Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Образован ли Мавроди?

03.02.2001
Академик Марк Поташник - о проблемах современной школы

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

У академика М.М. Поташника, гостя из Москвы, который сотрудничает с педагогами нашей области, язык не поворачивается назвать Сергея Мавроди хорошо образованным человеком. Несмотря на то, что он окончил с золотой медалью одну из москов-ских школ. Имя Сергея Мавроди вытеснено золотыми буквами на мраморной доске.

Академик Марк Поташник - о проблемах современной школы

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

У академика М.М. Поташника, гостя из Москвы, который сотрудничает с педагогами нашей области, язык не поворачивается назвать Сергея Мавроди хорошо образованным человеком. Несмотря на то, что он окончил с золотой медалью одну из москов-ских школ. Имя Сергея Мавроди вытеснено золотыми буквами на мраморной доске. Он - гордость школы. Более того, и механико-математический факультет МГУ окончил с отличием, что подтверждает получение "красного" диплома.

-- Но он - мошенник, которого разыскивает Интерпол, - говорит Марк Максимович. - Поэтому я о нем могу сказать как о человеке хорошо обученном. Но не более.

Что, с точки зрения уважаемого академика, подразумевает понятие "образованность"? Культуру личности, воспитанность, интеллигентность. Свой взгляд на проблему Марк Максимович подробно изложил на всероссийской конференции "Управление качеством образования", прошедшей в Челябинске по инициативе городского управления по делам образования и Челябинского государственного педагогического университета. Этой же теме была посвящена и пресс-конференция для журналистов города.

-- Если выпускник школы знает, как размножаются плоские дождевые черви, отличает причастие от прилагательного, умеет решать логарифмические уравнения и способен выдержать конкурс в вуз, то это еще не говорит о качестве образования, - размышляет Марк Максимович. - А сколько среди тех, кто поступил в вузы, потенциальных негодяев?

Но не только наличие среди образованных людей негодяев высокого класса стало поводом для тревоги. По данным ЮНЕСКО, Россия занимает 13-е место в третьей группе слаборазвитых стран в смысле качества образования. Почему же мы имеем такой низкий результат при нашем стремлении дать детям как можно более глубокие знания в лицеях, колледжах и гимназиях? И как объяснить победы наших учеников на мировых и международных олимпиадах?

-- Тут мы держим приоритет, - говорит Марк Максимович. - За счет единиц, которые в большинстве своем в России потом не остаются. Но речь идет о среднем уровне школ. А их в нашей стране 60 тысяч. И две трети из них - сельские, которые вообще находятся за порогом добра и зла в смысле материальной базы, компьютеризации и т.д.

-- В таком случае, что есть качество образования? Когда-то считалось, что обязанность школы - научить ребенка хорошо читать, считать и писать:

-- Это когда стояла задача всеобуча, - говорит Марк Максимович. - Потом качество образования оценивалось по разным параметрам. Например, по количеству учащихся, поступающих в вузы. Но мы отвергаем этот принцип. В вузы поступает не более 30 процентов выпускников школ. (В Челябинске этот показатель выше общероссийского). До пятого курса доходят 22-23 процента, а по специальности работают и того меньше. Качество образования - это качество жизни. И мы не можем судить о нем по ограниченной группе подготовленных специалистов.

Другой показатель: количество детей, обучающихся на "4" и "5". Но он тоже мало о чем говорит. В школу приходят дети разных природных способностей. Как доказала наука, наши здоровье, характер и прочее на 80 процентов определяет генетический код, который заложен ребенку в момент зачатия. И только 20 процентов наших качеств - результат воспитания, образования и т.д. Дети, которые не могут учиться на "4" и "5" и которым закрыт путь в вузы - это не отбросы общества и не второсортная осетрина. Чтобы быть хорошим шофером, санитаркой, поваром, не нужно иметь высшее образование. Здесь требуются ответственность, профессионализм, добросовестность, исполнительность. Но ценность этих качеств не меньше, чем интеллектуальных. Было бы ужасно, если бы пивовар при приготовлении баварского пива решил проявить творчество. Высшая ценность в этом производстве - исполнительность.

Учащиеся, которые не пройдут через высшую школу, тоже определяют качество жизни. И качество образования у них должно быть высоким.

-- Что же нужно сделать для того, чтобы выбраться из той ямы, в которой мы, как выяснилось, оказались?

-- Прежде всего, нужно избавиться от отрицательных последствий образования в школах. Категорическое требование: ответить на вопрос, какой ценой достигается качество образования?

Ежегодно в школе ребенок теряет зрение на 0,25 диоптрии, его давление повышается или понижается на 5 миллиметров ртутного столба. Мы прививаем детям вялотекущую гипертонию прямо в классе. И заметьте: это неизлечимые болезни. Если качество образования достигнуто за счет ущерба для здоровья детей, то зачем это нужно?

