Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Хорошо забытое прошлое

01.03.2006
Экспозиция к 70-летию Челябинской организации Союза художников стала поводом для дискуссии о судьбе этого творческого союза

Челябинская организация Союза художников недавно отметила свое 70-летие. По этому поводу в выставочном зале Союза прошла юбилейная выставка. Она вызвала споры, что уже хорошо. Значит, искусство по-прежнему небезразлично людям, равно как и процессы, происходящие в культурной среде. Как сохранить память о тех художниках, кто создавал эту среду? В чем отличие выставочного зала от музея? И что мешает тем, кто занимается выставочной деятельностью, в их стремлении сделать выставки максимально объемным высказыванием о художественной жизни Челябинска? Дискуссию начала Татьяна Джемс-Леви, знаток и коллекционер произведений наших художников, а прокомментировать ее письмо мы попросили искусствоведа выставочного зала и автора юбилейной выставки Марью Аникину.

Экспозиция к 70-летию Челябинской организации Союза художников стала поводом для дискуссии о судьбе этого творческого союза

Челябинская организация Союза художников недавно отметила свое 70-летие. По этому поводу в выставочном зале Союза прошла юбилейная выставка. Она вызвала споры, что уже хорошо. Значит, искусство по-прежнему небезразлично людям, равно как и процессы, происходящие в культурной среде. Как сохранить память о тех художниках, кто создавал эту среду? В чем отличие выставочного зала от музея? И что мешает тем, кто занимается выставочной деятельностью, в их стремлении сделать выставки максимально объемным высказыванием о художественной жизни Челябинска? Дискуссию начала Татьяна Джемс-Леви, знаток и коллекционер произведений наших художников, а прокомментировать ее письмо мы попросили искусствоведа выставочного зала и автора юбилейной выставки Марью Аникину.

Чьи плоды пожираем?

Я пошла на выставку, посвященную 70-летию Союза художников России. Выставка региональная, фамилии все наши, знаю их более 40 лет, слежу за творчеством. Многих не стало за эти годы, но память хранит их имена. Я помню выставку челябинских художников, которая проходила в небольшом павильоне городского сада имени Пушкина (зимой там была теплушка и прокат коньков).

Внимание публики привлекала работа молодого художника Алексея Смирнова "Посвящение Гарсиа Лорке". Изображение лежащей изломанной фигуры поэта поражало смелостью и философской наполненностью.

Еще запомнились монотипии Михаила Ткачева, графика Николая Третьякова.

Выставочного зала в Челябинске долго не было, и экспозиции располагались в фойе кинотеатров и театров.

В ноябре 1969 года в помещении ресторана "Восток" открылась зональная выставка "Урал социалистический". Художников и публику приветствовала скульптор Е. Беламова - председатель правления Союза художников СССР. Народу на открытие собралось очень много, это был праздник интеллигенции. Недавно я познакомилась с профессором ЮУрГУ. Оказалось, он, будучи молодым человеком, тоже присутствовал там, и мы с удовольствием вспоминали работы той выставки. А телевидение регулярно делало репортажи из залов, и заставкой к передаче была небольшая скульптура В. Авакяна "Скорбящая".

Тем временем я работала художником-декоратором в театре оперы и балета имени Глинки. Частым гостем у нас был Василий Андреевич Неясов, написавший много портретов артистов.

Интересным было общение с театральными художниками Н. Котовым, Я. Корсунским, А. Людмилиным. В. Ваксман создала декорации и костюмы к балету "Легенда о любви" (1968 год). После окончания школы к нам пришел работать мальчик - Саша Пимштейн, ставший потом известным художником плаката и так рано ушедший из жизни.

Один за другим стали появляться молодые художники: Г. Куницкая и О. Решетников, Л. и А. Кудрявцевы.

В начале 70-х годов мощное вливание монументалистов: К. Фокин, Л. Костина, С. Черкашин, В. Сорокин, В. Мишин, З. Латфулин. Закипела жизнь, появились росписи в театре ЧТЗ, Гипромезе, ресторане "Уральские пельмени". Но где они теперь? Пришедшее поколение бизнесменов быстро их уничтожило, а создать на этом месте ничего не смогли - это мы уже проходили по истории.

Создавались мозаики, витражи, гобелены, художники-оформители трудились на "идеологическом фронте". На деньги, которые художники зарабатывали своим творчеством, был построен прекрасный выставочный зал в центре города. Где они теперь, эти художники? Их вычеркнули так же, как и их работы. Это я поняла, придя в выставочный зал.

Опять тот же "салон", основная масса работ датирована 2003-2005 годами. Очередная сезонная выставка. Никакой истории, никакой памяти, ни капли уважения к "отеческим гробам".

Я понимаю, чтобы сделать выставку ретроспективой, пусть даже за последние 20-30 лет, надо очень много поработать и иметь большое желание. Такую выставку должна делать группа заинтересованных людей, а не один совсем юный искусствовед. Хотя благодаря куратору М. Аникиной работы ее отца увидели свет.

