Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Алатырские богомольцы

02.03.2006
Корреспондент "Челябинского рабочего" побывал в одном из древнейших монастырей России

Более десятка верующих Златоуста духовно окормляет архимандрит Иероним, игумен Алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря. Они не по разу в год ездят в эту обитель, возникшую в середине XVI века, прославившуюся двумя чудотворными иконами и нетленными мощами схимонаха Вассиана, находящимися под спудом. Претерпевшая немало бед и лишь недавно восстановленная после серьезных разрушений, она привлекает богомольцев со всех уголков России особой духовной атмосферой, редким радушием многочисленной братии. Собравшись в очередной раз в Алатырь, златоустовец, врач Владимир Гугель позвал с собой корреспондента "Челябинского рабочего".

"Да будет воля Твоя:"
Планируя эту поездку, думали: билеты на обратный путь приобретем в Алатыре - в зависимости от того, как будут складываться обстоятельства.

Корреспондент "Челябинского рабочего" побывал в одном из древнейших монастырей России

Более десятка верующих Златоуста духовно окормляет архимандрит Иероним, игумен Алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря. Они не по разу в год ездят в эту обитель, возникшую в середине XVI века, прославившуюся двумя чудотворными иконами и нетленными мощами схимонаха Вассиана, находящимися под спудом. Претерпевшая немало бед и лишь недавно восстановленная после серьезных разрушений, она привлекает богомольцев со всех уголков России особой духовной атмосферой, редким радушием многочисленной братии. Собравшись в очередной раз в Алатырь, златоустовец, врач Владимир Гугель позвал с собой корреспондента "Челябинского рабочего".

"Да будет воля Твоя:"

Планируя эту поездку, думали: билеты на обратный путь приобретем в Алатыре - в зависимости от того, как будут складываться обстоятельства. Но, ожидая поезд "Челябинск - Москва" на вокзале, почему-то решили позаботиться об обратной дороге заранее. Купили билеты, сократив на день предполагаемый срок нахождения в монастыре. Вечером прибыли в Ульяновск. Переночевали у знакомых и первой маршруткой отправились в Алатырь.

Городок провинциальный, но в нем немало современных микрорайонов, вполне обустроенных. И даже частный сектор оставляет впечатление добротного поселения, сохранившего бывшие купеческие атрибуты. Не связана ли крепость уклада жизни многонационального городка, заложенного царем Иваном Грозным, с этимологией его названия ("Алатырь" с чувашского можно перевести как "престол для Бога")? Есть и фонетическое сходство с русским словом "алтарь" :

Монастырь удивил обновленным видом, величественным собором, выложенным из красного кирпича и контрастирующим цветом с другими строениями. Заходим в дом наместника - в надежде увидеть игумена Иеронима и договориться о приеме. Он выходит из рабочей кельи в приемную, где встречи с ним ожидают более десятка человек. Поражает сходство архимандрита с известнейшим актером Анатолием Папановым, даже голос такой же. Только в своем монашеском одеянии как-то уж очень прост, доступен. Увидев Владимира, добродушно ворчит:

-- Зачем рано приехал?

-- Вы сами назначили на 15-16 февраля.

-- А сегодня 14-е. Сейчас не приму - приезжают митрополит, паломники из Москвы. Весь завтрашний день - с ними. Только 16-го.

-- Мы на 16-е взяли билеты на обратную дорогу: Что, менять? Благословите.

-- Если решите остаться, меняйте:

Выходим озадаченными.

-- Вот, хотели же по приезде определиться, но не вняли внутреннему голосу, первому порыву, который, как правило, от Бога, - раздумчиво говорит Владимир Андреевич. - Доверились своей воле, которая привела нас к этим трудностям. Что ж, едем на вокзал менять билеты:

Трудники

Нас поселили в кельях, где обитают трудники и паломники. Трудники - те, кто временно живет в монастырях, восстанавливаясь от ударов судьбы, спасаясь от алкоголизма, наркомании и других "обольщений дьявола". Эти люди, не желающие превратиться в бомжей, умереть в пьяном угаре или от передозировки наркотика, в монастырях находят теплый угол, нормальное питание. При условии посещения богослужений и выполнения послушания. Трудник, узревший спасительный для души путь, может быть переведен в послушники. Чтобы продолжить пребывание в обители, готовясь к постригу.