К нежелательным последствиям я бы отнес и отрицательный жизненный опыт, который дети приобретают в некоторых школах. И те издержки, которые возникают по причине ранней изношенности учителя в результате перенагрузок. Но дело даже не в этом. Главное, что влияет на качество образования и творит нового человека, - это система ценностей. Я могу воспитывать ваших детей по Чернышевскому, который призывал к насильственному свержению государственного строя. И преподавать так, чтобы "пахло каторгой". А могу взять за основу систему Корчака, который в книге "Как любить ребенка?" писал о том, что его надо растить в гармонии с властью. А потом власть, как известно, отправила его в газовую камеру.

Но лично я, как педагог, больше склоняюсь к тому, чтобы взять систему ценностей из Библии или Корана. Усвоив ее, появятся люди совершенно новой культуры. Более высокой, чем нынешняя.

-- Качество образования, как известно, предполагает еще и современную материальную базу. А она создается (что не секрет) за счет кошелька родителей. И тут возникает немало проблем. Не все родители, во-первых, платежеспособны. Часть детей отбрасывают от качественного образования. Во-вторых, там, где неучтенные деньги, имеют место и злоупотребления. Иные руководители путают карман своего учебного учреждения со своим собственным:

-- Криминальные деньги могут существовать в любой среде, поэтому не будем делать их предметом нашего разговора. А речь поведем о честной реальности.

У нас в законе об образовании написано, что оно в стране бесплатное. И мы живем под воздействием, зомбированием этих слов. Что значит бесплатное? Деньги учителям за работу платить надо. На это уходит в Челябинске 76 процентов от поступлений. За коммуналку требуют наличные. Питание в интернатах тоже надо оплачивать. Все это берется из бюджета, а бюджет - из налога. В 2001 году у нас налог будет 13 процентов. Кто подсчитал, что этой суммы хватит на все? И на милицию, и на здравоохранение, и на культуру, и на молодежную политику, и на пенсионеров? Никто. Но мы лучше провозгласим вот это вранье насчет бесплатного образования и будем держаться за эту фразу, как за священную корову, чем посмотрим правде в глаза. А реализм состоит в том, что денег не хватает. Но платить не хотят даже те люди, глядя на которых, не скажешь, что они нищие, умирают с голоду. Вопрос не столько в неплатежеспособности, сколько в психологии родителей. Человек, который кричит: "Поборы", не понимает, что инвестиции совершенно необходимы образованию. В моей книге об укреплении качества образования есть раздел о создании внебюджетных фондов развития школы. Там описано 13 абсолютно законных источников получения внебюджетных денег.

Более того, один из указов, подписанный Президентом Российской Федерации, предлагает органам местного самоуправления всемерно поддерживать этот способ оказания помощи школам. Возьмем, к примеру, родительскую ассоциацию с членскими взносами в размере 50 рублей в месяц. Я думаю, что ни одна семья в Челябинске не обнищает, если заплатит эту сумму. Мы находим на многое денежку. Но как только заходит речь об инвестициях в образование, тут же возникают проблемы. "Почему мы за это должны платить?" Да потому, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Там, за океаном, это уже давно поняли, а мы все не можем уяснить простое.

Грамотно спланировали инвестиции в образование детей уже в очень многих городах России. Ведь некоторые главы администраций не понимают учительских трудностей. "Вам доплату? За что? Вы по три урока в день даете. (При ставке в 18 часов в неделю). У вас 48 дней отпуска. Дети - на каникулах, а зарплата вам идет".

Поэтому и нужно работать с родителями, чтобы они понимали: те, кто может (а у нас таких немало), должны образование обеспечивать сверх того минимума, который дает бюджет. Если бы даже бюджетных ассигнований было достаточно, то все равно родители заинтересованы в том, чтобы спонсировать образование. Ведь у них появился бы рычаг управления. Тогда бы они решали, какому учителю и воспитателю дать премию, а какому - нет. Глядишь, и кадры бы закрепились лучшие.

-- Безусловно, интерес педагогической общественности (а на конференции присутствовали представители более чем из 50 городов) вызвала не только тема разговора о качестве образования, но и весть о новых электронных учебниках, которые появились в Челябинске благодаря работе на факультете информатики Челябинского государственного педагогического университета. (Факт отрадный, но и тревожный). Не вытеснят ли такие учебники учителя? Это во-первых. А во-вторых, получат ли они широкое распространение в той ситуации, когда компьютер в домашних условиях все еще редкость?

-- Электронный учебник никогда не вытеснит учителя, не заменит его душу. Ценность электронной новинки (а она появилась в Челябинске не случайно, поскольку город является федеральной экспериментальной площадкой по развитию новых информационных технологий) состоит в том, что учебник превращен в обучающую программу, в самоучитель. К началу нового года в продажу поступят учебники нового поколения, состоящие из книги и диска. Диск предполагает домашнее обучение. Бывает, что учитель болеет или ученик по какой-то причине не присутствует на уроке. В таких ситуациях электронный учебник незаменим.

А что касается его распространенности, то тут не грех напомнить родителям, что деньги нужно копить не на норковую шубку и не на сережки в ушках, а на компьютер. Ведь его обучающие возможности огромны. Не уверен, что каждый челябинец попадет в Лувр или в библиотеку конгресса США. А компьютер позволит ему сделать это. Поэтому и нужно, чтобы компьютер пришел в дом как элемент быта. n

Комментарии
Комментариев пока нет