Новости

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

История молодого историка

23.03.2006
Ясные недели, смутные месяцы, туманные годы Константина Рапохина

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск

Константин Рапохин заканчивает Челябинский педагогический университет. Что дальше? Какие у него ближние и дальние цели? Об этом наш разговор.

Песчинка  из Еманжелинска
- Кто вы, Константин Рапохин, на планете Земля?
- По большому счету - никто.
- А по малому?
- Песчинка.
- А кто вы в Челябинске?
- Приезжий.

Ясные недели, смутные месяцы, туманные годы Константина Рапохина

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Константин Рапохин заканчивает Челябинский педагогический университет. Что дальше? Какие у него ближние и дальние цели? Об этом наш разговор.

Песчинка из Еманжелинска

-- Кто вы, Константин Рапохин, на планете Земля?

-- По большому счету - никто.

-- А по малому?

-- Песчинка.

-- А кто вы в Челябинске?

-- Приезжий.

-- Откуда?

-- Из Еманжелинска.

-- А кто вы в Еманжелинске?

-- Коренной житель. Там родился, там вырос.

-- Когда родился?

-- В 1984 году.

-- А кто вы в семье?

-- Единственный сын. Правда, есть еще сестра, но сын - единственный.

-- А кто вы в педуниверситете?

-- В своей группе - второй среди лучших. Нас двое в группе, кто с первого курса хорошо учится: я и мой сосед по комнате Владимир Власов. Он получает какую-то именную стипендию. Я не получаю такую стипендию, но тоже хорошо учусь, иду на красный диплом.

-- Костя, а кто у единственного сына родители?

-- Отец, Иван Михайлович, шахтер, а мать, Наталья Александровна, бухгалтер.

-- Сколько лет отцу?

-- 46.

-- Он еще работает?

-- Да, в охране. А вообще у него 17 лет подземного стажа. Но сейчас в городе не осталось ни одной шахты.

-- А сестра младше?

-- Да, она учится в девятом классе.

-- Как ее зовут?

-- Татьяна.

-- Хорошее имя. Костя, а как глубоки ваши корни в Еманжелинске?

-- У нас сам город не очень глубокий. Только в 30-е годы стал городом. А теперь снова уже не город. Мои бабушка с дедушкой появились в городе где-то в 50-е годы. Или даже раньше.

История - это судьба

-- Костя, вас интересует все?

-- Всем интересоваться невозможно. Поэтому интересуюсь историей.

-- С каких пор?

-- С тех пор, как у нас в школе появился новый учитель истории. Это было в девятом классе.

-- Это кто?

-- Алексей Анатольевич Берещенов. Но сейчас он уже не учитель, а директор какой-то строительной компании.

-- Ушел все-таки из школы...

-- Конечно. С такой зарплаты...

-- Однако он успел вас заинтересовать, и поэтому...

-- И поэтому я решил поступить в пед. Когда поступал, интересную вещь обнаружил. Некоторые подавали документы сразу в несколько вузов. Для меня это было странно. Я решил поступать в один. Сознательно. И сразу поступил.

-- А почему сразу?

-- Экзамены сдал хорошо. Правда, мне повезло: я оформил губернаторский набор. Без него одного балла не хватило бы, а с ним - хватило.

-- А твой сосед Власов?

-- Он поступил на бюджетной основе. Он - золотой медалист.

-- А много ли еще у вас мужиков?

-- В нашей группе осталось пять или семь. Из 24 человек. А на курсе, может быть, треть.

-- Теперь вы узнали, что ваш выбор был неслучайным?

-- Думаю, что да. Я реально оценил свои возможности. Я не специалист в точных науках, поэтому решил, что смогу учиться там, где нет математики, физики, химии. И неплохо получается. Особенно не напрягаясь, замечательно проучился пять лет. Что интересно? Некоторые вынуждены сидеть, зубрить, составлять конспекты - не могут запомнить материал. А я на первом курсе почти не готовился к семинарам по истории, все помнил со вступительных экзаменов. Приходил на семинар с готовым материалом в голове. И получал свою галочку. И вообще за годы обучения сдавал немного предметов. В основном на первом курсе сдавал. А потом пошли льготы, льготы, льготы...

-- А в самой истории что интересует больше?

-- Где-то с третьего курса я заинтересовался проблемой малых городов, в частности Южного Урала, поскольку мой родной город тоже является малым. Если население меньше 50 тысяч, то это малый город. По теории градостроительства.

-- И что показали ваши исследования?

-- Интересное явление: в Еманжелинске переместился центр города. Раньше у нас все мероприятия проходили в старой части, на Комсомольской площади, где трибуна, памятник Ленину, все, как положено, а теперь центр не там.

-- А где?

-- Сейчас центр города - автовокзал.

