Новости

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

По-другому глаза глядят

25.01.2001
Владимир Высоцкий: портрет времени

Нынешний январь с очередной датой рождения легендарного барда возвращает нас к разговору о его неповторимой личности. Просматривая десятки фотопортретов Высоцкого, я обратил внимание на одну особенность: каждый кадр несет информацию о характере человека, выражая через мгновение-вспышку саму эпоху 60-80-х годов. Взгляд, улыбка, жест, одежда - все напоминает о прошлом и открывает новые, доселе незамеченные черты Владимира Высоцкого - художника, словотворца. "Лицо же человека состоит из глаз и незначительных нюансов", - заметил он сам в песенном экспромте.
Старшая современница Высоцкого Анна Ахматова сказала в стихах:
Когда человек умирает,
Изменяются его портреты.

Владимир Высоцкий: портрет времени

Нынешний январь с очередной датой рождения легендарного барда возвращает нас к разговору о его неповторимой личности. Просматривая десятки фотопортретов Высоцкого, я обратил внимание на одну особенность: каждый кадр несет информацию о характере человека, выражая через мгновение-вспышку саму эпоху 60-80-х годов. Взгляд, улыбка, жест, одежда - все напоминает о прошлом и открывает новые, доселе незамеченные черты Владимира Высоцкого - художника, словотворца. "Лицо же человека состоит из глаз и незначительных нюансов", - заметил он сам в песенном экспромте.

Старшая современница Высоцкого Анна Ахматова сказала в стихах:

Когда человек умирает,

Изменяются его портреты.

По-другому глаза глядят, и губы

Улыбаются другой улыбкой.

Вот это - другое - и есть эффект Времени, уходяще-необратимого, но всегда связанного с настоящим и будущим. Именно поиск утраченного создает нашу общую историю, в частности историю культуры звучащего слова Высоцкого. Мы вспоминаем далекие названия его песенных баллад и притч ("Татуировка", "Бодайбо", "Зека Васильев и Петров зека", "Большой Каретный", "Братские могилы", "Мой друг уедет в Магадан", "Лукоморья больше нет", "Ноль семь", "Банька по-черному", "Жертва телевидения", "Мой Гамлет") и видим, как из них выстраивается образ-портрет автора, соединившего своим даром разноименные эпохи и многоликие души-характеры миллионов людей, отзывчивых слушателей. Вот и его портреты: посмотришь на один и слышишь:

Мы бдительны - мы тайн не разболтаем, -

Они в надежных жилистых руках,

К тому же этих тайн мы знать не знаем -

Мы умникам секреты доверяем, -

А мы, даст Бог, походим в дураках.

Взглянешь на другой, а в ответ - незабываемый голос:

Лед надо мною, надломись и тресни!

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, даже старые стихи.

Его по праву называли русским Беранже. Но Высоцкий был шире, ибо постиг историю человеческого общества от древности до Возрождения, уловив и черты настоящего вырождения личности в окружающем его мире. Здесь он близок Бальзаку. Можно сказать, что еще несколько поколений в России будут в духовном родстве со словом и голосом Высоцкого, ставшего своеобразным "биологическим снарядом, выпущенным в пространство". Это из тех, 1970-х прозвучало:

Но мы умели чувствовать опасность

Задолго до начала холодов,

С бесстыдством шлюхи приходила ясность -

И души запирала на засов.

И нас хотя расстрелы не косили,

Но жили мы, поднять не смея глаз, -

Мы тоже дети страшных лет России,

Безвременье вливало водку в нас.

Поистине, открылся лик большого поэта, и мы все встали к нему лицом, чтобы лишний раз услышать: "Пророков нет в отечестве своем, - но и в других отечествах - не густо".

Это портрет зрелого Высоцкого, который сказал о себе:

Сегодня оглянулся я назад,

Труба калейдоскопа завертелась,

И вспомнил все глаза и каждый взгляд,

И мне пожить вторично захотелось.

И он, "общественный человек", продолжает жить среди нас: в главном и в "незначительных нюансах" - во всем. Как и в этих строках-посвящении:

Ты держал в своих чутких пальцах

Гриф гитары и пульс России.

И как Шлиман раскапывал Трою,

Взяв на веру слепого Гомера,

По стихам твоим люди откроют

Наши муки и нашу веру.

Алексей КАЗАКОВ

Комментарии
Комментариев пока нет