А вот заслуженный художник России Дмитрий Сурин, видимо, не настоял на восстановлении памяти художника-отца.

Не увидела я и династии художников Савочкиных. Насколько интереснее и разнообразнее была бы выставка, будь на ней работы Русакова и Вандышева, М. Ткачева, В. Неясова, В. Старкова, Л. Головницкого, Е. Макарова, П. Фоминых, А. Смирнова, братьев Вороновых, В. Лаптева...

А работающие в полную силу К. Фокин, С. Черкашин, Кудрявцевы...

Какой пласт культуры просто не затронут нашими искусствоведами! Неужели вот так, одним махом можно уничтожить всю память, вычеркнуть из истории целую жизнь?

70 лет - значительная дата, но чем, кроме застолья и стандартной экспозиции, она отмечена?! Каталога в продаже нет, да и выглядит он весьма непрезентабельно. Словно не художники поработали над его макетом, а ученик-программист сляпал как мог.

Сжатая статья искусствоведа Т. Мамыкиной состоит из фамилий художников и названий работ, но все "на пальцах" - нет ни одной репродукции, иллюстрирующей текст.

Десять лет назад, к юбилею, был издан альбом репродукций с портретами художников и информацией о них. А также большой справочник, охвативший историю Челябинской организации Союза художников России с 1936 по 1991 год (автор-составитель О. Кудзоев), и это было сделано на средства организации. Упрекнуть в безразличии руководство тех лет не приходит в голову.

Картинная галерея в запасниках хранит множество работ наших художников, но и они не взялись стряхнуть пыль с полотен и показать их публике.

Наша молодежь, студенты многочисленных художественных заведений, растущих в городе как грибы, имеют очень ограниченные знания по истории искусства Челябинска. Вот и растут Иваны, родства не помнящие (или не желающие помнить?!). Не задумываемся мы, кто заложил фундамент, чьи плоды мы ПОЖИРАЕМ...

Татьяна ДЖЕМС-ЛЕВИ

Откликнитесь, живые!

Эти размышления - не только по поводу прошедшей юбилейной экспозиции. Она, кстати, получилась вполне достойной, и нижеследующие горькие упреки - не в ее адрес. Правда, один вопрос, связанный с ней, надо разъяснить. Некоторые зрители ожидали увидеть выставку ретроспективную, историю Союза художников, произведения его основателей. Разумеется, такая экспозиция необходима в юбилейный год, и она будет там, где ей уместнее и удобнее находиться - в областной картинной галерее. Удивляет лишь то, что разницы между выставочным залом и музеем не видят не только обычные граждане, но и более компетентные люди. Приходится разъяснять. Картинная галерея, как любой музей, хранит и показывает историю. В работе выставочного зала - своя специфика. Он уникален именно тем, что отражает текущий процесс, современную творческую жизнь. Если не путать эти культурные учреждения, то можно понять, что каждый выполняет свою работу.

Выполнять ее хочется, конечно, как можно лучше. Основная проблема - качество выставок. Уважающая себя организация обязана поддерживать высокий уровень, быть точкой отсчета в пестром разнообразии современной художественной жизни. Уровень этот зависит от двух причин: усилий организаторов с одной стороны и качества этой художественной жизни - с другой. Проще говоря - что выставлять и как. Так вот, при отсутствии "что", без материала - все усилия бессмысленны. Уровень сползает вниз. Что же, в городе нет хороших художников? Быть не может, точно знаю, что есть. Более того, они и выставки посещают - в качестве зрителей и критиков. Позиция удобная. Только критика не помогает почему-то. Вопрос поднимался неоднократно, были беседы, обсуждения, статьи. А суть проблемы проста: часть художников - ярких, сильных, интересных - не участвует в выставках. Разумеется, качество от этого страдает. Спасибо тем, кто на своих плечах вытаскивает наши экспозиции, принимает на себя тяжесть отсутствующих. Один из случаев - последняя областная осенняя выставка, когда пришлось достать из запасников холсты уже ушедших из жизни художников и закрыть полупустые стены. У живых оказалось слишком много проблем, далеких от творчества. Причем выставочный зал этих проблем не создает. Никто не помешает Константину Фокину, Сергею Черкашину, Александру и Людмиле Кудрявцевым, да и всем остальным принимать участие в экспозициях, если возникнет желание. Организаторов выставки, по моему наивному убеждению, должна интересовать лишь художественная сторона. Если же каких-то авторов останавливают личные, коммерческие и политические мотивы - к чему тогда поднимать вопрос о высоких материях? Надо определиться для себя, что важнее, и заниматься именно этим. Для нас важно высокое качество - вопреки сложившейся ситуации, при отсутствии самого необходимого, при равнодушии окружающих. Выставки, и достойные выставки, делают сейчас несколько энтузиастов-организаторов и добросовестные художники. Нам нужны неравнодушные люди, нужны осмысленные действия, конструктивная критика. Кому нужна политика - пусть ею и занимаются. Это письмо адресовано художникам.

Марья АНИКИНА

Комментарии
Комментариев пока нет