Новости

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Картина живет во времени

11.05.2006
Художник Валентин  Качалов  о тайнах творчества  и секретах  ремесла

Евгения ВОСКОВСКАЯ
Челябинск

Челябинский художник Валентин Качалов - мастер высшей пробы. Его живописные работы хранятся в галереях Челябинска и Екатеринбурга, Уфы и Магнитогорска, в частных коллекциях в России и за рубежом. Он не монументалист по профессии, но среди его произведений есть величественные стенные росписи. А недавно Валентин Качалов восстановил огромное мозаичное панно "Спас Нерукотворный", столетиями украшавшее главные врата Александро-Невской лавры в Петербурге. Всего этого можно и не знать.

Художник Валентин Качалов о тайнах творчества и секретах ремесла

Евгения ВОСКОВСКАЯ

Челябинск

Челябинский художник Валентин Качалов - мастер высшей пробы. Его живописные работы хранятся в галереях Челябинска и Екатеринбурга, Уфы и Магнитогорска, в частных коллекциях в России и за рубежом. Он не монументалист по профессии, но среди его произведений есть величественные стенные росписи. А недавно Валентин Качалов восстановил огромное мозаичное панно "Спас Нерукотворный", столетиями украшавшее главные врата Александро-Невской лавры в Петербурге. Всего этого можно и не знать. Достаточно однажды взглянуть на любую из его работ, чтобы понять главное. Это человек с душою трепетной и тонкой, необыкновенно наблюдательный, в размышлениях - глубокий, в мировосприятии - солнечный. Неспешный разговор в мастерской это лишь подтвердил.

Что такое луч солнца?

-- Иногда кажется, что жизнь у художника праздная. Увидел красоту, нарисовал - и дальше жизнью наслаждайся.

-- Чтобы увидеть в обыденном красоту, солнце, надо побороть в себе жизненный негатив, пережить разочарования и найти ответы на множество вопросов. Иначе с чем выйдете к людям? Ответ надо выстрадать. Вы рискуете, недоедаете и недосыпаете, просиживаете в библиотеке. Но вы знаете, что такое луч солнца, насколько он дорог. Один из моих любимых современных художников - Анри Матисс. Я был поражен, когда увидел, какие горы материала он перелопачивал, чтобы разок мазнуть нужным цветом! Боже, сколько рисунков, сколько этюдов! Одну за другой пробы отвергает, пока не приходит к той абсолютной ясности, которая позволяет мазочек легко нанести.

-- Наверно, качество зависит и от более простых вещей?

-- Конечно. Технологических тонкостей очень много. Например, подрамник, на который натягивается холст, должен быть сухим. Вроде пустяк. Но если дерево не сохло хотя бы год, готовая вещь начинает деформироваться, по углам ползут паруса. Придется не только перетягивать, но и заниматься реставрацией. И так на каждом шагу. Как сварить клей, как проклеить и натянуть холст. Плохо натянул - в дальнейшем осыпи красочного слоя, слабая ремесленная сторона.

-- В чем заключается "сильное ремесло"?

-- Когда все тонкости не только знаешь, но и исповедуешь. Технология должна быть исполнена идеально. Раньше я испытывал раздражение от того, что не могу сразу загрузить холст. Теперь привычка вести работу последовательно укоренилась. Чувство внутри остается, я растягиваю его на длительное время. В конце концов, пытаюсь достигнуть результата, который мерещился мне. Если вещь заложена верно, поначалу ты ее ведешь, а потом она тебя. Но иногда ясные куски хочется сделать сразу.

-- Чтобы не забыть?

-- Чтобы не потерять чувство, за которое так боишься, темперамент, остроту первого ощущения. Дисциплина, которая вырабатывается с годами, позволяет сохранять темперамент. При возвращении он вспыхивает опять. Если перетянул, остыл - возвращение бывает трудным. Хотя тут бездна всяких вариаций. Написал холст, чувствую неудовлетворение. Проходит десять лет. И я понимаю, как надо было сделать. Беру и переделываю. Как правило, становится значительно интереснее.

-- Картины не всегда покрывают лаком. В чем тут дело?

-- С точки зрения музейщиков, лак нужен для сохранности. Почему в музее дают бахилы? Не только для того, чтобы не пачкали паркет. Лак изолирует холст от воздействия окружающей среды. От шаркающей обуви появляется липкая микроскопическая резиновая пыль. Она впрессовывается в холст и живет там, создавая свою среду. Хотя лак не всегда хорош. Насколько я знаю, художники любят поверхность, которая сама по себе выразительна. Где-то провалы, прожухлости - сказочные, бархатистые, неопределенные. Где-то совершенно выглаженная поверхность - пальцем или мастихином. Зато иконописцы без лака не могут. Готовят его особым способом. Икона, не покрытая масляным лаком, производит впечатление не только жухлое, но и обманчивое. Некоторые цвета минеральных красок, разведенных на яйце, блеклого состояния, невыразительного. Но художник знает, что под масляным лаком они звучат невероятно сильно.

