Новости

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Доставка бандероли в Екатеринбурге на Юду.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Легенда о Первостроителе

08.09.2006
Не годится гипс для вечности

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск

Двадцать лет назад, в свои юбилейные дни, Челябинск открыл памятник Первостроителю. На берегу Миасса, у высокой фигуры, покрытой белым полотном, собрались горожане. Над ними плыла музыка. Как водится, говорились какие-то слова. Наконец, под звуки фанфар была перерезана лента, полотно сползло с монумента - и челябинцы увидели бронзовую фигуру мужика, который в опущенной руке держал топор, а ладонь поднес ко лбу, будто бы всматриваясь в какую-то южную даль.

Не годится гипс для вечности

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Двадцать лет назад, в свои юбилейные дни, Челябинск открыл памятник Первостроителю. На берегу Миасса, у высокой фигуры, покрытой белым полотном, собрались горожане. Над ними плыла музыка. Как водится, говорились какие-то слова. Наконец, под звуки фанфар была перерезана лента, полотно сползло с монумента - и челябинцы увидели бронзовую фигуру мужика, который в опущенной руке держал топор, а ладонь поднес ко лбу, будто бы всматриваясь в какую-то южную даль.

В интервью сразу после митинга автор Первостроителя, известный не только на Урале скульптор Лев Головницкий, сказал, что он "попытался в одной фигуре воплотить черты тех, кто заложил на этом месте казачий форпост - Челябу". И объяснил свой замысел: "Как бы через толщу двух с половиной веков вглядывается первостроитель в будущее Челябинска".

Но недолго смотрел он "в сторону дикой степи", как писал в те дни Кирилл Шишов. Скоро выяснилось, что Первостроитель - не бронзовый, а гипсовый, только выкрашен под бронзу. Не удивительно, что через какое-то время отломилась рука, обнажив белый хрупкий материал скульптуры. Под дождями и ветрами Первостроитель облез и обветшал, потеряв в глазах горожан свою монументальную вечность.

Известно: если ставить новый монумент, то - или по высшему разряду, или никак. Монументы не ставят на какое-то время, только на века, ведь они как раз и увековечивают. Монументы не могут быть дешевыми, скромными, из чего-нибудь подручного - лишь бронза, нержавейка, гранит. Это касается не только самой скульптуры, но и постамента, всего пространства вокруг памятника. Расчет должен быть именно на века, хотя, разумеется, под небосводом нет ничего вечного, и всякое творение рук человеческих требует ухода, обновления, реставрации.

Челябинск, надо признать, еще только набирается опыта монументального строительства, в нем он пока еще скорее любитель, чем профессионал.

Года через два-три после открытия памятника мы с Борисом Киршиным приходили к Льву Головницкому в его мастерскую. Первостроитель, снятый с постамента на берегу Миасса, возвышался под сводами мастерской. Лев Николаевич не склонен был к разговору о памятнике. Только и сказал, что, может быть, попытается "довести" фигуру. Но вроде бы допускал и то, что Первостроитель - его неудача. Однако в глубине души он прятал глубокую обиду на городскую власть, которая склонила его "выставить гипс", на коллег, обложивших его завистью и интригами, на весь Челябинск, где (его слова) "я тут всем надоел". Головницкий уехал, но и без Челябинска ему не было жизни. И она, жизнь, кончилась...

Может быть, и вы заметили это: новые монументы часто, если не всегда, в первые дни, недели, месяцы и даже годы горожанами отторгаются. По их поводу всяко изощряются газетные критики, острословы, эстеты, ценители изящного, редкий памятник на первых порах обходится без обидной клички. Наверное, горожан можно понять, а скульптору - посочувствовать. Необходимо время, чтобы люди привыкли к "чужому" бронзовому человеку, смирились с тем, что он - раз и навсегда, приняли его, а потом и полюбили.

Я думаю, что и Первостроитель Льва Головницкого прижился бы в Челябинске, стал бы своим, родным. И уж точно, что он, а не композитор С. Прокофьев, имеет право стоять на берегу Миасса, на фоне городской панорамы, в самом центре Челябинска. А композитору все-таки уместнее обитать поближе к музыке, к фасаду филармонии. Вообще нехорошо, когда кто-то занимает чужой постамент, не свое место.

И то хочу сказать, что теперь нам не грех почтить память и самого Льва Головницкого.

В дни 250-летия в Челябинске появились еще несколько мемориалов. Тогда у сосновой стены городского бора встал, накинув на плечи длинную шинель, атомный академик Игорь Курчатов. Тогда же был сделан набросок геологического музея под открытым небом, ждущий своего перевоплощения. Бульвару Славы тогда была дана протяженность посредине улицы Коммуны, которая осмысленно не заполнена до сих пор. В сентябре 1986 года открылся органный зал, раздвоенный между искусством и религией. Наконец, одним из юбилейных объектов был монумент "На новый путь" С. Савочкина, установленный там, где сбегаются улицы Свободы и Российская. Знаменательно, что стрелочник и в самом деле угадал время, переведя стрелку на новый путь, правда, не на тот, который предполагался.

Новая эпоха еще не совсем осознала свои мемориальные ценности. Первое, что она сделала, - пристально и пристрастно присмотрелась к идеологическим идолам красного колорита, но снесла с постамента только бюст "рыцаря революции" у городской милиции, установленный тоже в юбилейные дни двадцать лет назад. И до лучших времен ограничилась тем, что в противовес тяжелым трагико-траурным монументам прежней эпохи "выпустила" в сквере у кинотеатра "Урал" легкомысленную пару влюбленных. Город ее принял почти сразу же. Ему "такого" явно не хватало. Индустриальный гигант "этим" был явно обделен. И он ждет новой лирической бронзы.

А Первостроитель, к счастью, от идеологий свободен, и его возвращение не исключено.

Комментарии
Комментариев пока нет