Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

...и мерцание граненого бисера

26.01.2006
В музее моды Челябинского гуманитарного института находят приют вещи давно ушедших эпох

Лидия САДЧИКОВА
Челябинск

Специального помещения для музея моды в Челябинском гуманитарном институте пока нет. Оно вот-вот появится, и такое, чтобы соответствовало условиям хранения экспонатов. А это, в первую очередь, соблюдение температурного и светового режимов. Хранительница музея моды, костюмер кафедры дизайна костюма Альмира Михайловна Васильева, намерена придерживаться советов, которые дал однофамилец Александр Васильев, известный историк моды. Вещи нельзя хранить на плечиках - станут разрушаться под натяжением собственной, пусть и почти невесомой "тяжести".

В музее моды Челябинского гуманитарного института находят приют вещи давно ушедших эпох

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Специального помещения для музея моды в Челябинском гуманитарном институте пока нет. Оно вот-вот появится, и такое, чтобы соответствовало условиям хранения экспонатов. А это, в первую очередь, соблюдение температурного и светового режимов. Хранительница музея моды, костюмер кафедры дизайна костюма Альмира Михайловна Васильева, намерена придерживаться советов, которые дал однофамилец Александр Васильев, известный историк моды. Вещи нельзя хранить на плечиках - станут разрушаться под натяжением собственной, пусть и почти невесомой "тяжести". Они должны содержаться в строго горизонтальном положении. И обязательно по принципу фактурной схожести, иначе начнется реакция взаимодействия со знаком минус, подобно тому, как хранимые в одной шкатулке изделия из золота и серебра могут потерять вид.

Васильев, называющий себя другом ЧГИ и вдохновивший челябинских коллег на создание музея моды, давно мечтает о собственном музее. У него бездна более и менее старинных, ценных и не очень, предметов одежды и аксессуаров. Хранилище в его доме под Парижем буквально забито ими. Ему, фанату истории моды, трудно расставаться с любой мелочью. Тем не менее минувшей осенью, в очередной раз приехав в ЧГИ, он привез дар молодому музею - целый чемодан вещей из гардероба московской актрисы Аллы Азаровой. Плащ из болоньи, платье из трикотина (молодежь уже не знает таких тканей), лакированные туфли. Все из времен не таких уж далеких - 60-70-е годы ушедшего века. Но где их теперь можно найти? Живя в тесных квартирах, не имея привычки (а скорее, культурной традиции) сберегать наследие своих предков, мы безжалостно избавляемся от устаревших платьев в угоду новым модным веяниям.

Хотя все же есть люди, которые дорожат вещественной памятью, бережно храня одежду своих матушек, тетушек, бабушек. Теперь эти вещи стали экспонатами музея моды ЧГИ. В большинстве своем это предметы женского гардероба. Женщины труднее расстаются с любимыми вещами. Им свойственна привычка приберечь что-что на особый случай. Вот и долежали до сегодняшнего дня прекрасно сохранившиеся, запакованные в целлофан дедероновые чулки французского и германского производства. Шик, мечта модниц 60-х годов! А при виде новехоньких (хотя им не менее 70 лет) фильдеперсовых чулок вообще дух захватывает. Такие эротичные, от одного их вида, наверное, мужчины теряли голову. (Трогательная деталь: к мыску чулок подшита картонка с намотанными на нее нитками для штопки: практичными были наши предки). Маленькая коллекция нижнего белья: кружевные панталоны, шелковая комбинация, расшитая вручную. Маленькая связанная крючком шапочка - явно времен НЭПа, мы столько раз видели подобные на барышнях той эпохи в кадрах документального кино. Целомудренно скроенный трикотажный купальник и широкополая пляжная шляпа того же времени.

Какими бы тяжелыми ни были времена, но дамы никогда не забывали о внешнем виде. Вот журналы мод 1939 и 1940 годов на серой грубоватой бумаге. Вот фотографии, запечатлевшие челябинских модниц. Тенденция 20-30-х годов прошлого века: большие меховые воротники и маленькие фетровые шляпки. Бархатная черная шляпка, украшенная бархатным же цветком, напоминает стиль, которого придерживалась советская кинозвезда военных лет Валентина Серова. А мужская рубашка, вышитая по отвороту крестиком, сохранилась с 1910-х годов.

Возможно, удастся создать коллекцию уральского фольклорного костюма, он, как известно, многонационален. Зачатки уже есть - это фартук и прошва для платья, расшитые традиционной татарской вышивкой. Очень ярко, эффектно.

-- Мы так радуемся каждому экспонату, - говорит А. Васильева. - Не ожидали, что у челябинцев могли сохраниться такие дивные вещи. Оказывается, они есть. Одна очень пожилая женщина, Альбина Степановна Федотова, 61 предмет принесла. "У меня, - говорит, - тетя была жуткой модницей". Другой нашей дарительнице - 80 лет, здоровье слабое, из дому почти не выходит, но как узнала про музей, сразу к нам приехала. Даже в лютые морозы приезжают к нам энтузиасты. Одна женщина привезла батистовое белье 20-х годов, украшенное кружевом, - сейчас такого нигде не найти. Дарителями экспонатов стали также сотрудники и студенты ЧГИ.

Некоторые вещи требуют реставрации, создателям музея предстоит большая и кропотливая работа. Самый ценный на сегодня экспонат - черная шелковая женская накидка XIX века. Она сохранилась у Людмилы Петровны Катаргиной, декана факультета дизайна. Ей досталась от свекрови, той - от ее бабушки.

-- По ярлыку на изнанке ворота видно, что ее шили швеи императорского двора, - показывает Людмила Петровна. - Владелица этой накидки, судя по всему, была мещанка. Она ее, надо полагать, берегла, только в церковь в ней ходила. Посмотрите, какая изумительная работа: затейливая вышивка шнуром и граненым (какого теперь не делают) бисером, создающим эффект мерцания. Бахрома из бисера, гофрированная оборка из шелковой ткани, пайетки.

-- Моим внучкам безумно интересно представлять свою прапрапрабабушку в этом костюме, - продолжает Л. Катаргина. - В этих вещицах отражена история общества, наша культура. Неожиданно для нас даже одежда, которую мы сами лет 20-30 назад носили, уже стала фактом истории. Я приношу ее на занятия, студентки с любопытством рассматривают. Одно дело - увидеть иллюстрацию в журнале, другое - потрогать руками, оценить крой, обработку деталей, примерить на себя, ощутить пропорции платья на фигуре, вникнуть в секреты портняжного искусства. Например, современная мода использует много синтетических материалов, которые исключают тепловую обработку. А вещи начала прошлого века делались из натуральных тканей, и от умения портного пользоваться утюгом многое зависело. Вот почему современные кутюрье берут очень дорогие уроки у старых мастеров, которые владеют этим мастерством.

-- Музей моды смогут посещать все желающие, - сообщила заведующая кафедрой дизайна костюма Элина Михайловна Андросова. - В холле института откроем выставку, которая будет периодически меняться.

Кстати, когда Александру Васильеву показали эту коллекцию, он пришел в восторг, дал согласие патронировать музей. И сказал, что подобных ему в России больше нет. Мода разных эпох - целый пласт социальной культуры. Но он оказался вне внимания в нашей могучей державе. Коллекции старых и старинных костюмов уплыли за рубежи Отечества.

Сейчас в музейном хранилище ЧГИ около 200 экспонатов. Идет процесс их накопления. Он, в принципе, бесконечен, ведь мода - явление вечное.

Комментарии
Комментариев пока нет