Новости

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Любить человека

25.05.2006
Кинодокументалист Валерий Шатин о гуманизме, культуре, молодом поколении  и традициях Сергея Герасимова

Название фильма "Нас много, я живой" документалиста Валерия Шатина для него самого, пожалуй, не менее символично, чем для учеников и последователей Сергея Герасимова. В первую очередь потому, что самого режиссера Шатина можно смело отнести к числу последних. Валерий Владимирович хоть и считает себя учеником Александра Митты (курсы которого он, кстати, тоже не посещал), уверенно заявляет, что многому научился у нашего знаменитого земляка Сергея Герасимова, штудируя его монографии и стенограммы лекций во ВГИКе. К тому же связь с Уралом у уроженца Подмосковья теперь тоже есть. Ректор Челябинского госуниверситета Андрей Шатин оказался дальним родственником режиссера:
- Я так подозреваю, что он, видимо, троюродный брат.

Кинодокументалист Валерий Шатин о гуманизме, культуре, молодом поколении и традициях Сергея Герасимова

Название фильма "Нас много, я живой" документалиста Валерия Шатина для него самого, пожалуй, не менее символично, чем для учеников и последователей Сергея Герасимова. В первую очередь потому, что самого режиссера Шатина можно смело отнести к числу последних. Валерий Владимирович хоть и считает себя учеником Александра Митты (курсы которого он, кстати, тоже не посещал), уверенно заявляет, что многому научился у нашего знаменитого земляка Сергея Герасимова, штудируя его монографии и стенограммы лекций во ВГИКе. К тому же связь с Уралом у уроженца Подмосковья теперь тоже есть. Ректор Челябинского госуниверситета Андрей Шатин оказался дальним родственником режиссера:

-- Я так подозреваю, что он, видимо, троюродный брат. К сожалению большому, я с ним виделся последний раз лет сорок назад, в это время я ходил пешком под стол и поэтому очень сложно припоминаю, как он выглядит. Но я говорил с ним по телефону и страшно рад, что он нашелся. Я не видел его здесь ни разу, но по разговору понятно, что человек он замечательный, легкий, открытый. Очень хотелось бы встретиться. Мы приехали 15 мая, а он 15-го улетел. У него была запланирована поездка. Я взял с него клятву, что, будучи в Москве, он мне позвонит, тут-то мы и встретимся.

-- Несмотря на родство с ректором вуза, у вас, судя по всему, не самое обычное отношение к высшему образованию. Вы ведь нигде профессионально режиссуре не учились?

-- Народный артист Николай Расторгуев (мне бы хотелось, чтобы вы использовали эту аналогию) не закончил ни одного музыкального учебного заведения. Даже музыкальной школы. Тем не менее он народный артист, группу "Любэ" знают все. Знаете, почему? Он, во-первых, очень талантливый человек. А во-вторых, он не ходил в учебные заведения. Просто, как только он начал заниматься музыкой, его учили очень талантливые, очень крепкие музыканты. Дело в том, что ходить в какое-то учебное заведение - это не значит освоить профессию. Я учился всему в бою и сейчас продолжаю учиться.

-- Каким образом вы пришли в кино?

-- Сначала я поступил в Московский педагогический институт имени Ленина. Закончил дневное отделение исторического. Параллельно очень был увлечен музыкой и начал музицировать вместе с одноклас-сником, с которым мы до сих пор большие друзья (а одноклассника, кстати, зовут Николай Расторгуев). Очень долго мы вместе с ним играли, потом он ушел на профессиональную сцену, а я остался в самодеятельности. Потом я, закончив институт и отработав три года в школе, много лет профессионально занимался музыкой, был музыкантом. Позже мне все это поднадоело, да и годы уже были не те, чтобы с гитарой скакать на сцене. И тут, видимо, сыграли гены. Есть у меня мама Зинаида Григорьевна - заслуженный кинематографист России, которая всю жизнь читала лекции о кино, работала в бюро пропаганды кино, ездила очень много. Всеми силами пыталась французское кино пропагандировать в нашей стране, за что даже получила орден Почетного легиона вместе с Эльдаром Рязановым и Майей Плисецкой. И я ушел в кино, вернее в телевидение. Был редактором. В течение нескольких лет делал передачу "Документальный экран" с замечательным критиком Андреем Шемякиным. Она сейчас идет на канале "Культура" под названием "Документальная камера". А потом стал работать сам как автор и режиссер.

