Новости

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Коуч сибирских хоккеистов Андрей Скабелка подал в отставку.

Спасатели ведут активный поиск любителей подледного лова, которых замело на водоеме.

Идет работа по присвоению статуса «Памятник науки и техники» уникальному экспонату.

Двусмысленные плюшевые игрушки могут навредить психике детей, считают пользователи соцсетей.

Извращенцы более семи лет совершали преступления в отношении девочки.

Праздничную акцию проводит МУП «Челябавтотранс» 20 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Виктор Бархатов: "Мы стоим на пороге технологического рывка"...

29.09.2006
Известному челябинскому ученому - 60 лет

Имя директора Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования, заведующего кафедрой экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, доктора экономических наук, профессора Виктора Ивановича Бархатова хорошо известно в научной среде Южного Урала. И не только в научной. Помимо многочисленных званий (заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Международной академии науки и практики организации производства, почетный член Академии гуманитарных наук) Виктор Иванович обладает редким для отечественного ученого качеством: все его теоретические изыскания и разработки неизменно проецируются на практику, реально "работают" на повышение экономического потенциала региона. Глубина научного знания у Бархатова органично сочетается с умением успешно решать широкий спектр таких насущных для высшей школы задач, как ориентированность подготовки студентов на нужды конкретных отраслей рыночной экономики, обеспечение работающих под его началом ученых достойной зарплатой и социальными гарантиями, постоянное совершенствование учебной базы и технологий.
В.

Известному челябинскому ученому - 60 лет

Имя директора Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования, заведующего кафедрой экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, доктора экономических наук, профессора Виктора Ивановича Бархатова хорошо известно в научной среде Южного Урала. И не только в научной. Помимо многочисленных званий (заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Международной академии науки и практики организации производства, почетный член Академии гуманитарных наук) Виктор Иванович обладает редким для отечественного ученого качеством: все его теоретические изыскания и разработки неизменно проецируются на практику, реально "работают" на повышение экономического потенциала региона. Глубина научного знания у Бархатова органично сочетается с умением успешно решать широкий спектр таких насущных для высшей школы задач, как ориентированность подготовки студентов на нужды конкретных отраслей рыночной экономики, обеспечение работающих под его началом ученых достойной зарплатой и социальными гарантиями, постоянное совершенствование учебной базы и технологий.

В.И. Бархатов стремится к тому, чтобы достижения "чистой" науки становились достоянием прикладной региональной экономики, помогали точнее анализировать экономическую ситуацию на рынке, чтобы выработать методологию решения стратегических задач, направленных на подъем экономики области. В 2001 году Бархатов со своими коллегами провел серию научных исследований, которые легли в основу концепции социально-экономического развития Челябинской области до 2010 года. Впоследствии эта работа, в которой впервые был просчитан ресурсный потенциал области, легла в основу монографии, ставшей настольной книгой южноуральских экономистов.

Сегодня Виктору Ивановичу шестьдесят, но он продолжает заниматься педагогической деятельностью, развивать Институт экономики, воспитывать смену. Под его научным руководством защищено более 30 кандидатских диссертаций, он консультирует 6 соискателей степени доктора экономических наук, 5 его аспирантов удостоены стипендии Президента РФ, Правительства России, губернатора Челябинской области и Законодательного собрания. В.И. Бархатов является создателем научной школы "Институциональные преобразования в транзитивной российской экономике". Его перу принадлежит в общей сложности 8 монографий и около 170 научных статей. А еще его любят студенты - за неуемную энергию, эрудицию, артистизм - и нередко прерывают его лекции дружными аплодисментами.

Виктор Иванович Бархатов - из тех людей, которые всего в жизни добились сами. Родился в небольшом уральском городке Нязепетровске. В 14 лет пошел работать электроремонтником на завод им. Калинина по производству строительных кранов, а среднее образование получил в школе рабочей молодежи. В 1964 году поступил на Металлургический факультет ЧПИ. Учебу сочетал с работой в комитете комсомола института и вскоре стал заместителем секретаря комитета ВЛКСМ вуза. Первые опыты хозяйствования получил в стройотрядах, неоднократно выезжал в хозяйства Кунашакского, Троицкого, Брединского районов, из рядового бойца вырос до комиссара отряда, награжден медалью "За освоение целинных земель".

