Новости

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Политтехнолог: честнее не скажешь

26.10.2006
Что за кулисами выборов?

Евгений Медведев - челябинский политтехнолог, руководивший, в частности, избирательными кампаниями И. Свеженцева, В. Алексеева, Н. Аржанова и недавно завершившейся кампанией В. Каткова по выборам главы Сосновского района, - рискнул прокомментировать отдельные фрагменты выборов, состоявшихся в нашей области 8 октября.

Что за кулисами выборов?

Евгений Медведев - челябинский политтехнолог, руководивший, в частности, избирательными кампаниями И. Свеженцева, В. Алексеева, Н. Аржанова и недавно завершившейся кампанией В. Каткова по выборам главы Сосновского района, - рискнул прокомментировать отдельные фрагменты выборов, состоявшихся в нашей области 8 октября.

-- Каково содержание работы политтехнолога?

-- В новых условиях политтехнологи - это специалисты, работающие не за идею, а за деньги, которые им платит клиент, решившийся включиться в избирательную кампанию с целью защитить старую или овладеть новой позицией в административных или политических структурах. Чтобы стать профессиональным политтехнологом, необходимо многому научиться, начиная от всякого рода процедурных вопросов и до овладения методами НЛП. Но еще более важно обретение богатого практического опыта. Это весьма стрессовая, энергоемкая профессия, с жесткими требованиями к психофизическим кондициям человека, к его выносливости и адекватности в пиковых ситуациях.

-- Как вы себя ощущаете, как оцениваете значимость своей профессии в общественно-политической жизни?

-- Что касается места в жизни, миссии - это вопрос. В 1993 году я получил первый опыт участия в предвыборном процессе. Сделал себе визитку - "Консультант по пропаганде" и испытал чувство глубокого удовлетворения. А год назад меня пригласили на "круглый стол" и поставили табличку - "Политтехнолог". Мне было неприятно. У меня трое детей разного возраста, могу ли я кому-нибудь из них с гордостью рассказать о себе? Нет. Такая вот работа.

-- Что представляет челябинский рынок политтехнологов?

-- Его трудно как-то структурировать. Сегодня тебя нанял один великий, завтра - другой. Ничего личного. Правда, я избегаю работать против тех, кто меня когда-то нанимал. Ведь они порой допускают какие-то вольности, которые могут трактоваться как нарушение закона. Зная такие подробности, нельзя их использовать против бывшего заказчика. Поскольку заказчиков всегда в избытке, то у политтехнолога обычно есть возможность корректного выбора.

могу выделить трио: А. Уфимцев, О. Грачев, В. Евдокимов. Замечу, что креативные способности, которыми обладают Грачев и Евдокимов, вторичны в сравнении со способностью Уфимцева воплотить придуманное в жизнь.

Еще есть, например, Д. Балбышев - очень квалифицированный специалист, который способен внедрять. Он работал в паре с А. Подопригорой. Молодой С. Иванцов показал блестящий результат в работе с В. Чернобровиным. Явочку в Калининском округе сделали показательную.

-- Какой набор качеств необходим политтехнологу?

-- На первом месте - способность воплощать идеи в жизнь. грамотных, талантливых менеджеров и предпринимателей, раскрутивших собственный бизнес, например, у Вячеслава Тарасова в кампаниях 2005 года было достаточно, однако ни у кого из них не имелось практики избирательных кампаний. Поэтому на второе место я бы поставил практику. Многое важно знать на уровне рефлекса.

-- А как вы понимаете электорат?

-- Грубо можно выделить 10 процентов сумасшедших и 10 процентов индифферентных. перед началом работы на новой территории заказываются социологические исследования. Как правило, местные деятели нам заявляют: мы тут живем, ситуацией владеем, знаем, чем дышит каждая подворотня. К таким лучше не прислушиваться. Качественная социология выявляет актуальные для территории проблемы, ранжируя их по значимости. Она дает представление о том, как строить обмен: мы им даем депутата или главу территории за то и за это. политтехнолог должен корректировать образ политика в глазах населения, править картинку.

-- Подсказывать: парень, ты привык себя вести так-то, но здесь этого делать нельзя!

-- Конечно, с поправкой на то, что приходится работать со взрослыми, сформировавшимися людьми, их не изменишь в значительной степени. Если клиент отморозок, то он и будет таким. Если человек спокойный, рассудительный, то избыточную энергетику ему не передашь.

-- Куда уходит больше сил: в работу с электоратом или с клиентом?

