Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Паук ищет себя

13.05.2006
Игорь Иогансон о природе творчества и своей знаменитой династии

Олеся ГОРЮК
Москва-Челябинск

Люди старшего поколения хорошо знают Иогансона - одного из классиков советской скульптуры. Но за два последних десятилетия его творчество изменилось так же сильно, как время и страна, в которой мы живем. Вместе с тем Игорь Андреевич вовсе не отказывается от своего советского прошлого, напротив, хранит в своей памяти множество мифов и охотно их рассказывает.
Корабли и коммунисты
Мой журналистский интерес к этому человеку питался прежде всего двумя фактами: дед Игоря написал знаменитую картину "Допрос коммунистов", а отец придумал этикетку водки "Столичная". Поэтому я первым делом попросила своего собеседника поподробнее рассказать о династии Иогансонов.

Игорь Иогансон о природе творчества и своей знаменитой династии

Олеся ГОРЮК

Москва-Челябинск

Люди старшего поколения хорошо знают Иогансона - одного из классиков советской скульптуры. Но за два последних десятилетия его творчество изменилось так же сильно, как время и страна, в которой мы живем. Вместе с тем Игорь Андреевич вовсе не отказывается от своего советского прошлого, напротив, хранит в своей памяти множество мифов и охотно их рассказывает.

Корабли и коммунисты

Мой журналистский интерес к этому человеку питался прежде всего двумя фактами: дед Игоря написал знаменитую картину "Допрос коммунистов", а отец придумал этикетку водки "Столичная". Поэтому я первым делом попросила своего собеседника поподробнее рассказать о династии Иогансонов.

-- У меня шведская линия по отцу и еврейская по матери, так что я называюсь жидоваряг, - смеясь, начал он. - Карл Иогансон, знаменитый корабельный мастер, был приглашен Петром I из Швеции. Корабли приходилось изготавливать из невыдержанного леса, и он жаловался на это императору. Петр ему отвечал: "Наплевать, лишь бы скорее построить". Построили флот, разбили шведов в битве при Гангуте. Так что первым предателем своего народа был Карл Иогансон. Корабли потом рассохлись, и в конце жизни он много пил. Петр его очень любил и наградил дворянским титулом.

Я воспитывался в семье деда, Бориса Владимировича Иогансона, и мне всегда была интересна его личность, очень непростая. Он всю жизнь работал на советскую власть, при этом был белогвардейским офицером высокого чина и даже, как до меня дошли последние сведения, возглавлял контрразведку у Врангеля.

"Допрос коммунистов" - совершенно мистическая картина, непохожая на большинство работ советских художников. Однажды деда спросили: "Как вам удался такой эффект присутствия?" Он ответил: "Я сам там был", имея в виду повернувшегося спиной к зрителю генерала, допрашивавшего коммунистов. На выставке в Париже картина получила Гран-при. 1936 год, французы - это ж с ума сойти! От его полотен исходила инфернальная ненависть, адское пламя, и этот отрицательный заряд ощущали все. Борис Иогансон добился самых высоких чинов, был художником N 1, особенно в последние годы жизни, и довольно сильно влиял на сознание современников странным и непонятным образом.

-- Откуда же ненависть в его картинах?

-- Это инфернальная ненависть. Если ты творишь, то подсознательно можешь призывать ангельские силы, как это делали Боттичелли и Рафаэль. Микеланджело помогали демоны, а есть дьявольские силы, их вызывал, например, Босх. Он видел картины ада и совершенно натурально их писал. Что касается деда, он сначала писал вполне ангельские холсты. Одна из первых его картин, выполненная до революции, называлась "Молящийся в храме". Ее собирался купить Мамонтов, но купил какой-то неизвестный коллекционер, и она затерялась. Дальше власть переменилась, но он легко приспосабливался, для него главное было творить. Он почувствовал, что можно вызывать темные силы, и погружался все дальше. Они помогали ему насыщать работы внутренней энергетикой, помноженной на талант живописца, равного которому в то время практически не было.

-- Он умер своей смертью?

-- Дед сошел с ума, естественно, и умер в психиатрической больнице. Даром ничего не дается, за все надо платить.

Бутылка на миллион

-- Папа, Андрей Борисович, был не менее талантлив, чем дед. Огрызком карандаша он мог нарисовать на клеенке муху, и ее начинали ловить. Нарисованный им кусок хлеба хотелось откусить. Современный художник нарисовал бы коричневое пятно. Красиво, живописно, но хлеба-то нет!

