Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Стрела, отправленная в будущее

13.10.2006
Детьми правит страсть  к развитию, взрослению  и свободе

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Мечта - колыбель реальности
Автор гуманной педагогики Шалва Амонашвили в жюри конкурса "Учитель года России-2006", финал которого недавно прошел в Челябинске, был самым популярным человеком. Стоило ему появиться в зале, одни бросались к нему с объятиями, как к старому доброму другу. Другие подбегали, чтобы просто сфотографироваться с ним. Мечта, мол, всей жизни запечатлеть себя рядом с прославленным педагогом. "А муж ревновать не будет?" - шутил Шалва Александрович, позируя перед объективом то с одной, то с другой учительницей.

Детьми правит страсть к развитию, взрослению и свободе

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Мечта - колыбель реальности

Автор гуманной педагогики Шалва Амонашвили в жюри конкурса "Учитель года России-2006", финал которого недавно прошел в Челябинске, был самым популярным человеком. Стоило ему появиться в зале, одни бросались к нему с объятиями, как к старому доброму другу. Другие подбегали, чтобы просто сфотографироваться с ним. Мечта, мол, всей жизни запечатлеть себя рядом с прославленным педагогом. "А муж ревновать не будет?" - шутил Шалва Александрович, позируя перед объективом то с одной, то с другой учительницей. Он мало изменился с тех пор, когда в последний раз приезжал в Челябинск. Хотя прошло уже несколько лет, не постарел, сохранил все ту же мягкость, интеллигентность, улыбчивость. Легко согласился и на интервью.

-- Ваша популярность, Шалва Александрович, с годами, как ни странно, не убывает...

-- Так ведь я всю Россию объехал. Был в Хакасии, Магадане, Благовещенске, Владивостоке, Тольятти и т.д.

-- А интерес к гуманной педагогике тоже не угасает?

-- Я бы даже сказал, что разгорается. Мой опыт одобрило Министерство образования и науки РФ. Поэтому люди пользуются им без всякой опаски. У меня несколько авторских школ не только в России (Москва, Санкт-Петербург, Тюмень) но и за ее пределами: Латвия, Украина, Болгария. Только в Латвии я провел 12 семинаров, на которых побывало более двух тысяч учителей. Все получили сертификаты и прибавку к зарплате от местной власти.

В городах, где провожу семинары, создаю общественные лаборатории гуманной педагогики. Сегодня их в России 75.

Ежегодно организую международные педагогические чтения в Москве. В следующем году они пройдут уже в шестой раз. Приезжает огромное количество людей. Мест не хватает. И мы во всех залах Дома учителя устанавливаем мониторы, чтобы люди могли участвовать в чтениях. Там не только учителя, но и члены парламентов, руководители регионов. Сегодня обществу нужно, чтобы среди богатых появлялись такие же меценаты, каким был, к примеру, Павел Третьяков, который приобрел живописные полотна и оставил людям великолепный дар в виде картинной галереи. Нынешние бизнесмены тоже могли бы преобразить мир, но они об этом не думают, не хотят.

-- Помимо потребностей общества, есть ведь еще и желания родителей...

-- Правильно. Давайте представим: вы - мать и привели ко мне в класс своего ребенка. Вы хотите, чтобы я его воспитал хорошим человеком? Или вам надо только, чтобы я его научил математике, физике, химии и т.д.?

-- Конечно, хочу, но, как и любой матери, мне нужно еще, чтобы он был в этой жизни счастливым человеком.

-- А что такое счастье? Для меня это преодоление, преобразование мира своими руками, своим творчеством, своей добротой. Постройте ему дом, приведите жену, дайте много денег. И думаете, он будет счастлив?

Счастлив, по-моему, человек, умеющий претворять свою мечту в реальность. Но чтобы создавать, у него должна быть творческая голова, доброе сердце. Сегодня многие родители хотят, чтобы их дети были богатыми. Прекрасно! Пусть будут. Ничего не имею против. А почему бы и нет, если есть талант зарабатывать деньги?! Давайте и этот талант разовьем, но отнимем чувство собственничества. И тогда получим третьяковых.

-- Но правильно ли, что учитель готовит ребенка не для реальной, а для идеальной жизни? Не будут ли дети, воспитанные в среде, где царят любовь и добро, страдать от зла и несправедливости в несовершенном мире?

-- А давайте скажем учителям России, которые приехали к вам в Челябинск на конкурс, что нам не нужны сегодня добрые, честные, порядочные люди. Растите, мол, жестких и пробивных, которые смогут за себя постоять. Боюсь, что они нас не поймут. Хотя для такого заказа много ума не надо. Да и душевных затрат не потребуется. Невоспитанность ведь самозарождается. Стоило учителям в какой-то момент опустить руки, как выросло целое поколение мавроди. У них - пустая душа, хотя и пятерки в дипломах. Поэтому они с легкостью разрушают жизнь других людей. Мы можем дать миру еще и боевиков, экстремистов. Но разве они нужны обществу?