-- Почему?

-- Это интересный культурный феномен. Турчин, один из исследователей городского пространства, считает, что монументы определяют судьбу города. Их ставят именно там, где они нужны, чтобы показать, как люди относятся к своему городу. Если монументы переносятся, меняются, это говорит о многом. Например, у нас в Еманжелинске недавно появился новый памятник - необтесанный камень с табличкой: "Жертвам политических репрессий".

-- И где его поставили?

-- У автовокзала. И что он "показал"? Что якобы город построили чуть ли не одни спецпереселенцы. И что город как возник бесславно, так и погибнет. А еще недавно перестроили мемориал, посвященный Отечественной войне. Поставили плиты из черного мрамора, на которых выбиты фамилии павших. Вообще-то красиво, хорошо смотрится, но, по большому счету, этот монумент никого не интересует. Он - как дежурная память.

-- А другими малыми городами вы не занимались?

-- Пока подробно не занимался. В дальнейшем, в рамках своей научной работы, я буду заниматься именно этим.

-- Вам предстоит научная работа?

-- Я собираюсь поступить в аспирантуру, и моя тема - южноуральские малые города.

-- Ясно. Значит, вы будете ученым.

-- Надеюсь.

Что там, в школе?

-- Костя, пройдет лет десять- пятнадцать, и вы уезжаете в Москву. Нет, не вы уезжаете в Москву, она вас приглашает к себе. Она, вами покоренная. Так?

-- Ну, знаете... Я не считаю, что такое произойдет. Я реалист. Может быть, я защищу диссертацию, но в конечном итоге мои исследования мало кому будут интересны. Тем же узким специалистам. Что поделаешь? Это логическая ступенька хоть в какой-то карьере. Не разнорабочим же идти после вуза, как некоторые.

-- А в школу?

-- Сказал бы я, что там, в школе...

-- А что?

-- Там две вещи. Почему в школе нет специалистов? Ответ простой. Первое: что там платят-то?

-- А что?

-- У меня друг после вуза устроился в школу. У него красный диплом. И сколько он получает? Около пяти штук.

-- Это как?

-- Это оскорбительно. Пять штук получает разнорабочий. На третьем курсе я работал на реконструкции вокзала и знаю, что это такое. Но разнорабочий после работы свободен - отдыхай. А учителю не до отдыха. И так каждый день.

-- А если бы платили тысяч пятнадцать?

-- Ну, тогда можно и в школе работать.

-- Вы чувствуете предрасположенность к учительской работе?

-- У меня это получится. Практика у меня прошла замечательно. Поэтому думаю, что справился бы. Правда, молодого специалиста в школе подстерегает еще одна трудность. Это - коллектив. Учителя со стажем начинают делать замечания, поправлять. А на самом деле завидуют, что у них так не получается. Так было с моим товарищем. Потом, после практики, ему: "Приходите к нам на работу", а он: "Ни за что".

-- Однако пригласили...

-- Потому что человек нестандартно себя проявил.

-- Но вы говорите, что именно нестандартность отторгается.

-- Пригласили, потому что сказали - сделал. Таких тоже ценят. А тех, кто проявляет яркую индивидуальность, не любят.

-- Таких нигде не любят. И вообще существует проблема вхождения в коллектив.

-- Это да. Говорят, дедовщина только в армии. А она уже везде. На первом курсе ко мне тоже стали подходить. Пару раз подошли, больше не стали. Потому что я ростом под два метра. И сейчас такое происходит. Пятикурсник уже сам за пивом не ходит.

-- Значит, школа на вашем пути осталась на обочине?

-- Я бы не стал так категорически говорить. Разное в жизни бывает. Может быть, и в школу пойду.

-- А ваш сосед по комнате пойдет?

-- Нет, он в аспирантуру собрался.

-- А кто-то пойдет в школу?

-- Не знаю. Никто прямого желания не проявил.

Рай в шалаше

-- Костя, жена - очень далеко?

-- В ближайшие планы заводить семью не входит.

-- Когда же стукнет срок?

-- Когда найдется подходящая кандидатура. Сейчас девушки стали такие: им все подай сразу - деньги, квартиру, машину... Полный комплект. А это нереально для молодого человека - дать все сразу. Когда найду ту, которая это понимает, тогда...

-- А влюбиться? Еще не успели?

-- Почему? Влюблялся. И не раз. И столько же раз расставался.

-- Я так понимаю, что вы к женитьбе относитесь серьезно.

-- И поэтому не собираюсь бегать за каждой юбкой.

-- Завтра появится девушка вашей мечты - можно жениться?

-- Можно и жениться. Что терять-то?

-- Но любовная лодка может разбиться о быт.