Обидно за державу

Сейчас Валерий Шатин работает на трех центральных телеканалах - Первом, "России" и "Культуре". Начинал он с первых серий "Исторических хроник с Николаем Сванидзе". В сериале "Тайны века" в качестве автора делал фильм про "Титаник". В числе его работ несколько фильмов, посвященных Второй мировой войне. Также в качестве автора сделал несколько фильмов о писателях Борисе Васильеве и Исааке Бабеле, как режиссер делал фильм о Николае Рерихе.

-- Судя по некоторым вашим работам - "Нюрнберг. Последняя схватка" о процессе над нацистами и "Время собирать камни" о Рерихе и его пакте, - вам достаточно близки темы войны и культуры, сохранности культурных ценностей. Откуда такой интерес?

-- Да просто за державу обидно! Потому что была большая, хорошая, красивая страна, которую уверенно вели не в ту сторону большевики-коммунисты и иже с ними. И привели к тому, что мы имеем сейчас, когда вычерпали до дна то, чем богата была Россия. Остались мы с огромной военной промышленностью и с нищим народом, у которого нет самого главного, не только еды, культуры нет. Поэтому про все, что идет на пользу, про какие-то минимальные позитивные изменения, вот об этом, мне кажется, интересно рассказывать. Вот почему мне интересно делать кино про Рериха, который говорил: "Я никогда не уезжал из России". Он действительно не уезжал, он не эмигрант. Он уехал в экспедицию в 1913 году. И когда он в Москву приехал в 1927 году, он показывал паспорт, от которого чекисты падали в обморок. Паспорт был выдан Временным правительством. Белогвардеец! Странно, что не кончили Николая Рериха с семьей тогда, в 27-м. Поэтому я делал фильм о Сергее Витте, который пытался сделать Россию экономически богатой и экономически могущественной и сделал. При Витте появился конвертируемый золотой рубль. Благодаря Витте страна пережила проигранную русско-японскую войну и рубль не упал. Инфляция была совсем незначительная. Мне кажется, важно делать кино про всех этих людей. Их объединяет одно - они все любили Россию, и им хотелось, чтобы за державу не было обидно.

-- А барон де Кубертен, о котором вы тоже сняли фильм, каким образом вписывается в эту компанию?

-- Пьер де Кубертен возродил Олимпийские игры. Что такое Олимпийские игры? Это не только допинговые скандалы и политиче-ские столкновения, как сейчас. Прежде всего это глобальный, то есть для всей планеты, спортивный праздник. Кубертен придумал эту красивую идею, дескать, важна не победа, а участие. И вообще, ребята, давайте не воевать, а выяснять, кто из нас лучше, на спортивной площадке. Поэтому, опять же, то же самое направление - гуманистиче-ское называется. Ну, ребята, давайте жить дружно! Я думаю, все эти люди, про которых я кино делал, они бы тоже, наверное, подписались под этой фразой.

Культурные битломаны

-- Каким же образом могут жить дружно люди разных культур? Современность часто демонстрирует обратное.

-- Рерих говорил: "Мир через культуру". Это значит, что когда собирается много людей различных культур, у них войны не будет. На самом деле практика показывает, что чаще всего так и случается. Вот я был на концерте Маккартни в Питере (специально ездил из Москвы, потому что я битломан сумасшедший) и видел, как огромное количество, десятки тысяч человек, шли от Московского вокзала по Невскому проспекту к Зимнему дворцу, где был концерт на улице. Потом шли назад. Я видел там очень немного мусора, я не видел там ни одного разбитого стекла, ни одной перевернутой скамейки. Это были культурные люди. И я вижу иногда в Москве, как с матча футбольного валят фанаты. Мы однажды видели, что было на Тверской улице, когда эти фанаты совсем распоясались, когда поджигались и переворачивались машины и так далее. Вот это некультурные люди. Ощутите разницу.

-- В таком случае что такое культура для вас, если отойти от высокопарных фраз о духовности? Что вкладывать в это понятие, чтобы оно, скажем, стало залогом мира в мире?

-- Главное, не путать культуру с образованностью. Образованный человек, который знает очень много, может быть подонком. Были прецеденты. Редко, но бывает. Культура: Рерих говорил об этом понятии как о стремлении к свету. Опять упремся в духовность. Культурный человек - это человек, который знает мир, в котором он живет, во всем разнообразии. От литературы и искусства до окружающей природы. Окружающий мир - раз. А два - он относится к другим людям так, как он бы хотел, чтобы относились к нему. Мне кажется, это вот так.

