Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Матушка Елена

07.10.2006

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Среди участников финала всероссийского конкурса "Учитель года России-2006", что прошел недавно в Челябинске, Елену Резчикову из Углича отличала не только роскошная пшеничная коса. Замечательный урок в незнакомом классе позволил ей стать победителем первого тура конкурса и получить звание его лауреата. Такого успеха ярославские педагоги не достигали в течение последних двенадцати лет. Чем зацепила судей молодая учительница, взгляды которой в жюри разделяли далеко не все? Елена Александровна не только преподает историю в обычной школе, но еще является и директором воскресной школы при церкви Корсунской иконы Божией Матери города Углича. Как ей удается совмещать светские интересы с интересами веры? Об этом наша беседа.

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Среди участников финала всероссийского конкурса "Учитель года России-2006", что прошел недавно в Челябинске, Елену Резчикову из Углича отличала не только роскошная пшеничная коса. Замечательный урок в незнакомом классе позволил ей стать победителем первого тура конкурса и получить звание его лауреата. Такого успеха ярославские педагоги не достигали в течение последних двенадцати лет. Чем зацепила судей молодая учительница, взгляды которой в жюри разделяли далеко не все? Елена Александровна не только преподает историю в обычной школе, но еще является и директором воскресной школы при церкви Корсунской иконы Божией Матери города Углича. Как ей удается совмещать светские интересы с интересами веры? Об этом наша беседа.

-- Учитель истории, педагог и верующий человек, директор воскресной школы. Как это сочетается?

-- А разве одно противоречит другому? Возьмем, к примеру, великого русского педагога Константина Ушинского, Христианина с большой буквы. Он вообще считал, что отделять религиозное образование от светского недопустимо. Другой замечательный пример: учитель и философ, который потом стал священником, - протоиерей Василий Синьковский. Он - автор нескольких педагогических систем, которые охотно использовали в Европе. Эти два имени и обозначили путь в моей судьбе.

-- Но как вы, такая еще молодая женщина, пришли к вере? Обычно это происходит в зрелом возрасте, когда человек ищет, в чем смысл жизни.

-- Молодежь занимается тем же поиском очень активно. Но приходит обычно не в традиционную среду. Так было и со мной. Сначала я увлекалась буддизмом. После того как прочитала труд нашего ярославского архиепископа Нила. Он написал о буддизме с точки зрения культуры и этнографии. Восток притягивает молодых своей экзотичностью. Но у меня критичный ум. Когда мне говорят одно, мне тут же надо посмотреть, а что напротив? Поэтому я переключилась на протестантизм, который привлек меня своей приближенностью к миру, естественностью.

А вот интерес к православию появился уже на пятом курсе университета во время работы над дипломом "Исследовательские богословские труды ярославских священнослужителей XIX века". Тогда я поняла, что многие из наших батюшек были людьми не просто грамотными, а очень образованными, умными и даже двигали науку вперед. Например, в области краеведения, педагогики и т.д. Я назову, к примеру, только одно имя. Это протоиерей Аристарх Израилев, который впервые переложил на ноты колокольный звон Ростова Великого и изобрел камертон. На выставках в Филадельфии и Париже он получал премии, гранты. А умер в нищете, как, наверное, и полагается человеку его сана.

-- Значит, это университет помог вам прийти к православию?

-- Нет, не так. В университете нам давали выхолощенные знания. Семь таинств, отличия православия от католичества и от протестантизма. Такие знания нельзя назвать даже верхней одеждой. Вел к православию, наверное, мой пытливый ум, в котором все время возникали вопросы. Например, почему Льва Толстого отлучили от церкви? Как это можно?! Такого-то гения! Поискала ответ и пришла к мысли, что Толстой сам себя отлучил. Почему-то нам в школе не говорят о том, что Лев Николаевич за неделю до своей смерти пришел к оптинским старцам. Долго-долго стоял у кельи Нектария, но не решился переступить порог и ушел. Тогда Нектарий сказал: "Его гордыня погубила".

Далее у меня возник вопрос: "А кто такие старцы? И что это за явление - старчество?" Нашла ответ и на этот вопрос. Так ниточка за ниточкой начала складываться картина духовного богатства России. Она меня просто потрясла! Обидно, конечно, слышать, когда говорят, что русские и боливийцы - дураки. Сидят, мол, на мешках с золотом, а открыть не удосужились. Но это ведь правда! Кроме природных ресурсов наше золото еще и духовное богатство. И мы могли бы благодаря ему жить без многих нынешних проблем. Например, без социального сиротства, пьянства, наркомании. Откройте Василия Великого, Тихона Задонского, Митрофана Воронежского. И найдете ответы.

-- В вашей семье были верующие?

-- Нет-нет, ничего такого. Моя бабушка до конца дней своих оставалась убежденной коммунисткой. И не изменила своим идеалам. Но так получилось, что мы с сестрой и мамой абсолютно разными путями пришли в одну и ту же точку. И сейчас в нашей семье - полная гармония.

