогда меня не трогали. Даже, кажется, всерьез не воспринимали.

-- Когда противники Оболенского так возбужденно на него реагировали, создавалось впечатление, что речь шла вовсе не о предательстве или каких-то юридических проблемах:

-- Я думаю, что это неосмысленное поведение. Человеку проще жить в одномерной действительности: есть черное и белое. Ориентироваться в такой системе очень просто. Не надо себя напрягать, чтобы различать полутона. И видеть, что человек может выстраивать свою жизнь не только между черным и белым, что он имеет право на свою индивидуальную судьбу, параметры которой могут не вписываться в привычные рамки. Оппоненты Оболенского оказались не приучены к этому. Их нужно не осуждать, а пожалеть. Им лень себя напрячь, чтобы увидеть многообразие мира.

-- Оболенский, когда появился в Челябинске, был ведь живой иллюстрацией этого многообразного мира?

-- Таких людей в Челябинске просто не было! Это проявлялось даже внешне, в его благородной стати, в манере держаться. Перед нами возник образ какого-то пришельца, посланца:

-- Как вы с Оболенским познакомились?

-- Это случилось очень давно, я была еще школьницей. Занималась в студии ТЮЗа, он только что был создан. И вдруг пошли разговоры о возможном слиянии его с драматическим театром. Чтобы отстоять самостоятельность, решено было на телевидении сделать серию передач. Пригласили нас, студийцев, чтобы мы создавали шумную массовку. Но у нас ничего этого не получалось. И вдруг открывается дверь, входит Оболенский - с бабочкой, элегантный невероятно. И говорит: "Ничего проще нет". Подходит к одному, второму, третьему и просит, чтобы каждый из нас говорил такую-то фразу. Когда мы делали это одновременно, возникло то ощущение шума.

-- Вот что значит профессионал! Тамара Никитична, а все же что дал Оболенский Челябинску?

-- Думаю, многое. Теперь можно сказать, что на Оболенском выросло несколько поколений интеллигентов. Оболенский, безусловно, определил профессиональное лицо нашего телевидения, когда работал там. К юбилею ЧГТРК вышла книга, и телевизионщики молодцы: несмотря на опалу, не стали дистанцироваться от фигуры Оболенского, а воздали ему должное:

Фестиваль "Новое кино России" появился только потому, что возникла идея поддержки его имени. Ведь мы поначалу рассматривали фестиваль как разовую акцию. Должна сказать, что у нас достаточно мощный фестиваль. Я нисколько не преувеличиваю, из российских кинофестивалей наш - второй по масштабу после "Кинотавра" в Сочи.

-- Но есть ведь фестивали в Выборге, Гатчине:

-- Говорю совершенно ответственно. Эти фестивали жанровые, они по программе меньшие, чем наш. Сам принцип тематичности ограничивает программные возможности. "Кино и литература" в Выборге, "Окно в Европу" в Гатчине. Есть еще питерский "Виват кино России!" Там, конечно, бюджет значительно больше, чем у нас, и стаж серьезнее. Но - большие проблемы со зрителями. Съезжается мощная команда кинемато-графистов и программа неплохая, а зрители просто не ходят в кино. А у нас после третьего фестиваля "Новое кино России" одна московская социологическая служба привела чрезвычайно интересную статистику. Оказывается, Челябинск стоит на третьем месте после Москвы и Питера по числу кинозрителей. И потому, что здесь есть кинотеатры, и потому, что у нас всегда работали сильные профессионалы-прокатчики и, безусловно, здесь есть заслуга нашего кинофестиваля, который активизирует публику.

-- А для вас лично какой урок Оболенского оказался самым важным?

-- По сути, жизнь Оболенского здесь, на Южном Урале, была как бы продолжением его ссылки. И знаете, что интересно? Он ведь состоял в постоянной переписке со Львом Кулешовым вплоть до его смерти. И вот в одном из писем Оболенский пишет, что самые счастливые годы своей жизни провел здесь, в Челябинске.

-- А ведь ему было с чем сравнивать эту жизнь.

