Новости

Шокирующее преступление было совершено в Кизеле в ночь на 28 февраля.

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Театр уходит в классику и в монастырь

14.09.2006
Монолог главного режиссера челябинского "Манекена" Юрия Бобкова перед началом нового сезона

22 сентября новый театральный сезон начнет челябинский театр "Манекен". По счету он будет 43-м. Что интересное может предложить своим поклонникам этот коллектив, рассказывает художественный руководитель театра Юрий Иванович БОБКОВ.

У театра всегда есть близкие и относительно далекие планы. И прежде чем рассказывать о ближайшем будущем, важном для нас и интригующем, надеюсь, для зрителей, мне хотелось бы немного помечтать, пофилософствовать, как говорили чеховские персонажи.

Монолог главного режиссера челябинского "Манекена" Юрия Бобкова перед началом нового сезона

22 сентября новый театральный сезон начнет челябинский театр "Манекен". По счету он будет 43-м. Что интересное может предложить своим поклонникам этот коллектив, рассказывает художественный руководитель театра Юрий Иванович БОБКОВ.

У театра всегда есть близкие и относительно далекие планы. И прежде чем рассказывать о ближайшем будущем, важном для нас и интригующем, надеюсь, для зрителей, мне хотелось бы немного помечтать, пофилософствовать, как говорили чеховские персонажи. К этому очень располагают летние досуги, когда не нужно с утречка бежать всякий раз на очередную важную репетицию и можно заглянуть достаточно далеко вперед. В последние годы я бесконечно много читал современных пьес, репетировал их и каждый раз пытался преодолеть одни и те же проблемы. Это касается и "Валентинова дня" И. Вырыпаева, и "Мотылька" П. Гладилина, и пьесы "Пьемонтский зверь", которую мы сейчас выпускаем, и более ранних наших опытов. При всей узнаваемости сегодняшних реалий, все время хотелось, как говорил режиссер Анатолий Эфрос про современные ему пьесы, немного их "приподнять", обнаружить что-то, что связано с вечностью. Что даст нашим зрителям не кальку с того, что они видят вокруг, но сущностное осмысление этих самых реалий. Конечно, в избранных нами пьесах в какой-то мере эти качества были, иначе мы бы не взялись за постановку, но: Но все-таки для того же "Мотылька" нужно было поставить и сыграть в дополнение половину пьесы "Отелло". Чтобы армейский анекдот превратился в трагедию. Для других пьес возникали иные решения.

Я продолжаю читать современные пьесы, они будут в нашем репертуаре обязательно. Но именно сейчас во мне сформировалась жгучая потребность поработать (лучше сказать, пожить) с пьесами, которые не "приподнимать" надо, а до которых нужно "дотягиваться".

Что это за пьесы? Даже опасаюсь называть. Ведь все можно, во-первых, сглазить, а во-вторых, попросту оказаться пустобрехом. Ну так, в качестве бреда - "Эдип-царь" Софокла и "Медея" Еврипида - это то, что должно быть обязательно, как только найдутся пути для передачи мистических смыслов поверх смыслов сюжетных - самих по себе предельно современных. Островский и Чехов, как только уляжется ажиотаж вокруг "актуальности островских купцов" и усядутся десятки "Чаек". И тогда будет возможно рассказать те притчи, мудрые и трогательные, которые я вычитываю в их пьесах. А еще пара гольдониевских сюжетов, и итальянистых, и очень наших. А еще: Нет, мой "портфель" не бесконечен и очень избирателен - два десятка историй, которые меня лично или обжигают, или как минимум очень греют. К некоторым из них я с неприлично сильным душевным трепетом хочу прикоснуться в ближайшее время.

