Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Малыши в очередях

22.02.2006
Какое будущее у нашего бездетного государства?

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск

Быть ребенком - это очень важно. Три первых года или, может быть, пять первых лет - фундамент всей жизни. То, что вложено в ребенка до трех, до пяти лет, то и останется с ним на всю жизнь. Разумеется, это не я придумал, это - наука. Сошлюсь на ученых.

Какое будущее у нашего бездетного государства?

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Быть ребенком - это очень важно. Три первых года или, может быть, пять первых лет - фундамент всей жизни. То, что вложено в ребенка до трех, до пяти лет, то и останется с ним на всю жизнь. Разумеется, это не я придумал, это - наука. Сошлюсь на ученых.

Глен ДОУМЕН, ученый из Филадельфии: "Маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия, что плохо и что хорошо".

Профессор Елена СМИРНОВА из Москвы: "Основы личности, способности, характер - все закладывается до пяти лет".

Философ Эвальд ИЛЬЕНКОВ из Москвы: "Свет, тепло, улыбка матери, звук ее голоса - все это проникает в его (ребенка) мозг, и там образуются связи".

Японец Масару ИБУКА, создавший знаменитую фирму "Сони", имел повод заинтересоваться детством, глубоко вникнуть в тему и написать книгу, в которой утверждает, что к трем годам 80 процентов из 1,4 миллиарда клеток в мозгу ребенка уже успевают обзавестись "мостиками" между собой, а эти "мостики", эти нервные связи и формируют умственные способности человека. Он же писал, что "ни один ребенок не рождается гением и ни один - дураком", что до трех лет мозг впитывает все, не все понимая, а потом начинает анализировать, и что до трех лет мозг впитывает все, а после - то, что интересно.

Челябинец Анатолий НИКИФОРОВ, увлекшийся темой раннего развития детей, сравнил мозг ребенка с цементным раствором, из которого можно лепить что угодно, но который позже, после семи лет, схватывается и превращается в бетон.

И без науки, на примере своих детей, мы знаем, что в первые годы жизни ребенку все интересно знать, что его страсть к познанию ненасытна, что он всеми своими чувствами изучает мир, в котором предстоит жить. Но в эти годы он поглощает информацию не только о внешней среде, но и людях - тех, кто к нему добр, тех, кто безразличен к нему или кто его обижает. То есть так рано закладываются понятия о добре и зле - о нравственности.

Изначально мы все хотим, чтобы человечество становилось лучше. Проектов его усовершенствования - не счесть. Однако все они рано или поздно разочаровывают. Не потому ли, что пытаются "переделать" взрослого человека, который, увы, перевоспитанию не поддается?

Имею дерзость предложить другой проект. А именно: однажды на всех уровнях договориться, что в обществе нет ничего важнее, чем воспитание детей (с полным охватом) до трех, до пяти, до семи лет. Предусмотреть все, что для этого требуется. Первое: всех детей "обеспечить" хорошей, благополучной, счастливой мамой, потому что мама - первый и непревзойденный воспитатель человека от рождения и, по крайней мере, до двух лет. Второе: построить прекрасные детские сады, к тому времени подготовить воспитателей высшей квалификации, для чего выбрать самых достойных представителей общества и внушить этой, скажем так, элите, что ей доверяется поприще, выше которого нет. А что выше созидания человека и человечества? К работе в детских садах должны привлекаться знаменитости, кумиры, властители дум - всерьез, а не формально, не отбывая повинность, понимая, что это - забота, ради которой можно отложить все остальные. Кстати, чтобы изучать человека, надо идти туда же, в детские сады, там лаборатория самопознания.

По моему проекту, так, с нового поколения, возьмет начало новое общество. Сделав ставку на детство, сосредоточив на нем все свои усилия, покончив с "браком" в "производстве" людей, общество освобождается от своих пороков, от изнурительной и в сущности бесполезной борьбы с ними в исправительных учреждениях. Наоборот, оно обогащается огромным творческим потенциалом умственной деятельности, перевоплощение которой в материальные ценности - лишь одна из его "отраслей".

В ходу утверждение, что потенциал нашего мозга используется всего процентов на пять. Я не знаю, кто и как это подсчитал. Что-то вроде маловато. И странно - такой резерв. Но пусть так: пять процентов. Что же мы натворим на земле, если поднять нашу мыслительную деятельность, скажем, до 50 процентов - то есть в десять раз? Хотя, признаться, мыслить наполовину своего мозга тоже не достижение.

Я, разумеется, понимаю, что мой проект - идеален, а не реален. Человечество не может начать с нуля. Нуль - недостижим. Нам не соскочить с ленты эволюционного транспортера. Кого бы мы ни привлекли к воспитательной работе с детьми, это, пусть лучшие, но не идеальные люди. И все-таки... Пренебрегая детством, мы создаем себе проблемы. Логично допустить, что мы сократим их, если уделим детству больше внимания. Разве не логично?

Дошкольник - чья это забота?

Моя собеседница - Елена КОМАРОВА, заместитель министра образования и науки области.

-- Елена Сергеевна, как государство участвует в воспитании и образовании детей до школы?

-- В законе об образовании сказано, что родители являются первыми воспитателями ребенка. А государство оказывает им помощь. В Конституции же определено, что право на бесплатное дошкольное образование имеют все граждане.