-- А много ли таких людей сейчас?

-- Вот я сейчас делаю фильм о "детях индиго". Это рабочее название. Это ребята, которые новые совсем. У меня редактор все время задает им последний вопрос, каких людей больше, плохих или хороших. Так вот эти ребята говорят, что хороших больше. Говорят все, даже те, которые живут в детдоме и которым очень несладко живется. Я тоже так считаю. Я только думаю, что хорошим людям тоже следует сбиваться в стаи, как это делают криминальные личности. Чтобы жизнь менять, ведь один человек может немного, но он может начать с себя. Потому что, как говорил Сергей Аполлинариевич Герасимов, это самое первое дело. А уж дальше - изменишься ты, изменится и мир.

Новый Герасимов пока чистит ботинки

-- Многие ваши "коллеги" по Герасимовскому кинофестивалю на Южном Урале не смогли не поворчать в адрес современной молодежи. Дескать, и необразованная она, и потребляет только то, чем ее "кормят". У вас было две встречи с челябинскими студентами. Выскажите свои наблюдения.

-- Мои наблюдения за молодежью сводятся к тому, что молодежь у нас замечательная в большинстве своем. Видимо, по той причине, что наблюдаю я за молодежью не в ночных клубах, а просто на улицах. Не в подворотнях, где работают наркодилеры, а на каких-то культурных мероприятиях, тусовках. Я вижу нормальных людей. Вот вы тоже нормальный человек, например. Вряд ли вы злоупотребляете алкоголем или наркотиками. Замечательная молодежь в ЧелГУ и: не могу выговорить эту аббревиатуру (ЧГАКИ. - Авт.). Там ребята задавали вопросы, как мне показалось, даже умнее, чем те, которые задавали мне во ВГИКе. Я так им и сказал: "Ребята, я бы не очень переживал оттого, что я учусь не во ВГИКе, а в Челябинске, потому что учиться, судя по всему, вам комфортнее, а кроме того, у вас есть земляк, который тоже из Челябинска и достаточно хорошо "раскрутился". И, странным образом, ребята многое знают о Герасимове. Конечно, я подозреваю, что какая-то подготовка была. Кино посмотрели с интересом некоторым. Хорошие ребята.

-- Среди молодых студентов режиссерского факультета ВГИКа есть те, кто следует традициям герасимовского кино?

-- Традициям герасимовского кино сейчас следуют только его ученики и, странным образом, те люди, которые хотят делать хорошее кино, доброе кино, даже если они не учились у Герасимова. Потому что это вот такая позиция - любить человека, любить окружающий мир: При чем тут Герасимов? Он был одним из адептов этой идеи, из тех людей, которые так думают, так считают. А то, что во ВГИКе творится? Да как везде. Любой студент как приходил, так и приходит в институт и выносит оттуда ровно столько, сколько ему нужно. Один посещает занятия, другой учится. Следовать традициям - вранье все это. Следуют велениям сегодняшнего дня. Вот у кого есть веление такое - быть просто хорошим человеком, тот будет. Он ничьим традициям не следует. Он просто живет.

-- А есть ли сейчас, как вы думаете, такой режиссер, который мог бы претендовать на ту же значимость, какой обладал Сергей Герасимов?

-- Да.

-- Кто?

-- Отвечу притчей. Однажды Наполеона в цвете лет журналист из газеты "Фигаро", самой крутой газеты в Париже, спросил: "Как вы думаете, Ваше Величество, кто самый величайший полководец всех времен и народов?" Наполеон подвел этого журналиста к окошку и сказал: "Вон видишь, там будка стоит. В ней сидит мужик, который всем ботинки чистит. Так вот он и есть самый великий полководец всех времен и народов. Только он об этом не знает". Учитывая, что наше кино последние 15 лет было в ужасном загоне и выстояли только столпы вроде Никиты Михалкова, то я считаю, что режиссеры такого масштаба, какими были Герасимов, Чухрай, Донской, сейчас растут. И я их, как тот журналист, просто не знаю. Даже на телевидении сейчас людям моего возраста (под полтинник) активно наступают на пятки молодые. Они талантливы, они энергичны, они могут работать столько, сколько я уже не могу. И я этому рад. Это правильно, справедливо, потому что мир принадлежит молодым.

Антонина ВИННИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет