Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Когда восходит полунощное солнце"

25.05.2006
К 125-летию со дня рождения русского художника с мировым именем Михаила Ларионова

"Искусство - не только монарх, но и газетчик, и декоратор. Когда искусство, наконец, соизволит спуститься с котурнов на грешную землю и пройдется по ней босяком, тогда оно станет настоящим, а его служители будут не жрецами в храме, а мастеровыми с засученными рукавами и вспотевшими перепачканными лицами" - автор этого полемически заостренного манифеста нового искусства начала ХХ века художник Михаил Ларионов, может быть, "самый скандально-спорный и самый талантливый живописец своего поколения", как сказал о Ларионове его учитель Валентин Серов. К 125-летию со дня рождения Михаила Ларионова на телеканале "Культура" - документальный фильм "Когда восходит полунощное солнце".

Жизнь Михаила Ларионова была до предела насыщена творческим поиском. Даже в русском искусстве едва ли найдется художник, который бы столь отважно и дерзко шел на творческие эксперименты, приводящие к живописным открытиям.

К 125-летию со дня рождения русского художника с мировым именем Михаила Ларионова

"Искусство - не только монарх, но и газетчик, и декоратор. Когда искусство, наконец, соизволит спуститься с котурнов на грешную землю и пройдется по ней босяком, тогда оно станет настоящим, а его служители будут не жрецами в храме, а мастеровыми с засученными рукавами и вспотевшими перепачканными лицами" - автор этого полемически заостренного манифеста нового искусства начала ХХ века художник Михаил Ларионов, может быть, "самый скандально-спорный и самый талантливый живописец своего поколения", как сказал о Ларионове его учитель Валентин Серов. К 125-летию со дня рождения Михаила Ларионова на телеканале "Культура" - документальный фильм "Когда восходит полунощное солнце".

Жизнь Михаила Ларионова была до предела насыщена творческим поиском. Даже в русском искусстве едва ли найдется художник, который бы столь отважно и дерзко шел на творческие эксперименты, приводящие к живописным открытиям. Недаром сам он часто сравнивал искусство с наукой, где новое открытие - это постижение неизведанного и в то же самое время отрицание известного. Творче-ской смелости и дерзости Ларионову было не занимать! Художник с легкостью нарушал правила и каноны, порывал с собственными уже достигнутыми результатами, увлекаясь новыми творческими идеями и возможностями.

Рисовать Михаил Ларионов начал рано, "с тех пор, как себя помнил", напишет он в воспоминаниях. Рисовал всегда и везде - на стене, на песке, в школьной тетради, на полях книги. Его детство прошло в Бессарабии (современной Молдове), недалеко от Тирасполя. "Скифская степь. Днестр. Душистые травы: шалфей, полынь, чабрец. Город, утопающий в садах". Яркая, буйная южная природа навсегда стала для него источником вдохновения. Лучшие импрессионистские серии Ларионова - "Угол сарая. Часы вечера", "Розовый куст", "Сирень", "Белые розы", "Цветущие акации" - написаны в саду бабушкиного дома.

Педагогами Ларионова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были Валентин Серов и Константин Коровин. В студенче-ские годы художник познакомился с однокурсницей Натальей Гончаровой, которая стала его женой и творческой единомышленницей. Михаил Ларионов в 10-е годы прославился как художник-авангардист, и его считают первооткрывателем авангарда. В 1910 году Ларионов и Гончарова основали знаменитое объединение художников "Бубновый валет", а через два года, разойдясь с "бубнововалетцами", они учредили объединение "Ослиный хвост". Выставки "Ослиных хвостов" проходили с шумным, на грани эпатажа, успехом. Стремясь шокировать обывателей, Ларионов заявлял: "Мы идем рука об руку с малярами". Ларионов увлекался примитивизмом, вдохновляясь искусством Древнего Востока и городским изобразительным фольклором - лубком, вывесками, витринами, рекламными щитами. Учитель Ларионова и Гончаровой Константин Коровин одним из первых отметил замечательное качество их творчества - "безошибочное цветовое чутье, сочетание новизны, смелости, даже дерзости цветовых решений, с неизменным ощущением гармоничности, красоты и мягкости красок".

Увлечение "Ослиными хвостами" вскоре уступило место увлечению теорией лучизма. "Предмет таким, каким мы его видим на картинах, мы нашим глазом не ощущаем, - писал художник в программной статье. - Мы воспринимаем сумму лучей, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения. Следовательно, если мы желаем написать то, что видим, то и должны писать отраженные лучи, а не предмет". Таким образом, художник одним из первых пришел к абстрактному искусству. Лучизм Ларионова, супрематизм Малевича и футуризм Татлина - вот "три кита" абстракционизма.

Естественно, что выдумщик, организатор скандальных акций, бунтарь, лидер объединений, рассчитанных на заведомый эпатаж и "пощечину общественному вкусу", Ларионов привлек внимание Сергея Дягилева. Дягилев приглашает супругов-художников оформить балетные спектакли "Русских сезонов". Вместе с Гончаровой Ларионов создает декорации и костюмы к балетам "Русские сказки" Лядова, "Шут" Прокофьева. Изощренная фантазия и вкус, пиршество красок, образность их театрально-декоративной живописи оказали большое влияние на сценическое искусство, открыв новые горизонты. Оказавшись в качестве сотрудников антрепризы Дягилева в 1914 году в Париже, Ларионов и Гончарова в Россию больше не вернулись, с тех пор их судьба связана с Францией, с Дягилевым, с театром.

В живописи от авангарда и абстракционизма Михаил Ларионов во Франции вернулся к камерному жанру и натюрморту. Ларионов и Гончарова с большой изобретательностью работали во многих областях искусства, с успехом занимались не только живописью и театральным оформительством, но и графикой, керамикой, росписью по дереву. В 20-е годы "неистовый" Ларионов устраивал в Париже балы для художников - "Большой заумный бал-маскарад", "Банальный бал", "Бал Большой Медведицы".

Живописные работы дерзкого экспериментатора, ниспровергателя "художественных идолов", новатора и авангардиста Михаила Ларионова сегодня являются украшением лучших музеев мира и частных коллекций. Вклад Михаила Ларионова в русское и мировое искусство ХХ века огромен, и фильм, который телеканал "Культура" покажет 3 июня, в 17.15, в честь 125-летия со дня рождения выдающегося мастера, - попытка по-новому взглянуть на его творчество и оценить масштаб его уникального дарования.

Автор сценария - искусствовед Валерий Дудаков. В фильме также принимают участие исследователи творчества Михаила Ларионова искусствоведы Геннадий Поспелов и Алла Луканова.

Ольга ГОРКИНА, пресс-служба ГТРК "Культура"

Комментарии
Комментариев пока нет