-- Какие жанры вам ближе?

-- Все близко, что мне понятно. Натюрморт, портрет, жанровая или фигурная композиция - это изготавливаю. Точно могу сказать: я не берусь писать пейзаж. Хотя раньше писал. Есть художники, которые считают, что достаточно выйти на пейзаж, нарисовать его - и больше не вернуться. В моем представлении сделать пейзаж чрезвычайно сложно. Чтобы передать чувство, которое меня поразило, я по многу раз возвращаюсь, работаю с этим мотивом, что-то передвигаю, убираю. Ведь ощущения от увиденного включают не только картинку, но и волнение, и кубатуру чистого воздуха, и твое размягченное сердце.

-- Раньше художники были обеспечены государственными заказами, соответственно деньгами. А сейчас?

-- Все изменилось. Создавая вещь, невольно рассчитываешь на потребителя. Цены на картины, которые удается продавать, - малюсенькие. Одну за другой должен изготовлять. Стараюсь любую вещь насытить своим удовольствием. Если не получается, находишь обманки, которые увлекают, становится интересно развить сюжет, форму. Многие этим пользуются. Стравинский говорил: "А ты представь, что не тебе заказали эту форму, а ты сам захотел написать, скажем, квартет. И все меняется. Заказчиком становишься ты сам".

Силу духа не перерисуешь

-- Как вы относитесь к тому, что талант не всегда ценят?

-- У меня есть убеждение на этот счет. Какой бы величиной художник ни был, до определенного времени он устраивает, затем публика будет нуждаться в другом. Мы сетуем, что Баха забыли на 100 лет, Гойю открыли лишь импрессионисты. Конечно, коварство в этом колоссальное. Но процесс забывания абсолютно естественный. Нужны новые горизонты, новые технические приемы. Человек ненасытен. Казалось, что может быть лучше греческой скульптуры времен античности? Тем не менее, проходя нынче по залам Эрмитажа, вдруг явственно почувствовал, что крепость духа и стойкость египетского искусства начинает растворяться в более позднем греческом, тем более римском, искусстве. Это выражено в мельчании духа, натурализации. То же в иконописи. В Ярославском музее икон проходишь по залам, начиная с XIII века. Когда доходишь до XVIII, понимаешь, сколь значительны утраты духовной силы. Вся она переходит в узорчатость, орнамент, образ детализируется посторонними вещами - пейзажем, сельскими сценами. Самое главное - в поздних иконах выветривается то, что является ядром иконописи, - глубина и сила веры. Ровно, как наш новодел - современная иконопись. Она старается базироваться на великолепных образцах XIV-XV веков. Но это не более чем желание перерисовать. А силу духа не перерисуешь.

-- Почему хорошая картина не надоедает?

-- Это удивительное свойство. Картина не бывает одной и той же. Она живет во времени. Марк Шагал в последние годы жизни старался собрать ранние вещи. Наверно, причин было много. Знаю одну, чрезвычайно важную - не мастерство, не глубина, а энергия. Когда смотрю свои ранние картины, удивляюсь энергии, которой уже нет. Человек меняется физически, духовно - утончается. Картины становятся гармоничнее, проникновеннее, но лишаются напористости и наступательности, свойственных молодости.

Прерывистость ленты времени

-- Ваши картины рассеяны по всему миру. Где поселились лучшие?

-- Безусловно, в Челябинской картинной галерее. Надо отдать должное ее работникам, в частности Галине Семеновне Трифоновой. Когда у галереи была возможность покупать картины, у меня приобрели 20 вещей. Отбирали специалисты - глаз ватерпас. Лучшие вещи там. Жаль только, что никто их не видит. Галерея занимает небольшое помещение. При всем желании она не может показать и малой доли своих сокровищ. Картины стоят, повернутые к стене, 10, 20 лет. Странное ощущение - прерывистость ленты времени.

-- Я слышала, что в прошлом году ваши картины нашли на улице. Это действительно было?

-- Мне позвонили из академии культуры: "Пожалуйста, приезжай, мы твои картины нашли". Какие? Где? Не может быть! Здоровенные картины, метр тридцать - на помойке? Я тут же поехал. Действительно, из триптиха "Источник", который был написан для музучилища, студенты подобрали на улице две вещи. Конечно, покрыты тонким слоем побелки, во многих местах проткнуты, процарапаны. Жизнь помойки - не сахар. Потихонечку очистил, заплаты поставил, кое-что написал, деликатненько поправил. Я был тронут, что ребята обратили внимание, подняли их, принесли. По предложению ректора академии культуры Владимира Рушанина с удовольствием написал недостающую часть. Теперь триптих висит в академии.

