Новости

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Калина" Антоныча

21.03.2006
Известному певцу и гармонисту Ивану Плешивцеву исполняется 75 лет

Виктор РИСКИН
Кыштым

Есть песни, которые принадлежат одному исполнителю. Бернесу - "Шаланды" и "Темная ночь", Отсу - "Я люблю тебя, жизнь", Магомаеву - "Свадьба" и "Бухенвальдский набат", Баскову - "Шарманка". У названных произведений есть поэты и композиторы, есть и другие не менее талантливые исполнители, но отождествляем мы их с голосами именно этих людей. В тот же ряд можно смело поставить совсем не профессионала, но близкого и понятного миллионам слушателей Ивана Антоновича Плешивцева. В мир народной музыки он буквально ворвался с той самой незамысловатой "Калиной".

Известному певцу и гармонисту Ивану Плешивцеву исполняется 75 лет

Виктор РИСКИН

Кыштым

Есть песни, которые принадлежат одному исполнителю. Бернесу - "Шаланды" и "Темная ночь", Отсу - "Я люблю тебя, жизнь", Магомаеву - "Свадьба" и "Бухенвальдский набат", Баскову - "Шарманка". У названных произведений есть поэты и композиторы, есть и другие не менее талантливые исполнители, но отождествляем мы их с голосами именно этих людей. В тот же ряд можно смело поставить совсем не профессионала, но близкого и понятного миллионам слушателей Ивана Антоновича Плешивцева. В мир народной музыки он буквально ворвался с той самой незамысловатой "Калиной".

И расцвел куст

Это пусть искусствоведы гадают, с чего вдруг довольно заурядная, проще пареной репы песенка стала едва ли не паролем, если не гимном всероссийского песнетворчества. Да что там всероссийского! Мне Антоныч рассказывал, как с его подачи "Калину" распевали в Израиле фермеры, побывавшие в свое время в сельских хозяйствах области.

Наше знакомство с Плешивцевым началось со звонка маэстро русской гармони Анатолия Морозова: "Приходи ко мне, такого ты еще не видел и не слышал!" Если Морозов зовет, надо не идти, а бежать: у него нюх на таланты! Правда, слегка сомневался: вроде уже все вокруг мастер перепахал, самородков давно на сто верст не видать: И точно, с первого взгляда Антоныч не вдохновлял: кряжистый, крупноголовый, простолицый. Вел себя скромно, говорил мало, больше слушал. Да и годков многовато, за 60 тогда было. В общем, на юное дарование никак не тянул. На него бы фуфайку с ушанкой, балалайку в здоровенные лопатообразные руки да на завалинку посадить - вот и весь привычный деревенский колорит. Короче, я заскучал.

И тут, хитро глянув, Морозов сунул гостю гармонь: "А ну-ка, шахтер, давай!" А дальше случилось невиданное: Это как бы засохшее многолетнее дерево вдруг расцвело цветами невиданной красоты! Еще минуту назад грубоватое лицо Плешивцева озарилось скрытым внутренним светом! На каком-то полурыдании, с легкой хрипотцой он вывел первую певческую строку: "Ой, калина, ой, калина, в речке тихая вода..." Никогда не думал, что можно сострадать какому-то кусту, вырванному из родных мест и брошенному на дороге в чужих краях. Потом дошло: не о кусте поет Антоныч, а о своей судьбе, бросавшей его из края в край. Но, как эта калина, он сумел выстоять. Не только выжить, но и подняться на вершину славы и признания.

Сено - за песню

Родился Иван Антонович в селе Плешивцево Самарской области, был четырнадцатым (!), последним ребенком в семье. В восьмимесячном возрасте переехал с родителями в Кустанайскую область. Жили в землянке. К 11 годам остался круглым сиротой: отец трагически погиб, ненадолго пережила его и мать.

-- На фронте погибли четыре старших брата, - рассказывает Плешивцев, - и остался я один в землянке. Год прожил с семьей немцев, которых пустил к себе на "квартиру". Они кормили и поили меня, а потом я переселился к дядьке. Первым моим публичным выступлением обязан еще матери. К выборам готовился к выступлению хор, который намечал исполнить песню с такими словами: "Приезжай, товарищ Сталин, приезжай, отец родной:" Все хотели, чтобы солировала своим высоким, чистым голосом моя мать Маланья Ивановна. Но она указала на меня: "А вы вон моего Ваньку возьмите". Я встал на стул и спел. Остались довольны все. А председатель похвалил: "Хороший совет дала Маланья, за это на всю зиму получишь сено".

С 13 лет работал Ваня в колхозе - выращивал телят, с 16 - слесарь по осмотру вагонов. В армии - первый гармонист. Даже если случалось схлопотать наряд, сослуживцы умоляли командира: "Мы и полы за него помоем, и картошку почистим, только пусть он рядом играет!" После армии переехал в Караганду. Устроился на шахту посадчиком породы. Работа опасная - преследовали переломы и травмы. Поэтому перебрался на землю начальником лесного склада. Но с гармошкой не расставался. На республиканском конкурсе в Алма-Ате занял первое место. Талантливого самодеятельного артиста хотели даже оставить в столице Казахстана, но, узнав, что у него всего три класса образования и нот не знает, отступились.