Прежде всего, это "Король Лир". Много лет меня притягивает этот детективно разворачивающийся сюжет о том, как катастрофически претерпевают люди последствия небрежно порожденных революционных изменений. Мы же вечно живем этим, начиная с Февральской революции и заканчивая ельцинским развалом страны. Люди любой неэволюционный процесс всегда переживают болезненно, трагично. Но в пьесе есть еще один слой - биологический: вечное противостояние молодости и старости. Три крепких старика и табун молодых "коней", ржущих, топающих копытами, рвущихся к власти и деньгам. Что это за процесс, когда одно поколение сменяет другое?

А есть третий слой. Может, еще более важный. Ведь это еще и семейная история. Отец и трое дочерей и другой отец - и двое сыновей. Один законный, а другой незаконный. И обе семьи распадаются. Что вообще может быть страшнее в человеческом плане, когда отца предает дочь, от отца отворачивается сын? И эта история разработана прекрасно. Нигде ни в какой пьесе такой многослойности и такой концентрации смыслов не было и нет.

А ведь в ней есть еще и взгляд мистический: не могла такая плотность событий случиться без участия руки Провидения. Без взгляда, который выше взгляда человеческого.

Вторая пьеса такого же порядка, но совершенно другая - это "Сирано де Бержерак" Эдмона Ростана. Тоже пьеса, которую я люблю как минимум лет 35. И даже когда-то очень хотел сыграть центральную роль, именно тогда, когда был совершенно не артистом, учился на 5-м курсе политехнического института и вместо деталей машин изучал детали поэтических монологов Сирано. И, естественно, не сыграл, никто эту пьесу не собирался ставить. Но я с ней жил, фантазировал. Мне бы очень хотелось, чтобы наш "Сирано" стал спектаклем-акцией театра "Манекен". Когда зрители будут приходить из нашего слегка зачумленного мира капиталистических "свершений" и отношений в совершенно иной мир. С другими ценностными ориентациями, с другой красотой, с другим отношением к миру. Сколько бы из "ящика" и из всей попсовой субкультуры не изливалась пропаганда человеческого "низа" как вершины и цели человеческой жизни, уверен, что кто-то еще помнит, а кто-то интуитивно догадывается, что есть другие ценности: ценность самопожертвования в любви и в дружбе, есть душа, есть поэзия: И все это в пьесе не просто декларируется, это самым веселым образом разлито, растворено в ткани сюжета. Для меня эта пьеса похожа на глоток горного воздуха с Фудзиямы, который покупают сегодня бедные задыхающиеся японцы в пластиковых пакетах.

Еще одна наша затея связана с несколькими поздними шекспировскими комедиями. Я не исключаю, что это будет композиция из нескольких пьес. И есть уже общее для них название: "Ночь любовных помешательств". Эти комедии написал мудрый 45-летний Шекспир в преддверии "Гамлета". Он словно оглядывается на свою юность, где много какой-то молодой дури и где много любви, и всегда сумасшедшей. Там все влюбляются с первого взгляда, и кажется, что навсегда. Там как минимум возникает восемь любовных историй. И если кажется, что любовь безответная, то сразу хочется в гроб или броситься с высокого берега. А если она ответная, то сразу нужно под венец и в постель. И над этим над всем немного улыбается мудрый Шекспир. А плюс ко всему там есть совершенно фантастическая театральная команда из шутов, фаталистов, пьяниц, веселых мудрецов. И эта команда все расставляет по своим местам, срывает маски, всем воздает должное...

А вот то, чем мы занимаемся сегодня, распределяя время так, что репетируем три разных названия каждый день. Можно сказать, по заявкам зрителей, мы возобновили в новом варианте спектакль "Пеппи". Для детей, естественно. И 1, 2 сентября мы его сыграли. Так неожиданно оказалось, что сделанный больше 15 лет назад спектакль, созданный почти мгновенно, оказался необыкновенно востребованным, и мы его очень долго играли. Спектакль лет пять "отдохнул", и наши зрители-дети, ставшие родителями, сами ходившие по 16 раз на этот спектакль (было и такое!), могут привести своих детей к нашей сегодняшней Пеппи. Очень быстро сложились новые составы для этого спектакля. Интересные и иначе звучащие. Сделаны новые декорации, сшиты новые костюмы. Только неизменными остаются песни, которые для нашего спектакля написали Юра Харченко и трио "Мультики", с которыми и тогда дружили.