-- Больше всего сил уходит на то, чтобы исполнители не лезли не в свои дела и чтобы им не мешал клиент. Структурно работа идет по трем основным направлениям: поле, производство агитационной продукции и связь со СМИ. Цель одна, а задачи у каждого направления свои. Кадровый состав: журналисты, дизайнеры, верстальщики, агитаторы. Очень важна работа в поле. Все надо доставить, донести до населения, причем в нужной форме. Нужно доставить и самого героя, организовать с ним встречу. Одним словом, сделать шоу. Что касается СМИ, они в этом рынке уже давно работают и каким-то образом ангажированы тем или иным кланом. Необходимо активировать СМИ в свою пользу, получать от них качественный продукт, а не ширпотреб, который они хотят всучить.

Есть еще одно важное направление деятельности - позиционирование заказчика внутри политпространства, при том что он уже выпестовал свое место в элите, но исходя из других целей. Есть задача - выиграть выборы. При этом может возникнуть некое противоречие: политтехнолог намерен, например, выиграть отмороженным способом, а клиента это коробит. заказчик находится внутри элиты вполне гармонично, но эту гармонию надо нарушить:

-- Чтобы занять новую позицию?

-- Да, в принципе он и собирается занять новую позицию. Или сохранить, но это - другая задача. Последний пример - выборы в Калининском районе. Бывшему депутату надо было восстановить потерянную позицию. Я не знаю предыдущую кампанию, когда не было явки, но в этой водку раздавали направо и налево. Открыто! Людей буквально затаскивали на избирательные участки. Профессиональный законотворец, отработавший несколько сроков в ЗСО, - и такое грубейшее попрание законов. Он известен в округе - 70 процентов за него проголосовало. Но люди же не полные олигофрены, они видят, что происходит, и все помнят. Тем не менее кандидат в депутаты, точнее, его политтехнологи, пошли на такой крайний шаг.

-- Иначе не обеспечить явку...

-- Вот и вся демократия. В декабре 2005 года тот же кандидат скорее всего не решился пойти на подобные меры. Ведь он же - депутат! Вот и не было явки. Он начал доказывать законными путями, собирая списки избирателей, показывать, что в списочном составе тысячи мертвых душ. Но признание этого факта чревато большими последствиями. Например, мертвые души можно всегда использовать как резерв главного командования для получения нужного результата. К тому же данный избирательный округ входил в больший округ, где Д. Еремин шел в Госдуму. Тут бы и Еремин пролетел.

-- что можете сказать о прошедших довыборах в парламент области?

-- Еще раз убедился: выборы - штука дорогая. Сейчас мы примеряемся к выборам 2007 года и понимаем, что денег должно быть немерено. Кто лучше купит избирателя, тот и выиграл. Это однозначный вывод из прошедших кампаний в Сосновском районе и Курчатовском округе по выборам депутата в гордуму Челябинска. В Калининском у Чернобровина конкурентов не было. Тезис о том, что для явки нужна интрига, это лапша для ушей заказчика. В Курчатовском округе была интрига, а людей вытаскивали из квартир буквально за ноздри: давали деньги, водку, молочные продукты, кондитерские изделия: Только голосуй. Что касается каких-то предвыборных обещаний, программ - они для избирателя ничем не отличаются. Социология у соперников одинаковая. Разговоры, что один неженатый, а его соперник семьянин, не имеют значения. Или Малолетко - спокойный, рассудительный, а Мительман - здорово держит аудиторию, это не дает ничего существенного. Эффект дает прямой, ничем не прикрытый подкуп. Формально все может выглядеть в рамках закона, но и это необязательно: В том же Сосновском районе покупали перед выборами и в день выборов. Просто и откровенно.

-- Получается, что главное сегодня - победить апатию населения.

-- Это не апатия, а позиция. Она выражается, например, в том, что все больше людей голосуют "против всех".

-- Как же люди будут реагировать на исключение пункта "против всех"?

-- Трудно сказать. Цинизм избирателей дошел до крайних степеней. В той же Сосновке покупали людей, деньги они взяли, но не проголосовали. У них чисто потребительское отношение к выборам. Танец живота - это хорошо, а подарочек принес? Зачем мне блокнотик? Что ты мне принес - 50 рублей, 100? Я только за 500, может быть, задницу оторву, чтобы пройти к избирательной урне.

-- Кстати, какое направление работы наиболее емкое по ресурсам?

-- Есть некие ограничения на избирательный фонд. На выборах в ЗСО они несущественны, а в гордуму очень существенны. Что-то делается вбелую, например, телевизионную и наружную рекламу не спрятать. Поэтому приходится искусственно ограничивать ресурсы на те затраты, которые мы не можем спрятать.

-- Любопытна битва при Сосновке. Здесь явно просматривается противостояние интересов областной администрации и челябинской мэрии.