Отец рисовал каталог для мясокомбината Микояна, и по его рисункам можно было определить, вырезка это, окорок или лопатка. Даже сорт колбасы он мог изобразить! Когда папа получил заказ на этикетку для столичной водки, долго думал: что бы такое нарисовать? Как-то они с друзьями-художниками сидели, выпивали, и он им рассказал о своем затруднении. Они ему говорят: "Вон гостиница "Москва" стоит напротив, что ты мучаешься?" Он быстро нарисовал ее на салфеточке, эту драгоценную салфеточку потом понесли, и все сказали: "Ах!" Рисунок пошел на этикетку. Сейчас это раритет, поскольку саму гостиницу уже снесли.

А недавно мне позвонили люди из очень странной организации - "Росплодэкспорт", пригласили на очень серьезный разговор. Я явился. Здание очень странное, на вид - никакой не "Росплодэкспорт", а прямо филиал Лубянки. Мне дали бумагу, где говорилось, что я отказываюсь от всех прав наследника на этикетку водки "Столичная". Сказали, что если я люблю Родину, то должен эту бумагу подписать.

"За вас могут схватиться иностранные фирмы. Конечно, вы ничего не выиграете, но у нас возникнут миллионные тяжбы, как это было со "Смирновым". Я прикинул: послать их всех? Но они могут наделать чего угодно, поскольку сейчас опять в большой силе. Да и документов у меня никаких нет - все на уровне рассказов друзей и собутыльников. В общем, подписал бумагу, и они, очень довольные, преподнесли мне две полуторалитровые бутылки коллекционной водки. Этим даром я поражал всех своих друзей и подруг. Спрашивал: "Хотите отведать водки стоимостью в миллион долларов (разумеется, гипотетический)?" Сотрудников "Росплодэкспорта" я попросил отыскать каталог мясокомбината Микояна для моей книги. Они пообещали, но так и не нашли.

Крысенок в роли мышонка

-- Вы написали сценарий к нескольким фильмам, в том числе - о московском доме N 9 на Верхней Масловке.

-- В этом доме, построенном в конце 20-х - начале 30-х годов, жили все известные художники и скульпторы того времени. Здание выполнено в стиле конструктивизма, и сейчас оно имеет вид обветшалого замка с солярием наверху. Советской власти было очень удобно держать всех под своим крылом в одном месте. Сконцентрированную художническую жизнь опекали и направляли куда нужно. И вот эта атмосфера утопического мира художников, сохранившаяся и поныне в этом доме, эти переходы, коридоры, вертикаль лифтов вдохновили меня на написание сценария. Одна увлеченная мной дама взялась его пробивать и пробила. Пришел режиссер, мальчик-клипмейкер Гурий Атнев. Я начал ему излагать свое видение, а он говорит: "Да ты же уже весь фильм рассказал! Я не режиссером буду, а медиумом между тобой и оператором". А оператор там нужен был не хуже, чем у Эйзенштейна в "Броненосце Потемкине", и Гурий такого человека нашел. Пришел еще моложе мальчик, Руслан Герасименков, и снял очень странный фильм - Сокуров отдыхает. Почти весь текст, что я писал, они, к счастью, выкинули.

Чтобы проникнуть в дом, требовалось придумать героя, поскольку художников в фильме почти нет. Однажды я увидел, как кто-то из жильцов этого дома выкинул из окна мышонка. Я думал, что он умрет, но шельмец полежал-полежал и юркнул в щель. Эту роль в фильме исполнял дрессированный крысенок из уголка Дурова. Мышонка, который бы работал как надо, не нашли. Для того чтобы снять картину, кинокамеру поместили в американскую игрушку - грузовичок, управляемый по радио. Эта машинка ездила, снимала скульптуры и картины снизу вверх, как бы глазами мышонка. В позапрошлом году фильм шел на Первом канале сразу после парада 9 Мая - я был очень удивлен.

Симбиоз

Галерея "Спайдермаус" возникла спонтанно. У Иогансона было две мастерские. Одна - в городке художников на Верхней Масловке, другая - в подвале дома на Ленинградском проспекте.