-- Еще бы! Он стал свидетелем и участником зарождения российского кинематографа, а это энергетически чрезвычайно мощное время. Люди творят новое искусство, создают его язык, новые профессии и учатся этим профессиям. Оболенский уезжает в 1929 году в Германию, чтобы освоить звуковую технику кино, и в это время встречается там с Эйзенштейном. Тот оказался в Германии по пути в Америку, получив знаменитый контракт с Голливудом. И Эйзенштейн пытается его соблазнить продолжить путешествие туда вместе. Оболенский категорически отказывается, потому что везет в Россию звуковую технику, которой в стране нет. Это осознается им как миссия. А вспомним круг его общения: помимо Эйзенштейна, которого он буквально за руку привел в кино, это же вся плеяда пионеров русского кинематографа - Кулешов, Пудовкин, Барнет. История сохранила нам чрезвычайно любопытный эпизод. Оболенский занимается в студии знаменитого хореографа Голейзовского. Тот ставит "Послеполуденный отдых фавна" и выбирает на главную партию между Нижинским, Лифарем и Оболенским. И останавливает свой выбор на Оболенском! Он танцует с Марлен Дитрих, знаком с Мейерхольдом, Маяковским и Бриками. Это круг первых людей нашей культуры того времени: А потом откат и жизнь здесь. Попробуй сегодня кого-нибудь из московской тусовки выдернуть и бросить сюда - сопьется, просто пропадет! А Оболенский живет здесь и находит удовольствие в том, что занимается провинциальным телевидением.

-- Как вы эту позицию объясняете?

-- Подлинно христианским умением принять ситуацию. Его христианство не идеологично. Это особенность его натуры. Породы. Уникальное умение - потеряв все, продолжать быть счастливым. И те, кто способен был это понять, они учились у него. В том числе и я. Жизнь тяжела, ежедневно есть масса поводов пожалеть себя, уйти в какие-то депрессии. И в такие минуты важен живой пример.

-- А у Оболенского не было возможности вернуться в столицу?

-- Долгое время не было. Но в 70-80-е годы, когда его активно начали снимать, приглашали в Москву снова преподавать во ВГИК. Я не знаю, почему он отказался. Был момент, когда он пожалел об этом...

-- Оболенский ведь при жизни не подавал документы на реабилитацию.

-- Это действительно так. И когда я сейчас думаю об этом, то прихожу к выводу, что реабилитация нужна была не Оболенскому, она нужна нам. Чтобы мы задумались и поняли ту самую многомерность мира. Еще раз осмыслили страшные моменты нашей истории. Мы знаем, что был уничтожен цвет нации. Все это вроде бы знают. Но этот пласт истории, судя по отношению к Оболенскому, не осмыслен нами. Вроде как существует написанная история и отдельно взятая человеческая судьба, которая по чьему-то частному нежеланию в нее не вмещается.

-- Когда на первом фестивале "Новое кино России" гости, в том числе Георгий Жженов, говорили о том времени и об Оболенском, иные слушатели удивлялись. Как будто Оболенский - это такой сугубо челябинский миф.

-- Действительно, для нас достаточно долгое время Оболенский был неким мифом. Но, сталкиваясь с деталями истории его жизни, все больше убеждаешься, какой это богатый и выразительный материал. И он может оказаться гораздо сильнее, чем миф. Многое хотелось бы прояснить. Разве не любопытен тот факт, что его отец какое-то время был директором Эрмитажа? Или вот отношения Оболенского с Мейерхольдом? Мы мало знаем о семи годах, проведенных Леонидом Леонидовичем в ГУЛАГе. В его 501-м отряде было собрано колоссальное количество сидевших в то время известных актеров, музыкантов, спортсменов. В Музее вечной мерзлоты в Игарке висит огромное полотно "Актеры ГУЛАГа идут на работу", где каждый персонаж - реальное лицо, и среди этих лиц отчетливо узнается Оболенский. Есть француженка-историк, которая занимается вопросами русского ГУЛАГа в той части, где сидели деятели культуры. Она собрала колоссальные документы, успела собрать воспоминания выживших. Но эти материалы не в России. Вдова Оболенского Ирина сдала в ЦГАЛИ большое количество документов, включая переписку и фотографии. Хотя бы фотокопии их нужно иметь у нас. Одного тимуровского задора, каким живу я и некоторые мои соратники, уже недостаточно. И главное, на одном энтузиазме этой обширной теме никогда не придать хорошего профессионального уровня:

Тамара Мордасова закончила филфак Челябинского пединститута и факультет киноведения ВГИКа, долгие годы проработала в областной системе кинопроката. Общественный директор музея-квартиры Л. Оболенского (впоследствии переименован в Кинообразовательный центр его имени). Вместе с Вячеславом Шмыровым стала инициатором фестиваля "Новое кино России", является его бессменным арт-директором. Основное место работы - муниципальное учреждение Центр искусств "Театр плюс кино" (заместитель директора).

Комментарии
Комментариев пока нет