Новости

«Хвостатики» найдут приют в здании бывшего свинарника.

160 объектов приспособлены для людей с ограниченными физическими возможностями.

У жителя Ливенского района при обыске обнаружен ствол пулемета МГ-34.

У него изъято 15 килограммов синтетического наркотика.

Трагедия случилась во время движения автобуса.

Столбики термометров поднимутся до -5 градусов Цельсия.

Соответствующая информация появилась накануне на портале госзакупок.

Выплату в размере 5000 рублей в начале 2017 года получат 15 миллионов пенсионеров по всей стране.

Мужчина проведет в охраняемом поселении пять с половиной лет.

Общественный транспорт временно перенаправили по улице Максима Горького.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Вы эпидемии СПИДа боитесь?






Результаты опроса

Играть и каяться

23.09.2006
Вчера в театре "Манекен" состоялась премьера спектакля "Пьемонтский зверь"

Олеся ГОРЮК
Челябинск

По следам Станиславского
Актерам приходится примеривать на себя самые разные образы. Где взять манеры, интонации, черты характера сценического персонажа? В театрах всего мира практикуется вхождение в ту среду, которая отражена в литературном произведении. Одними из первых это сделали Станиславский и Немирович-Данченко, когда работали с пьесой Максима Горького "На дне". Вместе с писателем Гиляровским они устроили обход Хитрова рынка, беседовали с ночлежниками, угостили их водкой с колбасой. Позднее этот опыт стал хрестоматийным.

Вчера в театре "Манекен" состоялась премьера спектакля "Пьемонтский зверь"

Олеся ГОРЮК

Челябинск

По следам Станиславского

Актерам приходится примеривать на себя самые разные образы. Где взять манеры, интонации, черты характера сценического персонажа? В театрах всего мира практикуется вхождение в ту среду, которая отражена в литературном произведении. Одними из первых это сделали Станиславский и Немирович-Данченко, когда работали с пьесой Максима Горького "На дне". Вместе с писателем Гиляровским они устроили обход Хитрова рынка, беседовали с ночлежниками, угостили их водкой с колбасой. Позднее этот опыт стал хрестоматийным.

События, описанные в "Пьемонтском звере", разворачиваются в средневековой Франции времен феодальной раздробленности. У герцогини Изабеллы Пьемонтской убили отца в междоусобной борьбе феодалов, и она возглавила движение за свободу своей земли. Герцог Нормандский претендует на то, чтобы захватить провинцию. Но победить воинственную даму оказывается делом непростым. Тогда герцог решает жениться на Изабелле. Чтобы не допустить позорного брака, девушка уходит в Невельский монастырь, где и разворачивается все действие пьесы. Ее постригают в монахини и посылают на самую тяжелую работу, пытаясь укротить вольный нрав новообращенной.

-- В пьесе Курейчика другое время, другая страна и другая религия, - говорит Юрий Бобков. - И все-таки монастырская жизнь, тогдашняя и теперешняя, имеет много общего. А мы, актеры, люди очень светские. Чтобы играть монахинь, было необходимо посмотреть на их жизнь.

Идея съездить в Верхотурье принадлежала актрисе Людмиле Назаровой, побывавшей там ранее по своим личным мотивам.

-- Она меня подталкивала с весны: "Юрий Иванович! Такие впечатления!", - вспоминает Бобков. - А я отвечал, что еще слишком рано. Время настанет, когда спектакль будет практически готов, и мы почувствуем, что не совсем понимаем и чувствуем его атмосферу.

Монастырские будни

Экскурсоводом манекеновцев стала новообращенная Ирина.

-- Я сразу же предупредил актеров: не будем рассматривать эту поездку как сугубо религиозную, - объясняет Юрий Бобков. - Это дело очень тонкое, и, кроме того, в нашей труппе есть люди разных конфессий.

Актеров поселили в старом деревенском доме - своеобразной гостинице при женском монастыре. Питались монастырской едой, приносимой в огромных котлах (она, по мнению многих, оказалась очень вкусной и изысканно приготовленной).

-- Мы задались целью на время отказаться от актерства и жить, как монахи, - вспоминает режиссер. - Поднимались в полседьмого утра и, не позавтракав, шли на службу. Мало кто из нас стоял на заутренях и вечернях. Это, оказывается, огромный труд: ноги отпадают на третьем часу стояния!

Актеры отстояли пять служб в той мере, в какой смогли. Посетили семь храмов из пятнадцати.

-- Когда попадаешь в маленькие, но намоленные церквушки, чувствуешь дух невероятный, - делится впечатлениями Людмила Назарова. - Нет суеты, хочется побыть одному, порассуждать, покаяться. Очень важно, что уезжаешь оттуда с другими глазами.

Многие актеры сходили на исповедь. Девушки выполняли послушание - чистили на кухне с монахинями картошку.

-- Случайно туда зашел наш актер Дима Чуфистов, и монашки сразу опустили глаза - им нельзя смотреть на мужчин, - вспоминает актриса Наталья Гончарова. - У каждого свой уровень послушания. Одной монахине можно проводить экскурсии по всему монастырскому комплексу, а другой только по скотному двору. У них свои железные законы развития духовности.

Кое-что из монастырской жизни пригодилось для спектакля. Одно из первых иноческих правил - не говорить громко. Каждую минуту служитель монастыря находится в состоянии молитвы, а значит, никакого шума быть не должно. В монастыре, где побывали манекеновцы, все говорили шепотом или приглушенно.

-- А у нас многие спектакли крикливые, - вздыхает Юрий Бобков. - Сейчас мы пытаемся найти выразительность в очень тихом голосе. Иначе будет неправда.

-- После этой поездки все мы стали внимательнее относиться к окружающим, - говорит Наталья Гончарова. - Называем друг друга сестрами. В какой-то степени, невербально, наше новое мироощущение обязательно воплотится в спектакле.

К Богу - после пенсии

Монахов и монахинь манекеновцы видели редко - те, как могли, отодвигали от себя гостей. И все же было несколько встреч, ставших для труппы незабываемыми.

Каким-то чудом им удалось завести разговор с иеромонахом Фондеем. Оказалось, что он из Челябинска. Был ведущим инженером на железной дороге, лучшим пропагандистом Калининского района. В 47 лет задумался: а вдруг Он есть? Задумался так крепко, что решил пойти в Киев пешком. Мать, узнав о намерениях великовозрастного сына, сказала: "Вот мои гробовые деньги, купи билет на самолет". "И не должен был брать, а взял", - вспоминает Фондей. Когда он нашел монастырь, было уже темно. Попросился на ночлег - не пустили, потому что монастырь женский. Ничего не знавшего о православных обычаях мужчину это удивило.

-- Тут пришла матушка-настоятельница, поинтересовалась, что за шум, - вспоминает он. - И решила: давайте его пустим. Я на радостях накупил на оставшиеся деньги колбасы, думал, угощу монашек, они же там такие несчастные. А у них Великий пост. Ничего тогда не знал! В Днепре трижды сам себя крестил. Потом стал ходить в церковь, а когда получил первую пенсию, оставил ее жене и детям.

В 60 лет Фондей стал послушником и за семь лет прошел путь до иеромонаха.

-- Он так легко говорит о том, что мы каждую секунду совершаем миллион грехов, - удивляется Юрий Бобков. - Мы, светские люди, отличаемся тем, что находимся в сомнениях, и даже порой их в себе культивируем. А он твердо знает некую правду. Эта встреча меня потрясла больше всего. А еще запомнилась прибаутка, которая в ходу среди монахов: "Если бы люди знали, как хорошо нам будет после смерти, все бы захотели пойти в монастырь. Но если бы они узнали, как нам здесь трудно, никто бы не пришел сюда".

Естественно, разговор зашел и о природе театра. В христианстве лицедейство считается грехом - как же быть?

-- Вы должны играть свой спектакль, - услышали в ответ актеры. - Играть и тут же каяться.

Комментарии
Комментариев пока нет