-- Во второй мастерской я делал масштабные проекты - рельефы, памятники, а к концу советской власти скульптурные ансамбли. Заказов становилось все меньше, в результате пространство оказалось дико захламлено, на полу был слой гипсовых обломков. Осталось 10 квадратных метров, на которых я что-то делал. Однажды писательница Людмила Улицкая, с которой мы познакомились через ее мужа, скульптора Андрея Красулина, попросила у меня эту мастерскую для своей подруги. "Она занимается концептуальным искусством, ей нужно много пространства, а места у нее нет". Я поинтересовался, что представляет собой концептуальное искусство. "Ну вот найдет, - говорит, - на помойке старый валенок или какую-нибудь жестянку и показывает ее на выставке". "Ну что ж, - говорю, - приводи подругу, посмотрим". Марина сначала мне дико не понравилась. Лапами передними машет, глазки - как бусинки, ахинею какую-то несет, как мне тогда казалось. Я говорю: "Люсь, ты кого мне привела? Это же чисто мышь, еще мышее тебя!" Но раз пообещал - Бог с ним, дал ключ от мастерской. И тут мышь начала! Это маленькое создание все вычистило и на своих плечах вынесло. Я бы не смог такие тяжести таскать, у меня радикулит, да и вообще - с какой стати? "Мышь-то какие чудеса творит!" - говорю я Улицкой. "Она только с виду мышь, - отвечает Люська, - а на самом деле великан!" Я, наоборот, большой, а к минимализму тяготею. Так мы и сделались партнерами.

Встал вопрос, как назвать галерею. Марина - мышь, а я кто? Вспомнил, как мой товарищ в художественной школе мне сказал: "Ты же паучок. Типичный каракурт! Сети раскинешь и чего-то ждешь". Значит, "Паук и мышь". А поскольку мы с самого начала ориентировались на существование в европейской среде, назвались на английский манер "Spider&Mouse".

С тех пор я стал давать своим знакомым животные имена. Обнаружил, что существуют целые популяции, например коз. А позже осознал: выявление животной сущности, а она есть у каждого, может стать прекрасным инструментом психологического анализа. Человек ведь никогда не поступит вразрез со своей сущностью. Коза не начнет рвать тебя на мясо, а черепаха не помчится опережать события. Все, что ей скажешь, обязательно будет обдумываться и доползаться.

Самое главное

-- Скульптор я был очень активный и много чего наделал. Мне было любопытно освоить разные технологии, поэтому я работал с деревом, камнем, бронзой. Моя мама говорит, что если бы я продолжал в том же духе, то к настоящему времени достиг бы тех же высот, что и дед. И, действительно, если бы я наделал огромное количество похожих друг на друга скульптур, моя фамилия ассоциировалась бы с ними. Но мне-то это неинтересно. Конец цикла для меня всегда слышим.

В какой-то момент я познакомился с людьми андеграундного круга, известными художниками-концептуалистами, в том числе с Мышью. Мне показалось, что мир, который они создают, наиболее востребован современным сознанием. А с помощью традиционных искусств все уже сказано.

-- Интересно, а каким был ваш уход от традиционной скульптуры? Наверное, крушили все, как тот скульптор в фильме про Фросю Бурлакову.

-- Акция крушения собственных работ оценочна по отношению к своему творчеству. У художника есть грандиозный замысел, он хочет что-то эдакое создать и создал. Смотрит - ой, не получилось! А я никогда не хотел ничего эдакого. У меня и замысла-то никогда нет, ведь как раз и интересно, что получится в итоге.

Сейчас я пишу вещи поэтического, прозаического плана, двустрочия. Мне интересно делать маленькие книжки и с помощью примитивнейших средств, ксерокса и печатной машинки, издавать их небольшим тиражом 10-20 экземпляров. А больше и не нужно. Захотелось начать что-то рисовать, причем картинки и тексты в моих книгах живут сами по себе.

Скульптуру я тоже не оставляю. Беру предметы, сделанные мной десятки лет назад, и комбинирую их друг с другом, помещая в иной контекст, заставляю их жить совсем новой, никогда им не свойственной жизнью.

Но и это не самое главное. Творчество - доступный каждому и наиболее простой способ познать себя, понять, кто ты есть на самом деле. Я плевать хотел на грядущие века и на то, что я буду кого-то улучшать или просвещать. Но меня всегда интересовал Игорь Андреевич Иогансон - самая большая тайна и самая большая любовь.

Комментарии
Комментариев пока нет