Вообще надо сказать, что в какой бы среде ни находился Виктор Бархатов, он везде был в числе лидеров - в школе, в международном пионерском лагере "Артек", в институте, в стройотрядовские времена на строительстве коровников и телятников: Разумеется, так было и в вузе. После его окончания Виктор остался ассистентом на кафедре политэкономии, которую тогда возглавлял известный ученый А.К. Орлов. В 1973 году в ЧПИ приехал читать лекции доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Московского института народного хозяйства им. Плеханова Л.И. Абалкин, впоследствии ставший одним из основателей рыночной экономики. Знакомство с крупным ученым в немалой степени повлияло на научное становление Бархатова. А в 1974 году он уехал в Москву, в МИНХ, в аспирантуру к Абалкину.

-- Именно здесь, в стенах МИНХ, я впервые услышал выступления многих ученых, по праву считавшихся цветом отечественной экономической науки,- вспоминает Виктор Иванович. - Здесь получил научную закалку, защитил кандидатскую диссертацию, в 1971 году вернулся в ЧПИ на кафедру политэкономии, а в 39 лет стал ее заведующим - самым молодым за всю ее историю.

В случае с Бархатовым "молодо" не означало "зелено". Виктор Иванович вплотную начал изучение принципиально новых для экономики того времени проблем. В частности, трансформацию государственной формы собственности, этой теме была посвящена и его докторская диссертация. Интересно, что эту самую трансформацию Бархатов исследовал не по книжкам и учебникам, а, можно сказать, с натуры: в стране в ту пору ударными темпами шла ваучеризация и другие процессы, характерные для эпохи первоначального накопления капитала. Старые правила игры были разрушены, новые еще не созданы. Все было зыбко и неопределенно, ни мировая, ни российская экономическая наука не могли объяснить происходящие в России процессы и уж тем более спрогнозировать ситуацию на будущее. И тем не менее в сложном и противоречивом 1991 году челябинский ученый защитил докторскую диссертацию на одну из самых животрепещущих для отечественной экономики тем. Потом подсчитают, что в 1991 году в России было защищено всего пять докторских диссертаций (для сравнения: в среднем российские ученые ежегодно защищают от 30 до 50 докторских диссертаций):

Становление рыночных институтов, происходившее на глазах у молодого доктора наук, диктовало новые образовательные стандарты и направления. В учебных программах кафедры политэкономии, возглавляемой В.И. Бархатовым, появляются новые понятия и термины, о которых и не слыхивали во времена, когда главными экономическими дисциплинами считались научный коммунизм и политэкономия. Студенты Бархатова подробно изучают законы развития страхового и фондового рынков, деятельность коммерческих банков, особенности вексельного обращения, рассчитывают эффективность корпоративных альянсов, разрабатывают алгоритм вывода предприятий из кризисных ситуаций. Бархатов формирует новую трактовку образования не только как некоего абстрактного духовного продукта. По его мнению, образование должно реально служить экономике. Поэтому главными задачами вузовской подготовки наравне с высоким качеством знаний становится забота о том, чтобы максимально сократить путь вхождения молодого специалиста в профессиональное сообщество, до минимума свести период ученичества и таким образом повысить его конкурентоспособность. Именно тогда Бархатов придумывает одну из своих блестящих идей - виртуальный банк. В нем все как в настоящем банке - операционный зал, дилинговый центр, фондовый отдел: Естественно, что все дипломные работы тоже посвящены решению совершенно реальных экономических проблем. У кафедры растет сеть представительств, появляются новые, отвечающие потребностям рынка специальности, совершенствуется созданная Бархатовым система самофинансирования.

