Новости

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Трактор против реактора

26.04.2006
Около 200 тракторозаводцев участвовали в ликвидации аварии на ЧАЭС

Челябинский тракторный завод по праву можно назвать коллективным ликвидатором последствий чернобыльской аварии. Еще в 1984 году его специалисты совместно с Челябинским филиалом НАТИ создали пять радиоуправляемых бульдозеров на базе трактора Т-130М. Один из них отправили в Москву, на "закрытую" отраслевую выставку. Четыре остались в Челябинске. Когда грянул чернобыльский гром, о них вспомнили в столице.

Около 200 тракторозаводцев участвовали в ликвидации аварии на ЧАЭС

Челябинский тракторный завод по праву можно назвать коллективным ликвидатором последствий чернобыльской аварии. Еще в 1984 году его специалисты совместно с Челябинским филиалом НАТИ создали пять радиоуправляемых бульдозеров на базе трактора Т-130М. Один из них отправили в Москву, на "закрытую" отраслевую выставку. Четыре остались в Челябинске. Когда грянул чернобыльский гром, о них вспомнили в столице. Трактор с московской "пропиской" первым попал в зону бедствия. Вскоре на ЧТЗ поступил приказ: подготовить к отправке остальные "роботы". К ним впоследствии добавили еще 10 более мощных бульдозеров, изготовленных на базе ДЭТ-250.

Еще в первомайский праздник, за три дня до официального сообщения о катастрофе, будущих ликвидаторов перевели на 12-часовой режим работы, чтобы они привели машины в "полную боевую готовность". Каждую партию техники сопровождали южноуральцы. Первая команда, сформированная в главном специализированном конструкторском бюро (ГСКБ), вылетела на Украину в ночь с 10 на 11 мая. С мая 1986-го по июнь 1987 года свыше 70 специалистов ЧТЗ несли трудные вахты в Чернобыле. Еще более 100 заводчан были направлены туда военкоматами.

Челябинские машины внесли неоценимый вклад в устранение страшных следов радиоактивного пожара. Они работали на крыше сгоревшего реактора, на площадке вокруг него, на захоронении грязных фонящих останков, очистке и восстановлении железной дороги - словом, везде, куда не должна была ступать нога человека. До сих пор на ЧТЗ с гордостью вспоминают, как сюжет об уральских чудо-тракторах, выручавших чернобыльцев, показала в те тревожные дни главная телепрограмма страны - "Время". И весь мир узнал, что челябинские "роботы" в экстремальных условиях оказались выносливее, чем аналоги-"японцы". Но и машины постепенно накапливали смертельную для них дозу радиации. Вся техника, трудившаяся в Чернобыле, осталась в могильнике. Первым "пал смертью храбрых" тот самый, выставочный трактор - "москвич".

Управление некоторыми бульдозерами велось с площадки, находившейся всего в десяти метрах от реактора.

Специалисты получали изрядные дозы облучения, от которых не спасали респираторы. Радиация легла "пятнами", опасность подстерегала людей и в других, самых неожиданных местах.

Спустя 20 лет на ЧТЗ приводят печальную статистику: из жизни ушли 10 чернобыльцев, около 60 получили различные группы инвалидности. Однако по сей день на предприятии трудятся 45 ликвидаторов. 24 работника отмечены за героический труд на ЧАЭС государственными наградами, половина - орденами. Накануне страшной годовщины администрация и профком решили оказать материальную помощь семьям умерших и ныне здравствующим ликвидаторам. Завод помнит своих героев. А чтобы не забывали и следующие поколения, в музее ЧТЗ создается стенд, посвященный вкладу тракторостроителей в ликвидацию одной из самых трагических техногенных катастроф ХХ века.

Ирина КРЕХОВА

Комментарии
Комментариев пока нет