Новая жизнь и всероссийская известность пришли к Плешивцеву, когда он приехал в Кыштым. Через какое-то время он показался руководителю местного фольклорного хора Анатолию Морозову, а дальше: Дальше произошел взрыв! "Калина", прозвучавшая по областному радио, аукнулась сначала по Южному Уралу, а потом и по всей стране. На Плешивцева вышел Геннадий Заволокин, организатор телевизионного клуба "Играй, гармонь!"

От слезы материнской

-- С этим человеком мы повстречались на Урале во время съемок передачи "Играй, гармонь!" в Екатеринбурге, - рассказывал об уральском самородке Геннадий Заволокин. - Петь он может, кажется, без конца. Ехали с ним с концерта. Споет песню и обязательно спросит заботливо: "Я не надоел?" "Нет-нет", - торопливо успокаивали его наши ребята. А кто-то прибавил: "Не поет - душу выворачивает!" В чем же секрет успеха этих немудреных, немного сентиментальных песен? На мой взгляд, в первую очередь в том, что при кажущейся простоте они полны смысла, глубины и обаяния. Их можно назвать и семейными, и застольными, и песнями окраин. В них Иван Антонович Плешивцев, будучи сам частицей своего народа, очень точно выпевает людскую боль и неудовлетворенность, извечную народную мечту о лучшей, а вернее, красивой жизни: Иван Антонович поет их, по его выражению, как на душу легло, то есть смело изменяя слова и музыку.

-- Представьте себе, - продолжал Геннадий Дмитриевич, - жил на Урале человек, многое в жизни повидал, испытал, в том числе раннее сиротство, и вдруг на шестом десятке получает признание, славу, если хотите, всенародную любовь. Его везде приглашают, его имя собирает полные концертные залы. "Возможно ли это без музыкального образования, с простой гармошкой?" - спросит скептик. Оказывается, возможно. И если задуматься, ничего уж особенного в этом нет, просто не привыкли мы замечать того, что от сердца да слезы материнской к нам пришло. А вслушаешься, коснешься - таким звоном, такой красотой отзовется, что лучшего и не надо. Спасибо вам, Иван Антонович, за песни!

Душа не ошибается

После слов великого Заволокина больше нечего добавить к характеристике Плешивцева. Разве что уточнить относительно скептиков. Но не в них одних дело. Вот суждение руководителя челябинского центра "Гармонь" профессора Виталия Вольфовича: "После беспрецедентного успеха И. Плешивцева к нему сложилось весьма странное и трудно объяснимое отношение со стороны профессиональных музыкантов. Отношение, прямо скажем, пренебрежительное. А его успех многие пытаются связать либо со случайностью, либо с невзыскательностью слушателей. Что тут сказать, как все это воспринимать? Концерты Ивана Антоновича, где бы он ни выступал, проходят при переполненных залах: люди видят в нем своеобразного народного музыканта. И они не ошибаются".

Очень точное наблюдение. Это избирателей можно легко обмануть, а слушателей и зрителей - никогда. Там они голосуют сердцем, а тут - душой. Невесомая, эфирная субстанция обладает мощным магнетизмом: притягивается только к тому, что ей созвучно, что ей сопереживает и сострадает. И еще она тянется к загадке, к неразгаданной тайне, которую по-прежнему носит в себе Плешивцев. Ведь ту же не один раз упомянутую "Калину" исполнял еще в 40-е годы прошлого века, если не ошибаюсь, хор имени Пятницкого. Удалось ее разок услышать по радио. Ничего особенного: серенькое, невнятное произведение. Так и жило бы себе в репертуаре знаменитого коллектива, так и умерло бы, не попади в руки Антоныча. Вот и гадай: у профессионалов не получилось, а у него взыграло! Кто ответит?

И не надо отвечать. На то оно и искусство, которое должно удивлять, поражать, а не успокаивать, выравнивания всех исполнителей в одну шеренгу. А для завистников все ответы в строчках одной из песен Антоныча: "И чужого мне счастья не надобно, хватит мне на мой век своего".

Нельзя не упомянуть соавторов Плешивцева. Не он же сам сочиняет слова и музыку, хотя слова порой правит и мелодию подбирает. Но истинными сочинителями являются его поклонники и почитатели. Пальму первенства здесь держит композитор и поэт из Озерска Валерий Белкин, в багаже которого более 300 песен, немалая часть их вошла в репертуар Ивана Антоновича. А жена Валерия Никифоровича Евгения Билявская - главный исполнитель произведений своего мужа. Нередко они с Плешивцевым поют дуэтом.

Кто хочет в этом еще раз убедиться, того приглашаем 31 марта на концерт Ивана Антоновича, который состоится в кыштымском ДК "Победа". Аккурат за два дня до 2 апреля - 75-летия уральского певца, входящего в первую "Золотую десятку" народных гармонистов России. Организаторы, ведущие и полноправные участники этого концерта, разумеется, Валерий Белкин и Евгения Билявская.

Комментарии
Комментариев пока нет