Кельи заполнены полностью. В соседях - люди с "трудным прошлым", как сказал мой спутник. Кто-то беспробудно пил и бомжевал, но милостью Божьей - советом священника или верующего приятеля - пришел в монастырь обретать себя "бодренного сердцем и трезвенною мыслию". Кто-то отбыл уголовное наказание, но проторенный путь на свободе решил сменить на узкую тропку к Богу и совестливой жизни. Публичных покаяний мы не услышали. Наверное, потому, что эти "братья во Христе" прекрасно понимают: от возврата назад не застрахованы. Было очевидно: не все стремятся к внутреннему преображению. Кто-то с леностью выполнял порученную работу, кто-то вообще от нее уклонялся. Как, например, некоторые из "одумавшихся" наркоманов, которые, как показалось, бросать свое пагубное занятие вовсе не собирались. Как бы то ни было, нахождение в монастырских стенах бесследно не проходит: святое и чистое начало в человеке так или иначе напоминает о себе, пробивается сквозь толщи греховных наслоений. Это мы почувствовали, когда вместе с трудниками убирали снег, выгружали мешки с мукой. Что-то в их, нередко нескладных, речах трогало, задевало за живое:

"Блаженные"

Молодой человек вылез из-под скомканного одеяла, демонстрируя несвежую простыню и всклокоченные волосы. Сидя на кровати напротив меня, спросил:

-- Зла на меня не держите?

-- Нет. А с чего ты взял? - спрашиваю в свою очередь, учитывая разницу в годах.

-- Слышу, будто дьявола вспомнили, думая обо мне:

-- Это тебе показалось. Успокойся, брат:

-- Недавно был здесь отец Корнилий, гостиничный, грозился выгнать меня. Выпнут, как паршивого кота:

Он, встав, стал изображать, как выбрасывают ногами за порог лишайных кошек, чтобы не плодить в доме заразу. На лице - гримаса гнева и ожесточения.

-- Алексей, умерь пыл, - остужает его трудник Олег, приехавший в Алатырскую обитель из Новороссийска как паломник и решивший задержаться. - Никто тебя не выгонит, если меньше будешь валять дурака, сменишь постельное белье, перестанешь пропускать службы и отлынивать от послушания.

Потом, не помню кто, сказал мне про Алексея: бесноватый. Говорит, будто считывает мысли, слышит произносимое другим человеком про себя, а на деле - это злые духи нашептывают ему на ухо разными голосами. Не спешу разделить мнение соседа по келье: монастырскому духовенству видней, в каком качестве Алексей пребывает здесь. Видимо, духовное и физическое исцеление возможно для него.

Другой "блаженный" - заикающийся парень Слава. Его послушание - будить на полунощницу, звать колокольчиком в трапезную. Иных не просто разбудит рано утром, а напомнит, что они прежде укоряли себя за опоздание на предутреннее богослужение. Сам же вскоре заваливается на кровать и спит до обеда. Духовной литературе предпочитает книжки о полководцах. Я побеседовал со Славой: простой, наивный и чистый душой юноша. У него, как выяснилось, были две сложные операции с трепанацией черепа после попадания в автомобильные аварии.

-- Н-н-надо, г-говорят врачи, еще одну, чтобы исп-п-править речь, - добавляет он. - Б-боюсь, станет х-хуже...

Узнаю, что Вячеслав уже немало лет ездит по монастырям, ища такую обитель, где душа успокоится. Отец, женившись на женщине с тремя дочерьми, сказал ему: семья или церковь. Будто срывали с него нательный крест, рвали принесенные из храма иконки. Он и выбрал - Церковь.

Паломники

Более, чем с другими, сошелся с паломником Димитрием (так он представился) из Перми. Он жил в монастырской гостинице вместе с 7-летним сыном Поликарпом. С ним же, как рассказал, уже посетил не одно святое место, пожил во многих монастырях. Димитрию - тридцать лет, но уже дважды был женат. От второго брака у него - маленькая дочь, она осталась с матерью. Человек он, как мне показалось, глубоко душевный, тонко чувствующий, искренно верующий.

-- Вот эта чрезмерная чувственность и подвела меня, - сокрушается он сердцем. - Господь давал возможность знакомиться с девушками из верующих семей, скромными, духовно богатыми, но я прельщался внешней красотой, девицами без страха Божьего, женился в надежде, что рядом со мной спутница потянется к Богу. Как глубоко заблуждался! Сам с головой погружался в прагматичное существование, стремился к материальным благам. Были и рестораны, и загородные поездки на шашлыки. Бросил все, осознав пагубность такой жизни для души. Иномарку продал знакомому в рассрочку, чтобы этими деньгами помогать второй жене:

