Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Забыть, что ты художник...

25.07.2006
Творчество саткинского художника Александра Суханова - сплав всевозможных "измов". Но как же он органичен!

Наталья УФИМЦЕВА
Сатка

Неблагодарное это занятие - оценивать творчество художника. В картинах живописца Александра Суханова, как, впрочем, и у многих мастеров кисти, переплетаются разные направления и жанры. Но в результате - сплав, в котором по подобию соединения элементов в металле проявляется новое свойство. Это свойство может распознать лишь один, уникальный в своем роде прибор - вдумчивое восприятие.

Творчество саткинского художника Александра Суханова - сплав всевозможных "измов". Но как же он органичен!

Наталья УФИМЦЕВА

Сатка

Неблагодарное это занятие - оценивать творчество художника. В картинах живописца Александра Суханова, как, впрочем, и у многих мастеров кисти, переплетаются разные направления и жанры. Но в результате - сплав, в котором по подобию соединения элементов в металле проявляется новое свойство. Это свойство может распознать лишь один, уникальный в своем роде прибор - вдумчивое восприятие.

Расчленить и... слепить

Картины Суханова хочется впитывать, вдыхать. Погружаться в кипень цветущих черемух, бродить между вросших в землю домишек и по берегам незамерзающей речушки. Смотреть до усталости в глазах, до тоскливого сосания под ложечкой. Это ощущение пришло после. А поначалу из меня поперла "расчлененка".

Выпрыгнули из пейзажного фона на портрете дочери разлапистые вангоговские подсолнухи. В вечернем пейзаже с деревьями и собакой ударила в глаза ускользающая, зыбкая среда, которую впервые применил, вспомнилось, Эдуард Мане. Пошли волны от ярких вибрирующих мазков в серии работ, выполненных на негрунтованном картоне маслом, как у другого основоположника импрессионизма - Клода Моне. Роскошные женские формы - от классика Рубенса, немотивированные, абсурдные контрасты - от авангардиста Энди Уорхола. Правда, американец не вышивал гладью, а уроженец Старой Сатки взял да и разграничил пополам обнаженный силуэт женщины грубыми оранжевыми и розовыми стежками. Плюс немного живописи. В материале - нитки с маслом. Странноватое сочетание.

В первый момент знакомства и сам художник как бы распался на разновозрастные части: землистое немолодое лицо - отдельно, блескучие мальчишечьи глаза - сами по себе. Жесты спешащего человека (порывистые движения, стремительная походка, мимолетное рукопожатие выше локтя) и еще одна - внутренняя, вдумчивая - параллельная жизнь. Но потом все само собой как-то срослось, слепилось. Заметим, что лепота и есть, по Далю, красота. Неделимое и необъяснимое.

На микрон от славы

Славой Александр Суханов не избалован. Правда, Челябинское телевидение лет двадцать назад сняло о нем два фильма. Но это были краткие эпизоды за долгие годы забвения. А ведь известность светила ему с самого детства. В двадцать лет стал лауреатом всесоюзного конкурса. За это ему выделили в Сатке мастерскую.

Но прямая дорога ушла из-под ног. В возрасте 25 он не вписался в политическую конъюнктуру. За картину "Завтрак" партийщики обвинили его в подражании Западу, пропаганде религии среди молодежи и перекрыли воздух: выкинули из очереди на квартиру, запретили брать на работу. До этого он был преподавателем эстетики, черчения, рисования, столярного дела в школах города.

В условиях советской антикультурной машины семидесятых годов "а ля бульдозер" Александр Суханов пережил творческий кризис. Сжег инструменты, все свои картины и наброски (по его словам, несколько тысяч). Единственного человека, заступившегося за него во время "судилища", заведующую отделом культуры Картавцеву уволили. "Проявившего бдительность" партийного функционера повысили, но вскоре тот потерпел фиаско "за нечистоплотность".

В конце концов, художник нашел работу, связанную с отшельничеством, - оператором на газораспределительной станции. Там он провел практически безвылазно около тридцати лет. Творить начал снова. До изнеможения, до опустошения, по собственному выражению, "меняя рубашки на ходу". Если из его картин составить экспозицию в большом зале, ежемесячно обновляя ее, выставка будет продолжаться несколько лет кряду.

Помогли ему тогда вернуться в живопись художники из Златоуста, собрав целый чемодан кистей и красок. Глава фонда Юрий Петрович Азеев (недавно его не стало) сказал ему: "Начинай все сначала. Не начнешь писать, я к тебе ночами являться буду до самой твоей смерти".

