Новости

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Заповедник реальности

26.05.2006
Марина Перчихина рассказывает о своей жизни в современном искусстве

Олеся ГОРЮК
Москва - Челябинск

С Мариной Перчихиной, долгое время работавшей художником в Челябинском ТЮЗе, мы познакомились на выставке "Возвращение Андрея Благова", проходившей в челябинской галерее современного искусства "OkNO". О предыстории этой экспозиции рассказывал материал "Челябинского рабочего" "В благодарность от Благова". В 1981 году Марина создала декорации к спектаклю "Мона Ванна". Решение, предложенное художником, не устроило режиссера Феликса Бермана, и декорацию перемонтировали. Отказавшись от авторства, Перчихина накануне премьеры уехала в Москву, а в афише напротив графы "художник" появилось имя никому неизвестного Андрея Благова.

Марина Перчихина рассказывает о своей жизни в современном искусстве

Олеся ГОРЮК

Москва - Челябинск

С Мариной Перчихиной, долгое время работавшей художником в Челябинском ТЮЗе, мы познакомились на выставке "Возвращение Андрея Благова", проходившей в челябинской галерее современного искусства "OkNO". О предыстории этой экспозиции рассказывал материал "Челябинского рабочего" "В благодарность от Благова". В 1981 году Марина создала декорации к спектаклю "Мона Ванна". Решение, предложенное художником, не устроило режиссера Феликса Бермана, и декорацию перемонтировали. Отказавшись от авторства, Перчихина накануне премьеры уехала в Москву, а в афише напротив графы "художник" появилось имя никому неизвестного Андрея Благова. Этот персонаж таинственным образом вошел в жизнь Марины и стал героем многих ее работ.

Отличные от других

В Москве Марина Перчихина вместе со скульптором Игорем Иогансоном (о нем "Челябинский рабочий" рассказал в номере от 13.05.2006) в 1994 году создала галерею "Spider&Mouse", что в переводе с английского означает "Паук и Мышь". Это уникальная площадка, правильное определение которой - "Artist run spase" (пространство, которое держат художники). В отличие от большинства московских галеристов, держатели аrtist run spase не ставят своей целью продажу произведений искусства, могут себе позволить работать в свободном режиме и показывать творчество интересных лично им художников.

-- Мы оба, я и Игорь Иогансон, пришли на площадку современного искусства, уже сложившуюся к тому времени, со стороны, - начала свой рассказ Марина Перчихина. - Я в прошлом театральный художник, Игорь - классический скульптор. В этой ситуации внутреннего отличия нам ничего не оставалось делать, кроме как создавать свое место. Незадолго до нас в Москве появилось несколько галерей современного искусства. Все они занимались выработкой единого языка. У нас же, напротив, было создано место встречи разных языков, а нашими авторами становились художники с собственной, тяжеловесной и глубокой, мифологией.

Одной из самых значимых для нас фигур стал Юрий Соболев. В Царском Селе у него была единственная в России школа современного искусства. У нас ведь, несмотря на развитие внешних структур, ярмарок, галерей и прочего, остается абсолютно традиционным и консервативным образование. Годовые курсы при центре Сороса и Бакштейна рассчитаны на уже готовых художников. Соболев же брал ребят со средним художественным образованием, преимущественно из глубинки. Вступительным экзаменом на его курс был перформанс, крайняя форма современного искусства, когда языком художника становится только его "Я", а инструментом - собственное тело. Результатом этого уникального курса стала группа "Безопасный выход" - они были постоянными авторами нашей галереи.

Крестовые походы

-- Был период, а мы и не заметили, когда галерея стала одним из самых модных мест Москвы, хотя мы никогда не делали никакой раскрутки. Но после миллениума настали трудные для нас времена. В 2002 году умер Юрий Соболев, а все его ученики оказались в Европе. В 2003 году мы потеряли еще двух наших постоянных авторов - Нарине Золян и Арутюна Зулумяна (группа "Z&Z"). После выставки "Осторожно, религия!", кураторами которой они являлись, и последовавшего за ней скандала художники были вынуждены эмигрировать.

-- Эта выставка была достаточно радикальным высказыванием?

