Новости

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Какой баян без песни?

10.10.2006
Профессор музыки Юрий Ястребов о прошлом и будущем любимого народного инструмента

Такие разные "теноры"
Профессор музыки Юрий Ястребов, уже давно работающий в Санкт-Петербурге, признался: приезд в Челябинск всколыхнул память. И рассказал о двух старейших педагогах, которые стояли у истоков южноуральской баянной школы. Первый из них - Василий Федорович Крылов - работал в Челябинском музыкальном училище с 1937 года, то есть со дня основания; второй - Константин Сергеевич Петров - пришел сюда после войны.
- Оба тогда казались мне, 14-летнему подростку, глубокими стариками, - улыбается с высоты своего возраста Юрий Ястребов. - Крылову было 54 года, Петрову - около 40.

Профессор музыки Юрий Ястребов о прошлом и будущем любимого народного инструмента

Такие разные "теноры"

Профессор музыки Юрий Ястребов, уже давно работающий в Санкт-Петербурге, признался: приезд в Челябинск всколыхнул память. И рассказал о двух старейших педагогах, которые стояли у истоков южноуральской баянной школы. Первый из них - Василий Федорович Крылов - работал в Челябинском музыкальном училище с 1937 года, то есть со дня основания; второй - Константин Сергеевич Петров - пришел сюда после войны.

-- Оба тогда казались мне, 14-летнему подростку, глубокими стариками, - улыбается с высоты своего возраста Юрий Ястребов. - Крылову было 54 года, Петрову - около 40. Оба прошли войну. Они были очень разными, просто полная противоположность друг другу, и я про себя называл их "два тенора в одной опере".

...Знакомство Юры Ястребова с Василием Федоровичем состоялось 62 года назад. С баяном в футляре и чемоданчиком парень из далекого Златоуста прямо с вокзала явился в приемную комиссию. Его встретил Крылов. Прослушав абитуриента, не сказал ничего определенного. И вдруг спросил:

-- Остановиться есть где?

Общежития у музыкального училища тогда не было. Василий Федорович дал будущему ученику адрес. Юрий Ястребов со всем багажом отправился на окраину Челябинска, в Заречье. Как оказалось, там, в частном доме, Крылов с супругой сам снимал комнатку у родственников. Но не оставлять же парня ночевать на улице?!

Так буквально с первых минут между учителем и учеником установились доверительные отношения.

-- Стать другом своим учителям - это высшее счастье, - утверждает сегодня Юрий Григорьевич Ястребов, сам преподающий студентам уже более 49 лет.

...Крылов был типичный русак с широкой душой. Колоритный человек огромного роста, в прошлом борец. В далеком 1928-м на первом губернском конкурсе баянистов слесарь Челябинского железнодорожного депо Вася Крылов занял первое место. Спустя многие годы он сокрушался, что не смог сберечь ту первую премию - концертино.

Константин Сергеевич Петров, напротив, был тихим интеллигентным человеком, даже романтичным. На занятии он мог долго восхищаться каким-то одним звуком баяна: "Ты посмотри! О-о-о!" Студентам это казалось смешным. За глаза они подтрунивали над излишней восторженностью педагога.

-- Но любовное отношение к звуку невольно было посеяно именно тогда, - с благодарностью вспоминает Ястребов, - даже у тех, кто у Петрова не занимался. Он учил до бесконечности работать над красотой звука.

Метод Крылова был проще, он клал громадную ручищу на баян и нарочито строго спрашивал ученика басом:

-- Так, куришь?

-- Нет.

-- Ну и не пьешь, наверное? А спички-то хоть есть?

-- Спички есть.

-- Берешь одну спичку, кладешь ее на пианино в собконтроктаву и играешь этюд Лешгорна. Сыграл, передвинь спичку с до на ре. Еще раз, и так, пока спичка не переедет в четвертую октаву. Отыграл - у тебя есть Крамер. Клади спичку обратно. Проиграл - передвинь.

Вот так постепенно количество перерастало в качество.

"Поправить" историю

Крылов и Петров не опубликовали ни одной научной работы. Они выпускали "живой товар" - своих учеников, многие из которых стали знаменитыми музыкантами, хорошими педагогами. На семинаре-практикуме, который состоялся в академии культуры, Юрий Ястребов обратился к своим коллегам:

-- Есть историческая несправедливость в том, что имена Василия Крылова и Константина Петрова, а также основоположника Челябинской аккордеонной школы Бориса Мартьянова несколько подзабыты. Они заслуживают большего внимания. Обидно, что в "Справочнике баяниста" Аркадия Басурманова есть упоминание о Крылове, а о Петрове нет. А об этом человеке надо было бы написать, даже если бы он воспитал только одного Анатолия Кочергина, или одного знаменитого музыканта Валерия Ярушина, или Юрия Судкового, бывшего директора музыкальной школы на северо-западе, именем которого и названа теперь школа (редчайший случай!). Наш долг - сохранить память об этих педагогах.

Песни без слов

В Санкт-Петербурге Юрий Ястребов преподает в университете культуры и в гуманитарном институте. Профессор взял за правило на первых занятиях вызывать студентов, чтобы те сыграли на слух и пропели несколько песен.

-- Слов песен совсем не знают, - ужасается Юрий Ястребов. - Выросло уже второе "глухое" поколение. Родители в семьях не поют, их дети - тоже. В этом виноваты и мы, баянисты. Играем чистый инструментал, обработки песен и не знаем, о чем они.

Пятеро учеников Юрия Ястребова стали профессорами. Один из них - знаменитый Виталий Вольфович (кстати, его педагогом в училище был Василий Крылов). Вольфович - первый и единственный в Челябинске баянист, ушедший от традиций академизма. Многие ревниво отнеслись к этому. Однако Юрий Григорьевич полностью одобряет столь решительный поворот своего ученика и коллеги:

-- Мы потеряли корневую систему - народное музицирование. Когда на первый курс было принято всего четыре студента, стало ясно: грести дальше некуда. Вольфович делает великое дело - возвращает баян в народ. Нельзя резко обрывать корни, а баян проскочил несколько этапов и шагнул "из грязи в князи".

Сам Юрий Ястребов прекрасно помнит то время, когда баянисты играли без нот, импровизировали на слух. В 50-е годы среди студентов Челябинского музыкального училища он считался человеком грамотным. Все-таки за плечами три класса музыкальной школы в Златоусте! Многие об этом тогда и не мечтали.

-- По сути то, с чего мы начинали, - продолжает Юрий Ястребов, - было от самой земли, от природы, почти XVIII век. Зато с какой искоркой играли! И вдруг баянисты сразу отказались от народной песни и ушли в академизм. Впрочем, не все безнадежно потеряно. Главное сейчас - запеть нам самим.

Марина МОРОЗОВА

На днях из газеты Еткульского района "Искра" узнала, что этот учебный год отмечен для райцентра небывало большим набором в местную школу искусств. На первых местах по популярности - классы баяна и аккордеона. Возможно, это и есть начало возрождения любимого народом инструмента.

Комментарии
Комментариев пока нет