Холст и одеяло

Поначалу удивляет материал. Суконное одеяло, круглый циферблат от часов, доска. Но, что бы там ни было, просвечивая из-под слоя краски, оно работает на идею. С красного портьерного плюша по-человечьи глядят разомлевшие от жары телята. На выгоревших добела половиках забредают в воду целомудренные купальщицы. На старых коврах поселяются простушки с улыбкой Моны Лизы. Серия полоскальщиц белья: фигуры, разогнувшиеся на миг от усталости; силуэты, склонившиеся над водой в самом разгаре процесса, очерченные сверху колыхающимися неправильными "синусоидами". Как точно схвачены движение и характерная поза! Вот черемуха в цвету, взворошенным массивом брошенная на кусок гипюра. Дырочки ткани добавляют воздуха. Покосившиеся домики, глухие дворики, неказистые заборы. Щемящие, грустные пейзажи. Глядя на них, забываешь о материале. Это, в любом случае, холсты.

Живописец Старой Сатки

Художника, сотворившего эти картины, невозможно представить в другом географическом и этническом контексте, как нельзя поверить, что кто-то другой сможет лучше него написать, воспеть его родной город. Они неразделимы: Суханов и Старая Сатка.

В сталинские времена город состоял почти сплошь из бараков, в которых жили вербованные строители комбината "Магнезит". Бараки снесли, людей расселили, но у многих так и осталась привычка к общежитию. Ностальгируют, просят картинку с развалюхами.

Недавно и сам художник получил большую квартиру в новой части города, в которой живет с дочерью. Удобствами недоволен: тесно, неуютно, соседи чужие - все не так. Вот такой он, отшельник поневоле с общинными замашками. Гостеприимный, щедрый на пряники с медом и погруженный в отдельное, мистическое пространство.

Какого "изма"?

Картины саткинца здорово стрельнули, показалось, импрессионизмом (фр. impression - впечатление). Но сам художник считает себя символистом (фр. symbolisme, от греч. symbolon - знак, символ). По технике письма эти "измы" во многом схожи. Но символисты пошли дальше и вбок: взяв понемногу от импрессионизма и от абстракции, они связали живопись с музыкой, которая способна выражать "невидимые и роковые силы" (Меттерлинк). Символисты рисовали и полифонию звуков (Чюрленис), и отдельные звуковые явления (Мунк). Суханов, напитавшись импрессионизмом, пошел от символистов, как кажется, в другой "бок". Он не задается целью нарисовать звуки, музыка должна жить на холсте в виде зашифрованной загадки.

-- Что в вашем понимании живопись?

-- Изобразительное искусство троично: живопись, графика, скульптура. Царица среди них - живопись. Это пространство, по которому нельзя ходить. Музыка, которую не положить на ноты. Поэзия, которую не выразить словами. В живописи есть духовность, которую можно воспринимать только через духовность.

-- Что из написанного маслом, по-вашему, не живопись?

-- Много художников, которые умеют здорово писать, но не умеют включить художническое видение. Третьяковка. Картина Репина "Иван Грозный убивает сына". Драматический сюжет. Детали, лица, кровь. Все ахают. Подходите ближе и видите кусок ковра, великолепно написанный. И - все. А вот картина Борисова-Мусатова "У водоема". Здесь нет театра. Стоите далеко, видите женщин. Это не впечатляет. Подходите ближе и попадаете в музыкальную зону работы (расстояние, равное большей стороне картины). И уже не видите ничего, ни женщин, ни воды, а понимаете, что перешагнули в Вечность. Хотите прикоснуться к ней, а это невозможно. Репин - не совсем живопись.

-- А Суханов?

-- В 20 лет я написал натюрморт, быстро, взахлеб. Когда остыл, обалдел. Все, что было на холсте, было настолько здорово! Чувствовалось, что тюбики красок выжимали. Тряпка несла тепло рук. Лак горел и светился. Я увидел, что это уже не искусство, а сама иллюзия. Я уничтожил этот натюрморт. Тогда я понял гениальное изречение Врубеля: "Для того, чтобы создать художественное произведение, нужно забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты человек". Нужно долго учиться быть безграмотным, чтобы понять, что самое ценное в жизни то, что нельзя купить, и то, чему нельзя научиться.

Живопись - не развлечение. Это крест, который мы вынуждены нести. Кто - мы? И Рембрандт, и Врубель, и Серов, и Гоген, и Коровин. Надеюсь, я в числе их последователей. А если кану в неизвестность, значит, я - навоз, на котором вырастут прекрасные цветы.

Комментарии
Комментариев пока нет