Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вторая жизнь рекордсмена

16.06.2006
Зарубежные компании заказывают ЧТЗ самые мощные в мире бульдозеры

Впервые ЧТЗ показал общественности Т-800 лет 25 назад, на выставке, организованной на Комсомольской площади Челябинска. Очевидцы вспоминали: образовалась очередь из желающих сфотографироваться рядом с гигантом. Даже руководители Южного Урала и города пожелали увековечиться возле Т-800.

Рекорды в области
Крещение свое бульдозер прошел на строительстве Южно-Уральской АЭС. "Рыхлить" скальный грунт под фундамент реакторов взрывом посчитали делом опасным, чреватым появлением трещин в основании.

Зарубежные компании заказывают ЧТЗ самые мощные в мире бульдозеры

Впервые ЧТЗ показал общественности Т-800 лет 25 назад, на выставке, организованной на Комсомольской площади Челябинска. Очевидцы вспоминали: образовалась очередь из желающих сфотографироваться рядом с гигантом. Даже руководители Южного Урала и города пожелали увековечиться возле Т-800.

Рекорды в области

Крещение свое бульдозер прошел на строительстве Южно-Уральской АЭС. "Рыхлить" скальный грунт под фундамент реакторов взрывом посчитали делом опасным, чреватым появлением трещин в основании. Руководство области обязало возглавлявшего ЧТЗ Николая Ложченко направить уральского великана на объект, где техническая задача столкнулась с суровой реальностью.

-- Страшно было даже находиться рядом, когда зубом рыхлителя Т-800 упирался в скалу и таранил ее, - вспоминает ветеран завода Эдуард Соболев, побывавший на месте испытаний. - Громадные куски породы с шумом, снопами искр отваливались и летели прямо на нас. Я спросил у прораба о впечатлениях. Повидавший виды строитель признался, что его спокойная жизнь закончилась, как только появился громадный трактор. Прослышав о нем, каждый участок стал требовать его себе в помощь.

Еще одним испытанием стала реконструкция Магнитки, - продолжает Эдуард Соболев. - Задание, которое на комбинате давали японскому трактору на две недели, наш великан выполнял за одну смену. После таких подвигов "сталевары" стали применять Т-800 там, где никакая техника не могла действовать в принципе. Трактор разрабатывал отвалы металлургического шлака полувековой давности, в которые сливали бракованную сталь, сбрасывали многотонные "козлы". Ножей Т-800 хватало только на две недели, но он работал! За несколько ходок сотворил такое, что работающий на японском бульдозере, почесав затылок, восторженно прошептал: "Вот это силища!.."

...в стране

Когда о чудо-машине узнали добытчики якутских алмазов, они буквально взмолились: "Дайте нам ее". При добыче алмазов взрывалась порода. Жертвой технологии становились и сами драгоценные камни, на которых появлялись микротрещины, снижающие ценность алмазов. Но как доставить Т-800 за тысячи километров? Железной-то дороги к алмазному месторождению нет. Челябинцы, поломав головы над задачей, обратились в КБ Антонова, договорились об использовании самого мощного самолета Аэрофлота - "Антей". Но когда челябинский "малыш" заехал в лайнер, платформа не выдержала его веса. Пришлось бульдозеру ретироваться. Через месяц авиаторы прислали суперлайнер "Мрия". Однако небольшой казус случился и с ним. Когда транспортник тяжело оторвался от земли, не убралось шасси. Самолету по пути в алмазный край пришлось делать вынужденную посадку в Ульяновске, проходить незапланированный ремонт.

В поселок Мирный Т-800 сопровождал представитель ЧТЗ А. Потешкин. Он впоследствии рассказывал:

-- В Якутии работал один карьер, где добывались алмазы. Потом там открыли второе месторождение. Решили быстро запустить его в эксплуатацию, но вот беда - ни дороги к нему, ни тропинки. Слышу: по селектору один из руководителей дает своим подчиненным задание особой важности: "Вам неделя сроку. Как хотите, а чтобы дорога была". Те возмутились в один голос: "Невозможно". Но начальник остался неумолим. Через три дня слышу новый доклад по селектору. Говорят: путь проложен. Как сумели? Запустили туда, отвечают, Т-800.

...за рубежом

В первые годы жизни довелось "восьмисотому" поучаствовать в международной выставке на Красной Пресне. В один ряд тогда поставили самые крупные в стране тракторы - чебоксарские Т-330, Т-500 и челябинский Т-800.

-- Однажды, - вспоминает инженер-испытатель ЧТЗ Александр Чалых, - к этим машинам подошла группа высокопоставленных руководителей, среди которых, как потом выяснилось, был секретарь Московского горкома КПСС Зайков. Он попросил запустить двигатель у трактора из Чебоксар. Представители завода стали растерянно объяснять, что не могут этого сделать: нет масла в гидросистеме.

-- А тот, - кивнул "главный" на Т-500, - сможете?

И тут ничего не вышло.

-- Ну, - разочаровались члены делегации, - раз с этими двумя не справились, то самый большой подавно не запустят.

-- Почему не запустим? Сейчас запустим, - выступил вперед Чалых.

Завел двигатель, стал поднимать отвал. Экскурсанты в испуге отбежали, но затем спохватились, начали восхищаться мощью, надежностью трактора.

Эти качества стали визитной карточкой челябинского богатыря. Под особые заказы было выпущено десять Т-800. Однако после перехода страны на рыночные рельсы производство гигантов прекратилось. Достойного поля деятельности рядом не было, а разрыв хозяйственных связей с далекими партнерами сделал бульдозер, по сути, "невыездным". Семь лет назад из стен ЧТЗ вышла последняя такая машина.

Но недавно, после переговоров с рядом зарубежных компаний, гендиректор ЧТЗ Валерий Платонов сообщил: к колоссу на гусеницах проявили интерес иностранцы. Готовность сделать заказ сразу на восемь машин подтвердили потребители из ЮАР, Индии, Таджикистана.

Евгений КИТАЕВ

Бульдозер Т-800 предназначен для разработки особо тяжелых мерзлых грунтов и скальных пород.

n Длина - 12,4 метра

n Высота - 4,7 метра

n Вес - 106 тонн

n Двигатель - "БелАЗ" (820 л. с.)

n Емкость баков - 2,5 тонны

n Скорость - 10,6 км/час (вперед), 14 км/час (назад)

Комментарии
Комментариев пока нет