-- Принимают ли вас такой, какая вы есть, в школе ваши коллеги?

-- Спокойно. Я ведь не одна такая. Преподаватель немецкого языка, заслуженный учитель РФ, тоже человек верующий. И полностью разделяет мои взгляды. Это за стенами школы, когда человек православный встречается с мирским, все обязательно заканчивается скандалом. А педагоги - люди интеллигентные. Если разговор идет ненавязчиво, без агрессии, то он не встречает протеста. Будь мирным, не испытывай зла, учит нас Серафим Саровский, и тогда не нарвешься на конфликт. Если дух твой беспокоен, если в общении ты нервничаешь и раздражаешься, то ты уже не прав. Вспоминая об этом, я сразу же успокаиваюсь.

-- Не противоречит ли вашим убеждениям участие в конкурсе? Это ведь азартное дело. Здесь борьба, конкуренция, выброс адреналина...

-- Да уж, тут такие страсти! И мой духовник не очень хотел меня сюда отпускать, то есть благословлять. Но здесь вокруг меня оказались люди, которые относятся ко всему достаточно спокойно. У нас есть общие интересы, темы для разговоров, одинаковый опыт. Меня принимают такой, какая я есть. А слишком честолюбивых целей - достичь победы любой ценой - я и не ставила. Задача была другая: попытаться показать, что я такая, у меня такой опыт работы, такое мировоззрение, как историк я работаю по такой-то системе. И жюри, в чем вы убедились, отнеслось ко мне благосклонно.

-- Но так ли доброжелательны, как жюри, родители ваших учеников?

-- А почему им ко мне относиться плохо? Я ведь не путаю моих убеждений и содержания истории как предмета. Это разные вещи. Конечно, я могу на уроке высказать свою точку зрения. Например, при обсуждении темы "Идея возникновения государства и общества". Свои версии на этот счет возникли в античности, в век Просвещения и в современном мире. Но дети имеют право, наверное, знать и о христианской версии. Будете ли вы как родитель против, если я о ней расскажу? Конечно, нет, при условии, что я ничего не буду навязывать. Но я и не собираюсь. Я считаю, что ребенок должен сам выбирать, какая версия ему ближе, что ему по нутру. Моя же задача как учителя дать всю полноту знаний.

Еще один пример. В пятом классе знакомлю детей с темой происхождения жизни на земле. Существуют две гипотезы по учебнику. Одна из них - научная, другая - религиозная. На самом деле гипотез три. Ученые высказали две точки зрения: эволюционную (самозарождение жизни и человека) и креоционистскую (сотворение мира и человека). Последней точки зрения придерживались не только М. Ломоносов и А. Эйнштейн, но и целая плеяда современных выдающихся ученых. Рассказываю ребятам и об этом, расширяя картину, которую предлагают авторы учебника.

-- Вы легко находите взаимопонимание с учениками?

-- По-разному, причем как в обычной, так и в воскресной школе. Трудно было с моим первым классом, потому что просто не хватало опыта. Мне дали восьмиклассников, достаточно сложный возраст. Но в девятом классе я уже почувствовала, что им нужна. Они под разными предлогами приходили ко мне, и мы просто общались.

-- Бывают ли у вас на уроке смешные ситуации?

-- Конечно. Идет урок в шестом классе. Тема - "Монголо-татарское нашествие на Русь". Ученик отвечает у доски. Спрашиваю: "Какие города были разрушены?" Он долго, пристально всматривается в карту и, наконец, говорит: "Вообще-то больших следов разрушения я здесь не наблюдаю".

-- Молитесь ли вы, когда находитесь в обычной школе?

-- Только про себя. Зачем создавать неловкость и искушать людей?

-- Ваш девиз в педагогике?

-- Душа ребенка - это не сосуд, который нужно наполнить, а светильник, который нужно зажечь.

-- Ваше самое заветное желание?

-- Посетить не менее 33 стран мира.

-- Чему вы посвящаете свободное время?

-- Спорту, который очень люблю. До травмы позвоночника занималась альпинизмом.

-- Где же такая беда приключилась с вами?

-- Это был не Эверест, как вы могли подумать, а всего лишь пятиэтажный дом. Вот такая нелепость!

Теперь занимаюсь туризмом, смотрю спортивные передачи по телевизору. И еще увлекаюсь садоводством.

-- Какое самое сильное впечатление осталось у вас от конкурса?

-- Люди. Как же они помогали друг другу! В течение десяти дней мы спали всего по четыре часа. Все очень устали. Но когда мне потребовалась помощь в оформлении урока, моя соперница по "пятнашке" из Йошкар-Олы Светлана Иванова до двух часов ночи занималась со мной. А ведь на следующее утро у нее был свой урок. И это не единственный пример потрясающей взаимовыручки.

Конкурс для нас стал не просто ярким событием, он подарил нам замечательных друзей, я бы даже сказала, братьев по крови. И теперь нас, наверное, уже не разлучат ни расстояния и ни время.

Комментарии
Комментариев пока нет