Новости

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Щит и меч для "Сашеньки"

17.02.2001
Мастера златоустовской гравюры сделали своему городу роскошный подарок

Ольга АЙЗЕНБЕРГ
Златоуст

Полтора года назад в заметке "Игрушка для цесаревича" "Челябинский рабочий" рассказал об удивительной судьбе, выпавшей на долю самого ценного экспоната Златоустовского краеведческого музея. Это кукла из папье-маше, обряженная в рыцарские доспехи. Их изготовили на Оружейной фабрике (так назывался тогда нынешний завод "Булат") 166 лет назад по заказу императорского двора для наследника российского престола, ставшего впоследствии императором Александром II. (Поэтому куклу в 142 сантиметра ростом музейщики называют меж собой "Сашенькой").
Цесаревичу смастерили не только дошедшие до нас шлем и латы, но еще щит, меч и копье.

Мастера златоустовской гравюры сделали своему городу роскошный подарок

Ольга АЙЗЕНБЕРГ

Златоуст

Полтора года назад в заметке "Игрушка для цесаревича" "Челябинский рабочий" рассказал об удивительной судьбе, выпавшей на долю самого ценного экспоната Златоустовского краеведческого музея. Это кукла из папье-маше, обряженная в рыцарские доспехи. Их изготовили на Оружейной фабрике (так назывался тогда нынешний завод "Булат") 166 лет назад по заказу императорского двора для наследника российского престола, ставшего впоследствии императором Александром II. (Поэтому куклу в 142 сантиметра ростом музейщики называют меж собой "Сашенькой").

Цесаревичу смастерили не только дошедшие до нас шлем и латы, но еще щит, меч и копье. Древнее вооружение "смешанного вида, частично римского, частично рыцарского" - самое крупное изделие, украшенное в технике златоустовской гравюры на стали. Над его изготовлением в течение четырех лет трудились 32 мастера. Заказ был отправлен ко двору в октябре 1834 года. Он интересен еще и тем, что стал лебединой песней легендарного Иванко-Крылатко - художника Ивана Бушуева, скончавшегося в том же 1834-м.

Последнему творению его рук выпала нелегкая судьба. Сначала исчез щит - его даже до Санкт-Петербурга не довезли. Сохранилась переписка, зафиксировавшая безуспешные попытки разыскать его в главной конторе Екатеринбургских заводов и в доме министра финансов (как тут не вспомнить Н. Карамзина, первым диагностировавшего хроническую российскую болезнь: "Воруют!"). До революции древнее вооружение хранилось в Эрмитаже, а в 1928 году оно было передано Златоустовскому краеведческому музею. Но на свою историческую родину рыцарь прибыл полностью разоруженным - без меча и копья. С тех пор экскурсоводы музея ограничивались цитированием архивных документов, свидетельствующих о том, что "оружие и вещи, составляющие древнее вооружение, представлены были государю императору и его Величество изволил найти вооружение хорошим".

166 лет спустя наследники традиций И. Бушуева восстановили историческую справедливость. Одно из 17 предприятий Златоуста, специализирующихся на производстве украшенных гравюрой изделий, проявило чудеса творческой дерзости и щедрости. Изготовив щит и меч по образу и подобию бушуевских, фирма "Грифон" преподнесла их в дар городскому краеведческому музею. Отныне и (хочется надеяться!) навечно имена ее сотрудников - художника О. Быканова, мастеров-оружейников Е. Голикова и А. Козилова - значатся в одном ряду с именем И. Бушуева.

Творческая дерзость упомянута здесь не красного словца ради. Шутка в деле: наши современники решились воспроизвести творение художника, жившего почти два века назад и считающегося создателем оригинального вида прикладного искусства - златоустовской гравюры на стали! Тем более, что бушуевских эскизов не сохранилось. Попытки отыскать их в музейных архивах Москвы и Санкт-Петербурга, обращения к руководителям и ведущим сотрудникам Оружейной палаты, Государственного исторического музея ни к чему не привели.

Наибольшую помощь оказали златоустовские музейщики, разыскавшие краткое описание древнего вооружения. Это была, по выражению главного художника "Грифона" О. Быканова, "почеркушка такая, записка: мол, в центре щита изображена Минерва, вокруг - древнее оружие и инструменты, вензель цесаревича, а на клинке меча с одной стороны - Минерва, с другой - Арес, Перуны и прочее".

Трудновыполнимость задачи творческий энтузиазм художника не погасила. Напротив! Олег Владимирович попытался: "перевоплотиться в Ивана Бушуева" : анализировал его изделия, отсматривал любимые сюжеты. Когда в 1999 году перед отправкой на реставрацию "Сашеньку" раздели, месяца два работал с доспехами: зарисовывал отдельные детали, чтобы впоследствии щит и меч гармонировали со шлемом и латами. Немало времени ушло на дизайнерские расчеты: какими должны быть размеры меча и радиус щита для куклы-подростка.

Стоящая перед мастерами "Грифона" задача осложнялась солидной разницей в технологиях художественной обработки металла, применявшейся два века назад и используемой в наше время.

-- Как бы ни старались, - говорит О. Быканов, - сделать щит и меч "по-бушуевски" нам было не под силу. Золото не "состарить" - это только дерево можно обработать под старину. Чтобы не "забить" доспехи, мы постарались притушить декор щита и меча, сделать его не таким броским. Хотя, конечно, они отличаются и по колориту, и по яркости от шлема и лат. Но сие от нас уже не зависит: гальваника есть гальваника, ее бледнее не сделаешь.

У И. Бушуева с тремя десятками товарищей на изготовление игрушки для цесаревича ушло четыре года. Отважной пятерке "грифоновцев" (помимо художника и мастеров-оружейников в творческую группу входили гальваники В. Приданников и Е. Чужинова) понадобилось вдвое меньше. Рыночная стоимость сработанного ими вооружения исчисляется десятками тысяч долларов. Таких средств на нужды музея и в лучшие-то времена не выделялось! Поэтому молодая фирма, у которой своих материальных проблем предостаточно, сделала городу поистине царский подарок.

По признанию директора "Грифона" Г. Мукомолова, главным побудительным мотивом стала обида за Златоуст: в разное время изделия его мастеров дарились и руководителям нашей страны, и лидерам иностранных держав. В середине 90-х годов щит и меч златоустовского производства украсили мемориальный комплекс на Поклонной горе. А в самом городе мастеров всей этой красоты не увидишь: по старой русской традиции сапожник у нас всегда ходит без сапог.

На днях в краеведческом музее прошла презентация ценных экспонатов. Главным номером программы был выход юного златоустовца, облаченного в шлем и латы, со щитом и мечом в руках. Городские власти вручили "грифоновцам" письмо, в котором поблагодарили за смелость идеи, память о мастерстве предков и приумножение исторического достояния города и края.

P.S. В архивах краеведческого музея сохранилось упоминание о том, что мастеров Оружейной фабрики, изготовивших древнее вооружение для цесаревича, наградили 1500 рублями. Для сравнения: годовой оклад И. Бушуева составлял 300 рублей. Старая власть ценила талант и умение.

Комментарии
Комментариев пока нет