Русоволосый и голубоглазый "живчик" Поликарп чувствовал себя в монастыре как рыба в воде. Не слишком утомляли его и длительные богослужения, на которые приходил с отцом. И все же ему больше нравилось бегать по гостинице и монастырскому двору с другими мальчишками, приехавшими с опекуном из Москвы. В сравнении с ними он был, как показалось, психически более уравновешен, собран. Не давал себя в обиду, хотя был младше. Спросил Димитрия, не боится ли за ребенка в частых поездках и сменах места жительства. Он спокойно ответил:

-- Я ведь увез Поликарпа от первой супруги полуторагодовалым, и ничего - выжили с Божьей помощью. Понимал, что сделал ей больно, но не мог тогда простить измены, был в страшной обиде. Вскоре она нашла другого мужа, снова родила. А мы с сыном стали странниками и искателями свободного духа и жизни, согласной с волею Господа. Во всех концах России побывали, и нигде он серьезно не болел. Нас никто не обидел, но многие помогали одеждой, деньгами, предлагали ночлег, стол. Один только раз, на Кавказе, возникла небольшая опасность:

Архиерей

В праздник Сретения Господня Алатырскую обитель посетил владыка - митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. В духовной среде он - человек известный, даже легендарный. Хотя бы такой случай. В 1993 году в Иерусалиме, в ночь на светлое Христово Воскресение, с ним произошло чудо во время сошествия благодатного огня. Газета "Русский вестник", приводя письмо прихожан Введенского собора города Чебоксары, первой поведала об этом необычном явлении. Когда патриарх иерусалимский вышел из кувуклии (места гроба Господня), то благодатный огонь с пука его свечей перекинулся на свечи владыки Варнавы. Патриарху пришлось зажигать свои свечи от свечей митрополита.

Нам с Владимиром посчастливилось не только благословиться у этого Богом отмеченного архиерея, принять от него миропомазание, но и присутствовать на службе с его участием. Праздничные богослужения в монастырском соборе были знаменательны еще тем, что в нем была выставлена привезенная из Киева чудотворная икона Божией Матери "Призри на смирение". Богомольцы, приложившись к этому благодатному образу, спешили поклониться и двум другим чудотворным иконам, давно обретенным в Алатыре и находившимся в Свято-Троицком монастыре: Нерукотворному Спасу и Казанской Богородице.

Монахи и батюшка

Так получилось, что с монашествующими насельниками разговоров практически не было. Мы их видели и в храме, и в трапезной, но повода заговорить не находилось. Более других запомнился отец Ермолай, помогавший в последний день заполнить обходные и получить назад паспорта. Не просто помог - вместо нас обошел все подразделения монастырского хозяйства и поставил необходимые подписи. Предложил эту услугу, забыв про свою хромоту.

Самый светлый и волнующий час - беседа с отцом Иеронимом. Несколько раз заходили в игуменские покои, коими их никак нельзя назвать: все время здесь толпилось с десяток приезжих - священники, наместники монастырей, монахи, богомольцы из Москвы. Всякий раз батюшка говорил, что примет нас позже. Наконец, ласковым голосом пригласил поочередно на беседу. Я вышел из его кельи, как мне ощущалось, обновленным духом человеком, с ярко очерченным светлым путем впереди. Однако во время разговора был момент внутреннего борения, некоего небольшого напряжения, когда игумен предложил подумать о монашеском подвиге.

-- Я очень привязан к родным людям, друзьям, к работе:

-- Я тоже был привязан к своим близким, - сказал неторопливо отец Иероним, - но вот уже более тридцати лет монашествую, определив главной целью своей жизни спасение души.

Прощаясь и по-отечески обнимая меня, батюшка сказал:

-- Хочешь жить в миру - живи. Но коль выбрал своей духовной защитой Церковь, не отступай. Пиши в газету, но помни об ответственности перед Богом за каждое слово:

Был разговор с отцом Иеронимом -бывшим священником русского монастыря в Иерусалиме и насельником Пантелиимоновской обители на горе Афон в Греции - и о личной жизни. Его ответы на мои самые "больные" вопросы не оставили сомнений в необычном духовном видении и огромной любви наставника. Таким же воодушевленным вышел от него и мой товарищ, пришедший на беседу с заранее заготовленными вопросами.

-- Прежде духовно окормлял нас, нескольких златоустовцев, другой Иероним - схиигумен Санаксарского монастыря в Мордовии, - рассказал Владимир Гугель. - После его блаженной кончины мы всерьез опечалились: без умудренного духовным знанием наставника не представляли себе дальнейшей жизни. И тут же Господь привел одного из нас в Алатырь, к этому необыкновенному батюшке. Вот уже несколько лет ездим сюда, большинство - с семьями. И всякий раз увозим с собой ощущение снизошедшей благодати Божией:

Валерий ЕРЕМИН Алатырь - Златоуст

Комментарии
Комментариев пока нет