-- Девушка и должна быть такой, чтобы лодка не разбилась. Мой прежний сосед по комнате женился на замечательной девушке. Жили они в неприглядных условиях. Правда, теперь есть полуторка. На правах семейного общежития. И живут они душа в душу. Вот идеальный вариант.

-- Это норма - такое бытовое испытание на первых порах?

-- Конечно, норма. Бытовые условия вообще не главное для человека. Раньше люди жили в землянках, в бараках. У нас в Еманжелинске есть потрясающая семейная пара - они вместе прожили 70 лет.

-- Но, может быть, вам сначала надо завоевать Москву, а потом жениться?

-- Для меня карьера - не главное.

-- А что главное?

-- Не знаю, но не карьера.

-- Но почему же?

-- Ситуация сейчас такая неопределенная, и непонятно, что главное. Как говорится, не мы такие, жизнь такая.

-- Может быть, вам не повезло со временем?

-- Не знаю. Сейчас вроде все есть, не так, как в советские годы, но это не совсем устраивает народ. Надо что-то другое. Человек не может жить в ситуации неопределенности.

-- Но откуда неопределенность?

-- У нас в стране сейчас вообще нет идеи.

-- Идея страны складывается из идей людей.

-- Вы-то сами знаете, какая в нашей жизни идея сейчас?

-- Я знаю.

-- Какая?

-- Либерализм.

-- Отсутствие семьи, моральных устоев, позиция "все для себя" - это все от либерализма.

-- На Западе, говорят, процветают и при либерализме.

-- Да, "процветают". В Германии пять миллионов безработных. Процветание налицо. А еще в Европе большое количество самоубийств и низкая рождаемость.

-- Я привык думать, что молодым легче принять перемены в нашей стране, чем старикам.

-- Большинство моих однокурсников меня не понимают.

-- Почему?

-- Я считаю, что советская история - это очень даже славный период в жизни нашей страны.

-- Но это прошло. А сегодняшний день? Они его оценивают положительно?

-- Конечно. Потому что большинство моих однокурсников, особенно в моей группе, из состоятельных семей. Они довольны. У них полная определенность в жизни. "Если здесь случится облом, уеду за границу".

-- Но есть и такие, как вы.

-- Разумеется. А многие живут так: будь что будет. Такая жизненная позиция.

-- Вот вы защититесь, станете преподавателем, но и они не сказать, что богаты.

-- Мне бы вполне хватило.

-- Квартиру-то надо!

-- Что поделать? В конце концов, ездят же из Еманжелинска сюда на работу каждый день... Конечно, квартиру хотелось бы. Заработаю когда-нибудь.

-- А жену куда?

-- В Еманжелинске угол есть, ничего страшного.

-- А автомобиль?

-- Автомобиль уже есть. У отца их два, старенький мне отдает. Но пока я им не пользуюсь. Деньги нужны, чтобы ездить на автомобиле.

-- В долги надо залезать?

-- Долгов у меня нету. Я ни у кого в долг не беру. Такое мое правило.

-- Есть такое слово - ипотека.

-- Рабство на двадцать лет. Брат моего знакомого взял ипотеку. И что это такое? В течение двух лет надо платить семь тысяч рублей каждый месяц, а потом, в течение двадцати лет, - по две тысячи. Если не расплатился, квартира отбирается, а деньги не возмещаются.

-- Зато сразу - квартира.

-- Ну и что? Лучше самому накопить, чем мистическая ипотека. Да и какая разница, где жить. Не на улице - и ладно.

-- Такая ваша непритязательность обескураживает. Она должна бы в России всем надоесть.

-- Может, кому и надоела.

-- Вам не надоела. Но, боюсь, надоест вашей жене. И детям тем более.

-- Что поделаешь? Нет, конечно, проблему надо решать. Однако, по прогнозам, цена жилья в Челябинске скоро достигнет тысячи долларов за квадратный метр. В Еманжелинске, правда, квартиры стоят не выше 400 тысяч.

-- Но дорого ездить туда-сюда?

-- Дорого. Электричка доступна. А некоторые ездят на работу компаниями. Пять человек садятся в машину и едут. Все водителю заплатили, а он едет бесплатно.

-- Говорят: "Мое место". Ваше место - где? Есть оно?

-- Место в жизни есть у каждого. Даже у бомжа. Есть и у меня.

-- Вы его знаете?

-- Вряд ли. Я не могу сказать: буду кем-то.

-- Вы не можете сказать, что будете преподавателем вуза?

-- Может быть, буду. По теории вероятностей.

-- Что-то может помешать?

-- Многое.

-- Бывают люди, которых препятствия только раззадоривают.

-- А бывает, человеку деваться некуда.

-- Все зависит от того, как он настроен.

-- Я думаю, что все у меня устроится.

-- Пусть будет так.

Комментарии
Комментариев пока нет