Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Грант президента - это не премия

07.03.2006
Учителю платят не за то, чтобы он ходил на работу

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Общение с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, состоявшееся в Челябинске в минувшую субботу, прояснило многое. Как в отношении национального проекта "Образование", так и в отношении государственной политики в целом.

Весь день Андрей Александрович отвечал на вопросы педагогической общественности и журналистов. Что же интересовало людей? Главным образом, как распорядиться деньгами, которые выделили в качестве грантов лучшим учителям, школам и вузам. Люди хотят, чтобы все было поделено по справедливости, чего требовал в свое время герой "Золотого теленка" Шура Балаганов.

Учителю платят не за то, чтобы он ходил на работу

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Общение с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, состоявшееся в Челябинске в минувшую субботу, прояснило многое. Как в отношении национального проекта "Образование", так и в отношении государственной политики в целом.

Весь день Андрей Александрович отвечал на вопросы педагогической общественности и журналистов. Что же интересовало людей? Главным образом, как распорядиться деньгами, которые выделили в качестве грантов лучшим учителям, школам и вузам. Люди хотят, чтобы все было поделено по справедливости, чего требовал в свое время герой "Золотого теленка" Шура Балаганов. Народ решил, что государство начинает возвращать долги. Но это ложное представление. Кто кому должен - государство образованию или образование государству - еще вопрос. Не случайно ведь из уст министра несколько раз прозвучал вопрос: "А за что платить?" За этим следовала немая сцена. Как?! Разве непонятно, сколько забот у педагога?! Но справляется ли он с ними? Есть все основания об этом спросить. Платить за то, что с передовых позиций наше образование скатилось к сороковому месту в мире? За это уж точно никто платить не будет.

Можно ли рассматривать проект как материальную поддержку? Именно так его и восприняли многие. В региональном координационном центре, например, на встрече с директорами школ министру предложили разработать еще и пакет социальных гарантий, в котором педагогам было бы обещано жилье, путевки для оздоровления и многое другое. Андрей Фурсенко оставил этот вопрос вообще без ответа, предоставив право прокомментировать его вице-губернатору нашей области Андрею Косилову. Оно и понятно. Не те деньги, не тот масштаб у проекта, чтобы говорить сегодня о материальной поддержке всей системы образования. Судите сами. В образовательных учреждениях нашей области работает более 59 тысяч педагогов. Президентские гранты в размере 100 тысяч рублей получат 218 человек. Сумма для конкретного педагога вполне достаточная, чтобы он почувствовал не только деньги, но и уважение к своему труду. Однако его коллеги, кроме зависти, ничего другого, вероятно, не испытают. Та же картина и в отношении лучших школ и вузов. Гранты получат немногие.

Если бы государство хотело поддержать образование материально, оно могло бы пойти по другому пути. Потратить часть Стабилизационного фонда, который сегодня, благодаря нефти, чрезвычайно богат, на повышение учительской зарплаты и т.д. Но оно не идет на это. Научено горьким опытом. Ведь было уже однажды богатым в конце 60-х годов, когда открыли сибирскую нефть. Впрок тогда богатство не пошло. Могущественное государство рухнуло, погрузившись в эпоху застоя. Сегодня оно хотело бы избежать прежних ошибок. Поэтому действует осторожно. Государство, конечно, понимает, что задолжало образованию. Но ведь и образование не делает того, чтобы экономика, страна начали жить по-новому. Заставят ли его работать, как надо, новые деньги - еще не факт. Поэтому национальный проект - это пробный камень, чтобы убедиться, в том ли направлении надо двигаться.

-- Сегодня для нас главная проблема - на практике связать результат с вложенными деньгами, - так сказал Андрей Фурсенко о цели проекта. - Показать, что благодаря даже небольшим вложениям мы сделали существенный шаг. И это даст основание для того, чтобы выйти в правительство и в Думу с предложением о дополнительных тратах на нужды образования.

Оправдаются ли надежды государства? Делать выводы пока рано. Но проект уже всколыхнул педагогическое сообщество, породил дух здорового соперничества, о чем говорили челябинские педагоги министру. Побудил к тому, чтобы посмотреть на свою деятельность со стороны и прикинуть, что можно изменить к лучшему. Так, например, начальник управления по делам образования Челябинска Александр Кузнецов предложил ввести электронный оборот документов, чтобы уменьшить число заместителей у директоров школ. И эта идея пришлась по душе Андрею Фурсенко. Он пообещал не только моральную, но и материальную поддержку при переходе на новую форму организации работы. Поэтому наша область, в которой все школы до конца этого года получат выход в Интернет, может стать пионером в новом деле, а потом еще и продавать свои наработки другим.

Оценил Фурсенко и предложение о том, чтобы оплата труда учителей в старших классах была несколько выше, и ряд других. Обещал поправить несправедливость в отношении профучилищ. Они, как известно, не вошли в национальный проект. А ведь в профучилищах обучается немало сирот, воспитанием которых занимаются не меньше, чем в школах. Но надбавку за классное руководство не получают.

Задача национального проекта, как объяснил Андрей Фурсенко, не только выделить победителей, но и понять, какие требования нужно предъявлять к учителю сегодня. Чего мы ждем от него? Что вкладываем в понятие "лучшая школа"? Это та, что хорошо готовит для поступления в вуз, или другая, которая развивает каждого ребенка как личность, растит из него порядочного человека и достойного гражданина? Ответить на эти вопросы предстоит не столько министерству, сколько обществу, то есть нам с вами. Пока школу мало волнует, что думают о ней ученики и их родители. Но это неправильно, потому что школа существует на деньги налогоплательщиков. И оценку ее деятельности должны давать они, а не сама школа. Экспертные советы, которые создаются сегодня для того, чтобы назвать победителей проекта, - первая попытка прибегнуть к оценке извне.

Андрей Фурсенко подчеркнул, что национальный проект - это еще не все, что делается в образовании. И может быть, даже не главное. Впереди - переход на обязательное полное среднее образование. В образовательный институт должна превратиться наша армия. И тогда молодые люди в ней не будут пьянствовать, а будут учиться. И не останется места таким диким случаям, как с Андреем Сычевым.

Финансирование образования с каждым годом растет и будет расти впредь. В этом году по сравнению с 2005 годом оно увеличилось на 47 процентов. Поэтому изменения в образовании только начинаются. И в этом министр образования РФ абсолютно уверен.

Комментарии
Комментариев пока нет