Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Солдат с учебником в руках

15.03.2006
Общество само должно потребовать перемен в образовании

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко в единственный день, который он провел на Южном Урале, буквально рвали на части. Его везде сопровождала толпа журналистов. Поэтому взять эксклюзивное интервью было делом непростым. Вопросы приходилось задавать на ходу. Вот в таких "полевых" условиях и родился этот материал.

Общество само должно потребовать перемен в образовании

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко в единственный день, который он провел на Южном Урале, буквально рвали на части. Его везде сопровождала толпа журналистов. Поэтому взять эксклюзивное интервью было делом непростым. Вопросы приходилось задавать на ходу. Вот в таких "полевых" условиях и родился этот материал. О чем он? О позиции государства в отношении образования, которое касается буквально каждого из нас.

Насильно мил ЕГЭ не будет

-- Андрей Александрович, не пора ли, на ваш взгляд, ввести ЕГЭ и для выпускников вузов? Решился бы, наконец, давнишний спор, кто виноват в низком качестве обучения. А то одни упрекают школу в том, что это она готовит плохо, а другие обвиняют вуз, который якобы завышает требования.

-- Контроль при окончании вуза есть и сегодня в виде государственных экзаменов, защиты дипломов. Однако качество все равно остается слабым.

При таком массовом обучении, когда 80 процентов выпускников школ поступают в вузы, обеспечить качество крайне сложно. Мы ужесточаем контроль на входе в вуз благодаря введению ЕГЭ. Но пока общество не будет само заинтересовано в качестве обучения, трудно рассчитывать на успех. О контроле при выходе из вуза, я думаю, должен заботиться еще и главный заказчик. А им является общество, бизнес, рынок труда. Вот если он потребует ввести ЕГЭ в вузах, то мы, конечно, пойдем ему навстречу.

-- Сегодня в вузах все чаще используют тестовую форму проверки знаний. Как вы к ней относитесь?

-- Нормально. Тесты - одна из альтернативных форм традиционного устного экзамена. Она привлекательна по двум причинам. Во-первых, дает более-менее объективную оценку знаний. Во-вторых, отделяет преподавателя от студента, исключая субъективизм.

Тесты используют во всем мире. Поэтому мы не изобретаем велосипед. Конечно, они не позволяют выделить ярких студентов. И по этой причине не могут быть универсальными. Но как единая "линейка" при проверке знаний тесты должны существовать не только в школе, но и в вузе.

-- В нынешней ситуации выпускники вузов не всегда могут найти работу по специальности. Не считаете ли вы возможным вернуться к распределению?

-- Когда мы в свое время от этого опыта отказались, все вздохнули с облегчением. А сегодня многие мне задают этот вопрос. Спросите у студентов, готовы ли они, например, поехать в село, чтобы стать там сельским учителем? Нет! А куда хотят? Юристом в иностранную фирму. Если подготовка достойная, то студент и сам найдет работу. Ну а плохого никто, конечно, не берет.

Опять же проблема упирается в качество. Хорошо готовят, как правило, в любом регионе один-два вуза, а в остальных - профанация образования, обман студентов, родителей и работодателей.

-- У ЕГЭ практически не осталось противников. Но его все равно называют экспериментом. Почему бы ЕГЭ не сделать нормой?

-- Не все еще к этому готовы. ЕГЭ уже пытались ввести силовым методом. И люди решительно воспротивились. В России стоит только объявить что-либо обязательным, как это точно не будут делать. Когда мы сказали, что не требуем 100-процентного участия в приеме по результатам ЕГЭ, пошла обратная волна. Большинство московских вузов заявило, что они готовы использовать ЕГЭ в полной мере. Только по профильному предмету хотели бы сохранить собеседование.

-- До тех пор, пока ЕГЭ остается экспериментом, в вуз могут поступить даже двоечники. Были такие прецеденты и в нашей области. Ведь если выпускник в условиях ЕГЭ получает неудовлетворительную оценку, то в аттестат ему все равно ставят тройку...

-- Выскажу свою личную точку зрения. Двоечников в вуз принимать нельзя ни на бюджетное, ни на коммерческое место. И получать тройку выпускник должен не по причине эксперимента, а потому, что он на тройку знает.