-- Радикальные жесты были до выставки - акция Авдея Тараганяна "Школа юного безбожника" и перформанс Олега Мавромати, который распял себя около храма Христа Спасителя. На спине Олега было написано: "Я не сын Бога". Оба художника были вынуждены эмигрировать из России. Выставка "Осторожно, религия!" была попыткой осмысления сложившейся ситуации. Нарине и Арутюн - художники очень интересные, никогда не занимавшиеся радикальными жестами. После закрытия экспозиции в Сахаровский центр пришли тысячи заказных писем. Все они начинались словами: "Я выставки не видел, но мои чувства были оскорблены самим фактом". Составитель каталога Анна Альчук отрефлексировала эту ситуацию перформансом "За все в ответе". Это был один из последних проектов нашей галереи. В "Спайдермаусе" есть крохотная комнатка объемом в 10 кубометров. Анна сидела в ней, как в тюремной камере, которая ей тогда реально грозила, поскольку перформанс был показан до вынесения приговора. Она читала письма и извинялась перед их авторами. Происходящее наблюдали зрители в главном зале через видеотрансляцию.

За время, пока шел процесс, многие художники изменили свое отношение к происходящему. Сначала думали, что какие-то радикалы просто неосторожно высказались, потом поняли, что это дело касается всех, поскольку наступает время нового идеологического контроля. Не успел завершиться процесс по выставке "Осторожно, религия!", как те же "радетели" подали в суд на Гельмана за выставку "Россия-2", которая вовсе не делала акцент на православной тематике. Кстати, Гельман выиграл этот суд, а дело по Сахаровскому центру будет рассматриваться в Страсбурге.

Курс на Восток

-- Мне кажется, сейчас пришло новое время - время неоконсерватизма, причем это не российская, а общемировая тенденция. Мы закрылись на год, размышляя над тем, может ли наше место функционировать в сложившейся ситуации. Этой паузой я воспользовалась для того, чтобы привести в порядок огромный фото- и видеоархив моего самого большого проекта - акцию реконструкции жизни Андрея Благова, которую я привезла в Челябинск. Сейчас у нашей галереи начинается новая жизнь. Она открылась выставкой Андрея Сузалева "Перевозчики", а следом за ней свои работы представит Варвара Сидорова, соединившая современное искусство с традициями Японии.

Восточная философия пришла в современное искусство через Дайсетцу Судзуки. Он пересказал ее на английском и адаптировал для европейского сознания. Но стоит ли нам двигаться на Восток через Запад, когда можно идти напрямую? Я в свое время поняла, что погружение в восточную культуру через переводные книги бессмысленно, и начала учить иероглифы. Японская письменность лежит в зоне жеста, поскольку иероглиф нельзя прочесть, не зная порядка черт его написания. Европейское же искусство и культура лежат в зоне текста, оторванного от тела. Интересно, что между иероглифом и живописью зазора почти нет.

Возводящаяся яма

-- С современным искусством челябинцы имеют возможность познакомиться благодаря галерее "OkNO". У меня сложилось впечатление, что нынешние художники несколько холодны по отношению к своему зрителю. Они могут заинтересовать, удивить, но вызвать сильные переживания - вряд ли:

-- Действительно, современное искусство апеллирует в основном к интеллекту и очень сильно дистанцируется от эмоциональной сферы, - согласилась Марина Перчихина. - И все же была одна работа под названием "Ад", которая меня потрясла. В 2000 году в Лондоне проходила выставка "Красота и ужас". С красотой дело обстояло неважно, она была представлена только в ироническом ключе, а вот с ужасом было все в порядке. В старейшем здании Ройал-академии, в затемненной комнате были размещены модели поселений разных эпох. Первое ощущение - будто попадаешь в этнографический музей. Начинаешь разглядывать и видишь тысячи малюсеньких фигур, занимающихся самоуничтожением, при этом палачи и жертвы одеты в одинаковые костюмы. Люди христианской культуры читают эту работу как цитату из Библии: "Грешники пытают грешников в аду". Все были потрясены. Потом эта инсталляция сгорела.

-- Какой образ, актуальный для нашего времени, вы хотели бы воплотить в ваших произведениях?

-- У нас есть проект "Вавилонская яма", который мы осуществляем на арендованном поле в деревне Криушкино. Есть природный материал - земля, орудия - лопата и грабли. В основе лежит очень архаическая структура - спираль. Мы начали копать в 2001 году, продвижение идет внутрь и в то же время наверх, поэтому мы называем нашу яму самовозводящимся объектом. Проект рассчитан на 25 лет - это срок аренды земли. Я абсолютно уверена, что для нас наиболее актуальны вовсе не так называемые новые технологии и не эта все более оцифровывающаяся и суетящаяся цивилизация. Единственное, что может сделать современное искусство, - создавать заповедники реальности.

Комментарии
Комментариев пока нет