В 1999 году В.И. Бархатов - декан факультета "Экономика и управление" ЮУрГУ. Чуть позже он становится членом комитета министерства экономического развития Челябинской области, руководителем центра экономических исследований ЮУрГУ при министерстве экономического развития области, членом совета областной организации "Общество "Знание". В 2001 году Бархатов - лауреат конкурса "Лучший менеджер России" имени Петра Великого, еще через год награждается медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, медалями Жукова и "За доблестный труд". В 2004 году получает диплом губернатора "За педагогическое мастерство и высокие результаты профессиональной деятельности". В этом же году постановлением Нязепетровского городского совета депутатов ему присвоено звание "Почетный гражданин Нязепетровска".

-- Все эти награды для меня дороги, но признание земляков - в особенной степени, - говорит Виктор Иванович. - Если тебя помнят на твоей малой родине - значит ты состоялся не только как профессионал, но и как гражданин, как человек. А человеку надо помнить, чей ты, откуда родом. Мой отец вступил в партию в 1941 году, когда немцы рвались к Москве. Он не ради коммунистической партии это сделал - ради земли, которую любил, ради своих близких. Разве вправе я сегодня забыть об этом эпизоде и еще о десятках других, связывающих меня с прошлым?.. Память о моих корнях для меня так же важна, как работа с молодежью. Человек стоит в центре пересечения двух векторов, соединяющих прошлое с будущим, и нить эта не должна прерываться:

В 2005 году Бархатов при поддержке ректора ЧелГУ Андрея Юрьевича Шатина создал Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования на базе ЧелГУ. Несмотря на молодость новой учебной структуры, здесь уже обучается около полутора тысяч студентов по специальностям "Финансы и кредит", "Государственное и муниципальное управление", "Таможенное дело". Одновременно с формированием института создана и укомплектована специалистами высшей категории кафедра экономики отраслей и рынков, открыты представительства с использованием дистанционных форм обучения в Нязепетровске, Верхнем Уфалее, Трехгорном, Копейске, Орске, Шадринске, что позволяет трудоустроить специалистов и одновременно решить комплекс социальных проблем, характерных для "депрессивных" территорий. Ведется сотрудничество с администрациями Нязепетровска, Верхнего Уфалея, Трехгорного, Копейска, Орска, Шадринска:

Конечно, все это - лишь малая толика того, что сделал В.И. Бархатов в сфере высшего образования. Задумок и планов у него еще больше. И, как всегда, касаются они не отвлеченной научной теории, а самых что ни на есть жизненных проблем: сейчас он разрабатывает новые научные подходы к созданию более совершенной системы ипотечного кредитования, решению проблем УЖКХ, занимается новыми образовательными проектами.

-- Последнее особенно нам близко, - говорит Виктор Иванович. - Слишком много накопилось проблем в образовании, в том числе и высшей школе. Например, говорят, что у нас переизбыток экономистов. Неправда. У нас их нехватка. Я говорю не об экономистах-исполнителях чьих-то указаний, иногда, кстати, не очень грамотных, я о финансовых аналитиках или финансовых инженерах, способных самостоятельно решить поставленную задачу, выбрать нужную для своего предприятия стратегию развития. Сегодняшний период я бы сравнил с послевоенным временем: у нас сейчас в образовании тоже стоит проблема технологического рывка. И я уверен, что мы уже на его пороге, подтверждений тому можно привести немало. В нашем институте открылись новые специальности, соответствующие точкам роста экономики (экономика и управление на предприятии: нефтяной и газовой промышленности, связи, электроэнергетики и т.д.), есть и другие примеры. В условиях ограниченного финансирования со стороны государства образование - тот же бизнес-процесс, в рамках которого потребителю предоставляется определенный перечень услуг. Задача в том, чтобы предоставлять их в соответствии с существующими стандартами качества и с учетом перспективы. В конечном счете, на рынке образования выживает тот, кто предложит наилучший продукт. То есть наиболее соответствующий требованиям времени.

Лидия ПАНФИЛОВА

Комментарии
Комментариев пока нет