Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Враги или союзники?

21.02.2006
Закон дает пациентам немалые права, но они об этом не знают

Закон четко регулирует наши взаимоотношения с врачом, предоставляя пациенту достаточно широкий перечень прав и возможностей. Подробнее об этом рассказывает профессор, заведующий кафедрой клинической функциональной диагностики Российского государственного мединститута, член правления Всероссийского научного общества кардиологов Михаил САВЕНКОВ, посетивший Челябинск в качестве одного из участников первого конгресса кардиологов УрФО.

- Взаимоотношения больного и врача прописаны в Федеральном законе 1993 года "Основы законодательства здравоохранения в РФ", во исполнение которого издан приказ министра здравоохранения  N 222, - говорит Михаил Петрович. - Это и есть основные нормативные документы, в которых сформулированы права пациентов.
- Убеждена, что абсолютное большинство россиян не подозревает об их существовании.

Закон дает пациентам немалые права, но они об этом не знают

Закон четко регулирует наши взаимоотношения с врачом, предоставляя пациенту достаточно широкий перечень прав и возможностей. Подробнее об этом рассказывает профессор, заведующий кафедрой клинической функциональной диагностики Российского государственного мединститута, член правления Всероссийского научного общества кардиологов Михаил САВЕНКОВ, посетивший Челябинск в качестве одного из участников первого конгресса кардиологов УрФО.

-- Взаимоотношения больного и врача прописаны в Федеральном законе 1993 года "Основы законодательства здравоохранения в РФ", во исполнение которого издан приказ министра здравоохранения N 222, - говорит Михаил Петрович. - Это и есть основные нормативные документы, в которых сформулированы права пациентов.

-- Убеждена, что абсолютное большинство россиян не подозревает об их существовании.

-- Значит, кому-то было выгодно, чтобы не подозревали. Но эти права есть, и предполагается, что в случае необходимости каждый из нас может выбирать врача, лечебное учреждение, настаивать на проведении консультации или консилиума.

-- Бесплатно?

-- Если есть возможность, то бесплатно. В каждом конкретном случае должен быть свой вариант решения.

-- В какой степени или на сколько процентов обеспечиваются права больных, предоставляемые им законом?

-- Я бы сказал, что они обеспечиваются на 100 процентов от реального финансирования. Но поскольку его не хватает, мы имеем то, что имеем. Сегодня Россия позиционирует себя как правовое государство с социально ориентированной рыночной экономикой. А значит, и медицина у нас не бесплатная, а социально ориентированная. Другое дело, что это трудно осознать, ведь еще вчера она была бесплатная и никакого переходного периода к рынку не было. Поэтому мы только сейчас начинаем оценивать себя, создавать стандарты лечения.

-- Какие права у пациентов?

-- Право знать состояние своего здоровья, прогноз заболевания, возможность выбора вариантов лечения, перечень лекарственных средств, их стоимость и еще множество других полезных вещей.

-- Если у больного неизлечимое заболевание, имеет ли он право об этом знать?

-- Откройте закон, там черным по белому написано: в случае неблагоприятного прогноза болезни врач должен в деликатной форме сказать об этом пациенту. У нас это правило нарушается - чаще всего из-за отсутствия развитой системы хосписов и иных форм психологической поддержки больного. А без подготовки сказать человеку тяжелую правду: Не каждый с этим справится.

-- Если врач намеревается выписать мне одно лекарство, а я считаю, что помогает другое, вправе ли требовать замены?

-- Пациент может высказать врачу свои пожелания, рассказать, как действуют на него лекарства, и попросить выписать то, что ему больше помогает. И врач не может с этим не считаться: с учетом пожеланий пациента он должен дать полную информацию о лекарственных свойствах назначаемых препаратов, возможных побочных эффектах, стоимости, о том, какую часть этих затрат будет нести пациент, и т.д. За рубежом есть жесткое правило: если доктор, отправивший пациента в аптеку, по какой-либо причине не сообщил ему о существовании более дешевого лекарственного аналога, то это должен сделать фармацевт (исключение составляют случаи, когда врач помечает на рецепте, что замена на другой препарат не рекомендуется). То есть фармацевт выступает как защитник экономических интересов больного. Кроме того, на Западе между врачом и больным стоят еще четыре-пять переговорщиков, в числе которых страховщики, третейские судьи, омбудсмены и т.д., которые следят за тем, чтобы медицинская помощь была эффективной и качественной, а в противном случае отзывают деньги, выплаченные за услугу. Россияне жалуются на врачей лишь в крайнем случае - когда произошла ошибка или иное ЧП. Люди просто не знают, что у них есть право оспаривать качество лечения или жаловаться по поводу низкой квалификации врача.

-- С одной стороны, хорошо, что люди начинает узнавать о своих правах, а с другой - не разведет ли это врачей и пациентов по разные стороны баррикады? Возможно, доктора станут опасаться проявлять инициативу, экспериментировать:

-- А не надо экспериментировать. Есть мировой опыт, стандарты, необходимо им следовать. Что касается психологии взаимоотношений врача и пациента, то в последнее время действительно появилась опасность их обострения. Зачастую СМИ откровенно стравливают эти стороны. Особенно много претензий к многочисленным ток-шоу. А какова, спрашивается, цель создания "Лиги защиты пациентов"? От кого их нужно защищать - от врачей? Или возьмите документы ФОМСа, в которых перечислено больше десятка структур, призванных охранять интересы пациента. Это суд, прокуратура, по-моему, даже налоговая инспекция, а вот лечащего врача в этом перечне нет. Между тем именно он в первую очередь должен стоять на защите прав пациентов, а все остальные фигуранты - ему помогать. Именно участковый врач должен наблюдать пациента в течение жизни, с ним он должен согласовывать назначения и лекарства, выписанные врачами узких специальностей.

-- Как увязать права больного с реформой здравоохранения? Приведу пример: льготник хочет пользоваться дорогим лекарством на том основании, что оно ему помогает, а государство заинтересовано в упорядочении расходов:

-- Несмотря на огромные, по российским меркам, затраты на лекарственное обеспечение населения, мы все еще тратим на эти цели в 15 раз меньше, чем, например, ФРГ. А потому еще долго не сможем удовлетворить 100-процентную потребность людей в лекарствах. Поэтому, наверное, правильнее вести речь о политике сочетания оригинальных препаратов и их более дешевых аналогов, именуемых дженериками. Это препараты-копии, у которых истек срок патентной защиты. Из-за того, что в их стоимость не входят затраты на исследования, их цена втрое меньше оригинальной. Сегодня рынок дженериков очень разнообразен, так же как и качество, поэтому врач обязательно должен пояснять больному, чем одно ЛС отличается от другого.

Лидия ПАНФИЛОВА

Кому жаловаться, если больного ущемили в правах?

В администрацию больницы или поликлиники, где лечился пациент, в страховую компанию, суд. Все эти организации обязаны реагировать на обращения граждан и принимать к врачам, оказывающим некачественную услугу, соответствующие меры. Недавно появился Росздравнадзор со своими региональными отделениями, которые тоже планируют работать с жалобами населения. Телефон управления Росздравнадзора по Челябинской области 263-21-22

Комментарии
Комментариев пока нет