-- На тему источника у вас написано много работ.

-- Она бесконечна. Источник - это и Нарцисс, и вода, и женщина - источник жизни. Я испытывал большую радость от найденной темы. Как ни странно, сюжет я увидел в парке имени Гагарина. Там была чугунная питьевая точка. Никто не вглядывался в эту чугунину. Она представляла собой изображение дельфинов, держащих на хвостах чаши. Конечно, они выкрашены черной краской. Я заинтересовался. Красота-то какая! Сразу проложилась дорожка через века - в Италию, Грецию, к первоисточникам. Дыхание Эллады оказалось рядом, в нашем парке.

-- У нас закрашивают не только дельфинов. Нет больше стенных росписей в кинотеатре "Родина", в "Уральских пельменях", Гипромезе:

-- В школах рекреации: К сожалению, многое закрашено. Не умеем хранить. Я читал как-то, корреспонденты были в Италии, пришли в кафе "Эль Греко", где в свое время проживали молодые люди, поставленные на пенсион Академии художеств, - Иванов, Брюллов, Кипренский. Их посылали в Италию на стажировку. Не роспись гигантская - все почеркушки на стенах, даже угольный рисунок Брюллова сохранены. А у нас? От небрежения люди закрашивают великолепные росписи, которые год от года набирали бы ценность. Вокруг этого надо выстраивать интерьер, экскурсии водить. Это то, что ценнее мебели, машин.

Вечные ценности и три процента

-- Что вы можете сказать о челябинской выставке Александра Шилова?

-- Его творчество каждый понимает и чувствует по-своему. Чрезвычайно интересно было на предыдущей выставке картинной галереи "Спасибо, Урал!" из собрания Русского музея. Более всего мне понравился портрет человека с больной рукой Сурикова. Написан не так подробно, как у Шилова, но источает ароматы живой жизни. Трудно передать словами трепет фиолетовых, синих, розоватых цветов. Красочное волшебство волнует меня до состояния радости, возбуждает до экстаза. Рядом с ним проигрывает даже репинский портрет Витте, сделанный мастерски, блестяще. В нем присутствует тон - светлее, темнее, но не цвет.

-- Портрет на заказ подразумевает сходство. Разве не так?

-- Раньше тоже были художники, которые писали на заказ. Но они ведь не ставили своей задачей передать все родинки, складочки. Кроме внешней стороны, есть и внутренний мир человека. Добиться похожести просто. Сходство заключено на уровне глаз, носа. Не случайно на бульварах художники начинают с глаз. Остальное более-менее приблизительно - и будет похоже. Чтобы получилось произведение искусства, вечное, как у Сурикова, сходства недостаточно. В свое время Модильяни зарабатывал, рисуя портреты в кафе - за чашку кофе, чая. Если у нас сейчас предложить в кафе нарисовать нечто подобное, меня бы выбросили за шкирку. У французов это качество художественности приемлемо и собираемо.

-- Помните свой первый заказ?

-- Я только-только поступил на работу в художественный комбинат. Там был художник с похожей фамилией - Станислав Качальский. Мастер вызвал меня и говорит: "Давайте-ка, подпишите договорчик на создание картины. Размер 1.80 на два метра". Я был поражен: новичку такой шикарный заказ - и по серьезу, и по деньгам! В голове сразу завертелся сюжет, всю ночь не спал, фантазировал, утром начал делать эскиз. А через день выяснилось, что мастер перепутал фамилию. Но картину я все же сочинил, написал. Она находилась в Екатеринбурге, в галерее "Эстер", которую открыл бизнесмен Леонид Некрасов. Коллекцию он собрал великолепную, но после его смерти она растворилась. Какова судьба моих картин, не знаю.

-- Становится модным коллекционировать картины. Но ведь не каждый может распознать настоящее искусство?

-- Есть одаренные люди. До сих пор удивляюсь, как в эпоху Репина, Левитана, Коровина, Васнецова, Саврасова такие собиратели, как Щукин и Морозов, приехав в Париж, могли разглядеть в Матиссе, Пикассо достоинства и собрать великолепную коллекцию лучших вещей. Художники этого плана прятали от них картины, потому что они доставали самое лучшее и увозили к себе. Это настоящий дар. Я, профессиональный художник, смог оценить это к годам 45. Моцарт для меня до сих пор за-крытая фигура, как в свое время Шопен, иконы.

-- Значит, если народ не понимает чего-то, это не странно?

-- Это естественно. Для этого нужна постоянная работа глаза, мозга, чувств. Главное, потребность видеть, созерцать, размышлять. По статистике, изобразительным искусством интересуется лишь три процента населения.

Комментарии
Комментариев пока нет