Если мы вложим в ребенка только знания, подготовим его лишь к Единому государственному экзамену, то получим человека, который наш плохой мир не изменит в лучшую сторону. Чтобы изменить что-либо в жизни, нужны другие люди. Не те, которые приспосабливаются, адаптируются к миру, а сами его преображают. Я этот мир изменю вокруг себя, а вы вокруг себя и т.д. И так постепенно у него появится новый облик.

Школа - особый мир. А у учителя - особая миссия. Даже если мир плох, то учитель все равно обречен ставить перед собой высокие цели. Только так он сможет возвыситься сам и возвысить своих учеников. Ему не нужно подстраивать ребенка под мир. Его задача - вырастить из ученика благородного, великодушного человека. Чтобы потом после школы, какие бы ни послала испытания судьба, он оставался таким же. И неважно, кем он станет: математиком, биологом, химиком, рабочим или бизнесменом. Главное, чтобы он умел мечтать о высоком. И был способен достигать желанных целей. Мечта - это колыбель реальности. Учитель же - художник жизни. Вместе с ребенком он создает картину завтрашнего дня. В руках у него не математика, а середина нового столетия. А ребенок - это стрела, отправленная в будущее.

О семейном воспитании

-- Кто в большей степени: школа или семья воспитали вас как личность?

-- Я бы не стал противопоставлять одно другому. У меня была замечательная учительница Варо Вардиашвили, которая заложила во мне то, что стало впоследствии для меня смыслом жизни, - представление о гуманной педагогике.

Но и образы родных людей, окружавших и воспитавших меня, которых давно нет в живых, до сих пор питают мою душу.

Это отец, который ушел на войну добровольцем от молодой жены и двоих маленьких детей и погиб в Крыму. Отец оставил мне великолепный образ человека, умеющего быть преданным и честным.

Это мать Мария Ильинична - красивая и умная женщина, которая уберегла своих детей, не потеряла верности ушедшему на войну мужу и сохранила надежду. От нее я знаю, что такое сердечная справедливость.

Это мои бабушка и дедушка из селения Бушети. У них я проводил все школьные каникулы. При мысли о бабушке я вспоминаю ее всепоглощающую доброту и всепрощение. А дедушка подарил мне образ мудреца, умеющего разговаривать с виноградной лозой и смотреть на мир философски.

-- Шалва Александрович, не могли бы вы поделиться полезным опытом для родителей из числа наших читателей? Может быть, дать какие-то советы?

-- С удовольствием.

Советы дедушкам и бабушкам

n Свою любовь и преданность не превращайте в рабское повиновение.

n Не берите на себя детские заботы, которые нужны вашим внукам для самовоспитания.

n Не балуйте их бессмысленным множеством подарков.

n Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.

n Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о своей работе.

n Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.

n Секретничайте с ними, играйте, гуляйте.

n Говорите, как со взрослыми. Не напоминайте, что они еще маленькие. Счастье ребенка - это ощущение того, что он взрослеет, что он уже большой.

n Старайтесь вовлекать в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.

n Заботьтесь о том, чтобы у них создавалось яркое представление о вас как о человеке. Ведь ваш образ должен воспитывать внуков и после того как вас уже не будет в живых.

n Будьте последовательны в требованиях.

Каким должен быть папа?

n Ребенок с отцом должны жить как друзья.

n Ребенку нужно, чтобы слово отца не расходилось с делом, чтобы он был сильным и преданным. В представлении ребенка отец вносит в дом веру в завтрашний день, спокойствие, устанавливает заботливые, чуткие отношения между членами семьи.

n Ребенку нужен отец, который сам идет к нему на откровенные разговоры и которому можно довериться. Для подростка очень важно, чтобы о его отце говорили как о человеке, заслуживающем уважения и авторитета. Отец понимает современную молодежь, верит в нее, верит в своего сына, в свою дочь. Поощряет на большие дела, на творение добра, на бескорыстную дружбу, на возвышенную любовь.

n Гордость за родителей - это фундамент для взлета личности.

n Стыд за родителей - тяжесть на сердце, мешающая ребенку взлететь.

Ребенок шалит не вам назло

n Шалуны - сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любой неожиданной ситуации.

n Шалуны - жизнерадостные дети. Они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться.

n Шалуны - общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником.

n Шалуны - деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности.

n Шалость - ценное качество ребенка, только надо управлять им. Не подавлять его, а преобразовывать.

Шалва АМОНАШВИЛИ доктор психологических наук, профессор, академик РАО, почетный профессор Пражского и пяти российских университетов, в том числе и Челябинского педагогического. Живет в Москве. Руководит творческой лабораторией в Московском городском педагогическом университете. Создал международный центр гуманной педагогики.

Комментарии
Комментариев пока нет