-- Пусть так. По областной программе на развитие дошкольного образования на 2006-2010 годы выделяется 1,3 миллиарда рублей. Это деньги наши, областные. А из федерального бюджета, из денег национальных проектов, из Стабфонда что-то поступает?

- Нет, не поступает ничего. По выражению одного из руководителей системы образования в Москве, "государство ушло из системы дошкольного образования", и за его состояние федеральная власть не несет никакой ответственности. Это все - компетенция местных органов власти. Но хочу подчеркнуть, что у нас областная власть не оставила муниципальные органы один на один с проблемами дошкольного образования. Помощь оказывается через областную целевую программу развития.

-- Скажите, пожалуйста, сколько в области детей до семи лет?

-- 198 тысяч.

-- А сколько из них посещают детские сады?

-- 146 тысяч.

-- Охват 75 процентов - это нормально?

-- Это высокий показатель. Охват по стране - 55 процентов. Есть территории, где охват и того меньше.

Очередь у нас связана, главным образом, с тем, что идет рост рождаемости. Он и не позволил довести процент охвата до 85, а такую задачу ставило перед нами правительство области. Мы понимаем, что возраст до семи лет - очень ответственный. На этапе дошкольного детства мы много теряем, не развивая ребенка тогда, когда это наиболее эффективно, не развивая в нем то, что на более старших ступенях исправлять, переделывать трудно. Это неправильно по многим позициям, и в первую очередь, с точки зрения экономики.

-- А содержание дошкольного образования - чья забота?

-- Наша. Нам не все равно, как и чему будут обучать детей. Мы закупаем образовательные программы. Мы проводим курсы повышения квалификации, на которые приглашаем авторов этих программ. У нас есть своя кафедра дошкольного образования в институте повышения квалификации. До недавнего времени специалистов по дошкольному образованию высшей квалификации готовил только вуз в Магнитогорске. Три года назад открылся факультет дошкольного образования в Челябинском пед-университете. Кроме того, в будущем году у нас появится новая специальность - младший воспитатель, вместо помощников воспитателя, которые сегодня работают в детских садах вообще без какой-либо подготовки.

-- Эти кадры - в дефиците?

-- Ситуация разная. На территориях с развитым рынком труда, где предложение превышает спрос, - большая текучесть. Например, в Челябинске - 22 процента. А на селе текучесть нулевая.

-- Елена Сергеевна, плата за детский сад - это навсегда?

-- Плата была и прежде. В советские годы, если помните, 12 рублей 50 копеек. Другое дело, что тогда плата не превышала 20 процентов расходов на содержание детей: 80 процентов брало на себя государство. А потом - где как. Но в 1992 году вышло постановление правительства, в котором плата ограничивалась теми же 20 процентами. Правда, 122-м федеральным законом это ограничение снято опять.

-- У нас в области - как?

-- По-разному. От ста рублей и выше. В Челябинске, например, плата - 600 рублей. Это и есть примерно 20 процентов расходов.

-- Спасибо, Елена Сергеевна, за консультацию.

Цена вопроса

Малыши - в очередях. Ждут. Капризничают. Остаются без присмотра. Болеют. В столицах, в крупных и малых городах страны тысячи детишек стоят у дверей детских садов - их туда не пускают. Всего в России 800 тысяч малышей ждут своей очереди. В стране было 80 тысяч детских садов, теперь их только половина. Остальные - бог весть где и у кого. Если и удастся что-то вернуть, то не без затрат. Проще построить новые здания. (Профессор Елена Смирнова: "Вымирание детских садов - удар по будущему страны"). Цена вопроса - 15 миллиардов рублей. В бюджете этих денег нет. Почему? (Профессор Елена Смирнова: "Государство теперь не отвечает за детей раннего возраста"). России дела нет до 800 тысяч детей и их родителей. Она о них... забыла. Это всегдашние отговорки - о ее бедности. У нее в заначке, которая называется Стабфондом, 1 триллион 460 миллиардов рублей. Он, Стабфонд, и не заметит, если взять из него 15 миллиардов рублей на 800 тысяч детей - по 20 тысяч на каждого. Так ведь построенные на эти деньги детские сады давали бы приют не одному поколению малышей.

Россия, тебе не стыдно? Или ты уже потеряла саму себя?

Конституция Российской Федерации.

Статья 7: в нашем государстве "обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства".

Статья 38: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

Статья 43: "Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного... образования".

Нет, не обеспечивается поддержка. Нет, не находится под защитой. Нет, не гарантируется бесплатность. Это - пустые декларации. Государство ничего не сделало, чтобы обеспечить, защитить и гарантировать. Оно сняло с себя эти заботы. Освободилось от них. И - хоть трава не расти.

В нашей области затраты на текущее содержание детских садов - около 2 миллиардов рублей в год, на развитие дошкольного образования на предстоящие пять лет - 1,3 миллиарда рублей. В том числе из местных бюджетов - 800 миллионов, из областного - 400 миллионов, из федерального - ни копейки. А сколько из семейных бюджетов родителей?

Все было. Все разрушили. 15 лет разрухи и бедности - не до детей. Теперь деньги есть - и что?

Дети ждут. Родители ждут. Бабушки и дедушки ждут. Все ждут. Молча. Чего-то...

Комментарии
Комментариев пока нет