Репетируется сложнейшая, как оказалось, пьеса Андрея Курейчика "Пьемонтский зверь". Пьеса о разрушении монастыря и о попытке его спасти. Действие происходит в женском монастыре средневековой Франции. Именно там находит убежище одна из самых воинственных и неукротимых женщин своего времени - Изабелла Пьемонтская. Она принимает постриг, искренне пытается обратиться к Богу и принять неведомые и загадочные для нее законы монастырской жизни. Обитательницы монастыря кажутся ей странными, иногда почти потусторонними существами. Они интригуют и пугают ее. А для монахинь Изабелла - это женщина-зверь, которая еще недавно пила кровь своих врагов и ела их жареное мясо. Ее пребывание в монастырских стенах кажется невозможным, противным духу святой обители, но настоятельница видит в этом "звереныше" спасение для разрушающегося монастыря. Испытывая Изабеллу, она дает ей сначала тяжелейшую физическую работу, а потом поручает ухаживать за раненым рыцарем, оставляя их наедине: Тело и дух, святость и грех, гордыня и смирение - вечная и непримиримая война этих начал, живущая в каждом из нас, находит совершенно неожиданное, парадоксальное разрешение в пьесе молодого автора.

И сложна она тем, что хочется, чтобы была не просто рядом поставленных философских вопросов. Очень хочется, чтобы пьеса воспринималась горячо. А для того, чтобы она воспринималась горячо, мы, я как режиссер и актеры, должны быть углублены в материал. Материал далекий по фактуре. Это все-таки Средневековье, с одной стороны, и, с другой стороны, речь идет о людях, глубоко погруженных в религиозность. Мы очень увлечены этой пьесой, но прекрасно понимаем, насколько это серьезно. И сейчас я предпринимаю необычную для нас акцию: пусть ненадолго, пусть на трое суток, пожить в реальном монастыре. Мы уже сговорились об этом.

Третий материал, над которым мы сейчас работаем, - компиляция из двух пьес молодого автора Данилы Привалова. Одна из пьес называется "В поисках Шамбалы", а другая - "Пять двадцать пять". История постановки началась с одного из семестров наших студентов, который был посвящен современной драматургии. Они брали отрывки из множества предложенных ультрасовременных пьес. Сейчас остановились на одной. Ее очень сложно пересказать, но главное, что в ней происходит, это примерно та же история, что и в "Ромео и Джульетте", только на современном материале. Там есть любовь и двойное самоубийство героев, только гибнут они иначе и проблемы у них иные. Студенты очень ею увлеклись и сделали в июне хороший показ. И возникло ощущение, что это не просто учебная работа, и не просто дипломный спектакль, а это спектакль, который может войти в репертуар нашего театра.

В октябре будет еще одна премьера-восстановление, это "Опасные связи" по роману Шодерло де Лакло. В нашем репертуаре не очень много работ, сделанных приглашенными режиссерами. "Опасные связи" из их числа. Сложилось так, что один из центральных актеров этого спектакля вышел из репертуара. Везде мы нашли ему замены, а в этом спектакле, может, оттого, что его делал московский режиссер, некому было заниматься восстановлением. А терять спектакль было просто жалко. Он какую-то свою особенную нишу занимал. Тогда мы провели переговоры с режиссером этого спектакля Михаилом Чумаченко, который недавно получил два новых статуса. Он стал профессором РАТИ (ГИТИС), и еще его пригласили на должность художественного руководителя Русского драматического театра города Таллина. При всей своей занятости он тут же дал согласие приехать к нам не просто восстановить спектакль, а сделать его как новый. И уже в октябрьском репертуаре планируется премьера.

Записала Татьяна МАЧУЛЬСКАЯ

Комментарии
Комментариев пока нет