-- А если не знает? С введением ЕГЭ количество двоек резко выросло...

-- Тогда мы должны думать, извините, не о повышении зарплаты учителю, а о том, за что он деньги получает. Ему ведь платят не за то, чтобы он ходил на работу, а за то, чтобы учил. Я говорю, наверное, не очень популярные вещи. Но мы ведь все, кем бы ни были по профессии, еще и родители. И заинтересованы в том, чтобы детей учили хорошо.

-- В вузы молодые люди идут не только за образованием, но и по той причине, что хотят "откосить" от армии. Уж очень дикие нынче там нравы: дедовщина, пьянство...

-- Сегодня мы вместе с Министерством обороны работаем над проектом открытия ста центров подготовки для военнослужащих. Первое, что хотим сделать, - обеспечить связь тех, кто служит, с домом. Установить в частях Интернет. Психологически важный момент, чтобы у военнослужащих были гражданские преподаватели. Речь пока идет о получении в армии гражданских профессий. Но со временем армия должна превратиться в образовательный институт. Чтобы молодые люди в армии умели не только с ружьем на часах стоять, но и повышали свою подготовку в сфере образования.

Кому миллион, а кому - кукиш с маслом

-- Под национальный проект "Образование" выделяются не очень большие деньги. Всего 20 вузов в России (меньше, чем в одной нашей области) получат гранты от президента. То же самое в отношении школ и педагогов. Если национальный проект не предполагает материальной поддержки всей системы образования, то с какой целью он реализуется?

-- Мы должны понять, куда нужно вкладывать деньги, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Найти точки роста. Это первая задача. Вторая - сделать систему образования более открытой для общества. С этой целью в экспертные советы сегодня входят представители общественных организаций.

-- Не очень понимаю, зачем нужна общественность, чтобы назвать победителей среди педагогов, школ и вузов?

-- На общественность мы возлагаем в какой-то мере роль катализатора, ускоряющего процессы в образовании. Эти люди - часть нашего общества, которое живет сегодня в быстро меняющемся мире. Система образования тоже часть мира и должна меняться вместе с ним очень быстро, может быть, даже опережая события.

-- Но в том ли направлении мы движемся? Не приведет ли проект к появлению школ для бедных и для богатых? Ведь грант от президента получат школы, успешно решающие проблему информатизации. А к этому успеху школы шли, как правило, за счет кошельков родителей. И теперь они получат еще и миллион рублей. Плохо же обеспеченные школы останутся при своих интересах.

-- Все будет зависеть от нас с вами. Я доверяю экспертным советам и поэтому рассчитываю на их объективность и благоразумие. А условия присуждения грантов таковы, что получить их сможет необязательно богатая школа, но и любая другая, если у нее есть потенциал, желание и готовность развиваться, двигаться вперед.

-- Смущает еще и кратко-срочность национального проекта, рассчитанного всего на два года. Сейчас мы "просеем" всю систему образования. Определим победителей среди учителей, школ и вузов, а что потом?

-- Финансирование образования растет и будет расти независимо от национального проекта. По сравнению с прошлым годом оно выросло на 47 процентов. Без проекта - где-то около 30 процентов. Тоже немалая сумма. И в 2008 году отката не будет.

Дело ведь не только в том, чтобы выделить победителей. Важно понять, а что такое лучший учитель, лучшая школа, лучший вуз? Чего ждет от них наше общество? Какие требования к ним предъявлять?

Андрей ФУРСЕНКО родился 17 июля 1949 года в Ленин-граде. Окончил Ленинградский государственный университет. Доктор физико-математических наук.

Прошел путь от младшего научного сотрудника до заместителя директора по научной работе Физико-технического института имени Иоффе АН СССР (Ленинград).

В Санкт-Петербурге был вице-президентом АО "Центр перспективных технологий и разработок", генеральным директором Регионального фонда научно-технического развития, председателем научного совета фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". Карьеру в Москве начал в качестве заместителя министра промышленности, науки и технологий РФ. На пост министра образования и науки назначен указом Президента РФ в 2004 году.

Комментарии
Комментариев пока нет