-- Да, в Сосновке электорат окучивали два больших клана. Мы попытались выступить третьей силой, но ничего не получилось.

-- Сошлись два клана. Остальные - статисты, наблюдатели. Что вам показалось интересным?

-- Главный урок - без ресурсов нечего лезть на выборы. Попытка провести кампанию малой кровью, по-партизански - бессмысленна. У моего заказчика (В. Каткова) ресурсы были ограничены еще в июле сильным ударом по его бизнесу (подробности опустим). но я получил деньги до конца кампании и, естественно, пытался делать свое дело в рамках финансовых ограничений.

-- Понимал ли Катков, что, влезая в политику, он рискует своим бизнесом? Как он себя повел после такого удара?

-- Искал средства. Что нужно герою? Встречаться с людьми и финансировать кампанию. Ну и позиционироваться в элите, что он делал грамотно. Катков в случае выигрыша устроил бы оба противостоящих клана, но его ресурсы были несоизмеримы с возможностями противников. Что толку, когда мы предлагали кому-то 50 или 100 рублей? В ответ слышали: мне начальник обещает поднять зарплату в Сосновском КХП на 500 рублей, если Мешков выиграет. Или: а нам Котов премию обещал 3 тысячи рублей, всем! На хрена нам твои копейки? Мы пытаемся раздавать водку, нас ловят, машину конфискуют. А рядом продают "Царь-кашу" в полцены и идет агитация за Котова. В другом месте "Макфа" раздает комбикорма, вместо 150 отдают за 80 рублей. Вроде как продают, а не раздают впрямую. Пока у нас были деньги, мы развозили газ, постельные комплекты: И наши соперники развозили то же, но больше в разы. Сыпали, сыпали, сыпали. Бюджеты у них огромные, а сколько там разворовано! В одной деревне продают комбикорм за 80 рублей, отъедут в другую, начальника рядом нет, и продают чуть ниже реальной цены. Разницу в карман.

-- Как можно оценить профессионализм команд Котова и Мешкова?

-- В чем сейчас профессионализм? профессия политтехнолога вырождается. Кто больше раздаст деревенским жителям комбикормов, тот и победит. Вся фишка заключается в том, чтобы не поймали за руку. Но это уже работа юристов. Надо оформить раздачу подарков, чтобы формально остаться в рамках закона. Шедевров в кампании не было. Банальный подкуп. Многих поразил баннер "Кастрация КОТОВ". Длиннющие тексты по разоблачению приватизации, начиная с позапрошлого века, никому неинтересны. "Кастрация КОТОВ" выглядела как-то ярче, хотя ее воздействие на электорат было нулевым.

-- Вероятно, минимальное преимущество Котова в 116 голосов будет оспорено в суде?

-- Я уверен: мешковская команда не выиграет. Это уже продемонстрировано в суде, когда было рассмотрено ее заявление о снятии соперника с регистрации на основании нарушений при заполнении подписных листов. Тут сборщики подписей лопухнулись, но юристы Мешкова не сумели выиграть этот суд.

Кстати, у Котова штаб был сформирован из дилетантов. Только юрист был стоящий. Побеждает бабло! Стоимость я даже не могу оценить. Какая-то фантастика. Зачем квалификация? Раздаточный материал ниже всякой критики, но сельчанам этого и не надо. Чисто потребительское отношение - я от этих выборов хочу получить какой-то плюс, какой-то навар. Пусть это будет увеличение моей зарплаты или большая премия. Пусть все кандидаты дадут мне муку, комбикорм, постельное белье, газ, водку, "Царь-кашу" : Да, еще обязательно концерты на башкирском, татарском и русском. И вдобавок отвезите меня на автобусе на избирательный участок, потому что по грязи я идти не хочу. Так что не надо никаких технологий.

-- Значит, мастерство не имеет значения?

-- Квалификация, владение методами НЛП важны при уговаривании заказчика. Опять же, чтобы развести его на деньги. Так везде. Мне пришлось поработать с одним из ведущих московских политтехнологов. Очень много почерпнул циничного. Я его спрашивал: "мы разводим клиента на бабки?" - "Нет, хотим выиграть" - "Почему же ты зарезал все неденежные, но эффективные проекты?" - "В них мало осваивается средств, они не приносят прибыли".

-- А что является первичным лично для вас - победа или заработок?

-- Заработок, вне всякого сомнения.

-- У вас в процессе деятельности формируются какие-то предпочтения?

-- Нет. У меня однозначное отношение ко всем великим: они все одинаковые. Когда человек получает атрибуты власти, он становится ровно таким, как и все ему подобные. Если будут исключения, я напишу об этом книгу.

Беседовал Юрий ШЕВЕЛЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет