Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?

Результаты опроса

Кедровый зоопарк

23.08.2006
В горах Алтая даже знакомые растения пахнут иначе, чем под Челябинском

Давно мечтал и, наконец, сподобился побывать на Алтае. Забрался далеко, почти к Монголии, в отроги Северо-Чуйского хребта, к ледникам Малый и Большой Актру. От Новосибирска до Курая на машине ехали 12 часов, от Курая до базы Актру нас вез местный водитель-ас. Ас без преувеличения, потому что по такой дороге я ехал первый раз в жизни. Дорога совсем недавно была проложена бульдозером через лес и скалы, до этого ходили пешком или пробирались на лошадях. Все-таки мы с внуком доехали до цели - до подножия Черной горы на территории Томского университета. На этой территории расположены туристическая база, хозяйство томских ученых, учебный лагерь альпинистов. К этой компании мы и прибились.

Мест на турбазе не оказалось, и нам пришлось располагаться в собственной палатке.

Наутро отправились на Учительскую гору (быть в горах и не подняться?). Эта гора в полном смысле учит новичков поведению. Наша палатка на высоте 2000 м, подняться надо на 3050 м. И мы, не адаптировавшись, полезли. Сердце сразу нам сказало, что мы не годимся в альпинисты: у меня пульс около 100, у внука еще больше. Через каждые три-четыре шага останавливаемся, чтобы отдышаться и немного умерить стук ретивого. В общем, туда и обратно сходили за шесть часов. Пошли в резиновых сапогах (дождь принимался несколько раз), и обратно при спуске пальцы ног так были издавлены, что хоть на четвереньки опускайся или ползи вниз, такая боль.

И все же подъемом мы остались очень довольны: открывались такие восхитительные панорамы, что мы не успевали щелкать фотоаппаратом.

Еще более меня поразили разнотравье и обилие цветов. Такое многоцветие мне довелось видеть тоже впервые. Уральский край цветами очень не беден, но до алтайских растений далеко. Интересно то, что знакомые травы пахнут совсем иначе, чем около Челябинска. Очень много чабреца, но по запаху я бы его совсем не узнал, пахнет совершенно иначе. Люблю заваривать чай листьями черной смородины, но запах здешней горной смородины не идет ни в какое сравнение с нашей: резкий, сильный и не теряется при сушке.

Маки здесь совсем не красные, а желтые. Мне знакомы швейцарские эдельвейсы, они есть в музее Суворова в Санкт-Петербурге, и очень обрадовался, когда мне сказали, что они растут здесь по берегу речки. Нашел их. Правда, рядом с швейцарскими они раза в два меньше, но у них такие же белесые пушистые лепестки.

Отдохнув один день, пошли на Малый ледник. По пути любовались водопадом, зашли на ледник (гляциологи сказали, что толщина его 40-60 м), начали по нему спускаться. Интересно было в июле идти по льду, заглядывать в многометровые промоины-расщелины. Сойдя с ледника, по щиколотку увязли в противной вязкой глине, хорошо, что не по пояс, а то долго пришлось бы отмываться. Переобулись в сапоги, вышли на сухое.

Суров здешний климат, что объясняется близостью ледников и речек, которые тоже дышат холодом. Солнце, жара, идешь в одной футболке, но через несколько шагов тебя охватит ледяной ветер. Вечером, как только скроется солнце, резко холодает. В эту пору ночью изо рта частенько идет пар. Неудивительно, что здешние туристы подолгу не засиживаются: два-три дня - и нет их. Мы оказались самыми стойкими: продержались девять дней. Конечно, я имею в виду туристов-дилетантов вроде нас. Часты дожди, что наряду с туманами не способствует хорошему настроению.

Следующий наш поход был на Большой ледник Актру, на Голубое озеро. По сравнению с другими туристами в этом походе мы сильно выиграли. Дело в том, что большая часть тропы проложена вдоль ледника по осыпи, по которой идти очень трудно и нудно. Но гляциологи нам подсказали, что в этой части на леднике нет опасных трещин и идти можно прямо по нему, что и сделали. Идти легко и интересно: трещины, водопады, промывы - все это мы неспешно осматривали.

Озеро оказалось (после землетрясения) не голубым, а темно-зеленым. Рыбы, конечно, никакой, как и в речке Актру, которая выбегает из ледника (температура воды плюс 1,5 градуса). Типичное ледниковое озеро, запруженное горами, ни кустика, ни деревца. Тем не менее очень посещаемое и туристами, и альпинистами. В этом месте есть даже небольшая избушка.

На обратном пути попадали несколько раз под дождь и сильный ледяной ветер. Хорошо, что одежда запасная была, но ее оказалось мало, и мы продрогли. В результате стали мы покашливать. Спаслись баданом, есть такое местное растение. Мы его заваривали чаем, и это способствовало лечению. А я принялся просто жевать его, что моментально сбивало желание кашлять.

Моим открытием стал кедровый зоопарк. Кедров здесь много, но орехи в шишках только-только вышли из стадии молочка, щелкать их нельзя было. Для сравнения: я давным-давно был на Телецком озере, и там в это время орехи были почти съедобны. Так вот о зоопарке. Старый альпинист, с которым я познакомился, сказал, что недалеко есть бор из старых реликтовых кедров. Отправился туда. Наряду с могучими патриархами-кедрами увидел множество старых поваленных деревьев, которые сильно смахивали на разных зверей и чудищ. Впечатление такое, что гуляешь по зоопарку. Я даже названия дал этим обитателям: Черномор с бородой, динозавр, змея-бычок, акула, клюв гигантской птицы и т.д. Позже в этот зоопарк сводил внука, который был в восторге и тоже непрерывно фотографировал.

Удивило малое количество птиц. Встречал совок, горихвосток, трясогузок. Всего один раз видел сороку и один раз синицу. Понятно, почему мало птиц: близко ледники, мало пищи. Совершенно нет клещей, практически нет комаров, очень мало мошки, мало бабочек. Даже пауков с паутиной редко-редко встретишь. Грибы (их очень мало) растут своеобразно: ножки почти нет, просто шляпка на земле.

В Челябинск возвращаемся той же дорогой. По пути накупил местных оздоровительных растений: золотой корень, маралий корень, красный корень. Оздоровляться, однако, буду.