Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Послесловие к беспредметному

07.02.2001
Валентин Качалов показал нам факультативность абстракционизма

Типичные вопросы минувшего столетия: "Что есть искусство?" и "Для чего оно?" - и по сию пору с нами. Судите сами, век начался, и в выставочной афише Челябинска - вся панорама: от старых мастеров до правоверных реалистов, наших современников, живописцы салона и продолжатели традиций творческого преображения реальности, апологеты геометрического абстрактивизма и многозначительного "архетипического семантизма" и т.д. и т.п.

Валентин Качалов показал нам факультативность абстракционизма

Типичные вопросы минувшего столетия: "Что есть искусство?" и "Для чего оно?" - и по сию пору с нами. Судите сами, век начался, и в выставочной афише Челябинска - вся панорама: от старых мастеров до правоверных реалистов, наших современников, живописцы салона и продолжатели традиций творческого преображения реальности, апологеты геометрического абстрактивизма и многозначительного "архетипического семантизма" и т.д. и т.п.

На открывшейся в Выставочном зале Союза художников экспозиции талантливого живописца Валентина Качалова "Опыт в беспредметном" можно было заметить у зрителей оттенок тихого недоумения. Качалов смолоду не был иллюзорным реалистом, с самых первых самостоятельных работ (начало 70-х) он открыто и полемично декларировал право художника говорить языком условной формы. Это так очевидно сегодня, но как трудно находило себе дорогу в те годы! Собственно, уже тогда его работы были решены подчеркнуто современным языком пластики, неклассическое формостроение, как следствие острого и напряженного видения, было совершенно в духе передового искусства.

В постепенно сложившемся стиле и образе творчества художника более всего привлекал этот удивительный синтез, такой качаловский и неповторимый: подчеркнуто проблемная современная пластика и точно прочитываемый в ней след живого переживания реальности. Память о жизненных впечатлениях передается предметно-осязательно, непосредственно через фактуры живописной обработки холста, чувственную палитру, волнующие цветовые разработки. Эти свойства живописи как таковой в классическом авангарде были усилены, обнажая прямую связь безусловного с условным, вовлекающую всю природу человека, не только высшее, духовное в нем, но и биологическое, сознательно-подсознательное. Так захватывают всегда большие и малые картины Валентина Качалова.

И вот, неожиданный поворот: художник, в творчестве которого уже вполне органично присутствует новое для ХХ века авангардное видение, вдруг открывает выставку "Опыт в беспредметном". Отсюда недоумение: зачем? "Решил стать беспредметником" или, как говорят массы, "абстракционистом"? Выставка концептуальная (в духе постмодерна), проблемная, содержащая некий эксперимент, своего рода опубликованный процесс размышлений о целях и задачах искусства и его ценностях. Этот необычный и смелый шаг, хочется надеяться, будет понят, а предложенный пластический "разговор" художника со зрителями и творческой средой - состоится.

Кажется, в выставленных (как отметка шкалы) небольших "предметных" холстах уже есть та мера свободной интерпретации предмета, которая содержит выход за черту обычной реальности. Но художник, акцентируя наше внимание на этих очаровательных кусочках бытия, запечатленных в, так сказать, "пейзажно-натюрмортных" мотивах, как бы подчеркивает свой выбор. В "беспредметных" холстах, кои все почти имеют обозначенную в этикетке программу ("Капель", "Кувшинки", "Японский театр" и т.п.), мы узнаем, как манки, какой-то знак, позволяющий нам изобразительно оправдать и воспринять живописно-пластический образ. То есть в работах, по сути, отсутствует главное, что характеризует абстрактное искусство: разрыв между пластическими структурами и смысловым полем изображения. Образ в беспредметных холстах намечен у художника, в то время как поставангард уже отказался и от него. "Беспредметные" холсты Качалова не демонстрируют деструкцию, распад единства смысла и изображения. Но с "предметными" работами они не могут соперничать: мимолетное состояние, впечатление, осязательная память обозначены в холсте какой-нибудь одной гранью. Холсты напоминательны, и при всей живописно-пластической красоте, построенности обеднены в сравнении с богатством, которое источает каждый маленький "предметный" холст.

Видимо, в этом и состоит цель выставки: не словесно, а предметно показать, что искусство дает полноценные плоды, когда не намекает, не интригует, не завораживает походя, а в каждом предмете - осколке огромного человеческого и космического мира - раскрывает это богатство связей и смыслов. Не отрицая беспредметное искусство, Валентин Качалов показывает зримо ограниченное поле его приемов.

Галина ТРИФОНОВА

Комментарии
Комментариев пока нет