Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Кто научит аутиста?

28.10.2006
"Маленький принц" без школы и садика

Владимир ГУЛЯЩИХ
Челябинск

Недавно прошедший в Челябинске кинофестиваль о проблемах инвалидов "Кино без барьеров" завершал фильм "1 сентября". Сюжет его прост: мальчик Сева собирается в школу, одевается и идет с папой на праздник. Из толпы ребят и взрослых его выделяет отрешенный вид, который можно принять за равнодушие. Удивляет и то, что попадает он на индивидуальные занятия с учителем. Все дело в том, что у Севы аутизм, поэтому и развивается он не так, как все.

"Маленький принц" без школы и садика

Владимир ГУЛЯЩИХ

Челябинск

Недавно прошедший в Челябинске кинофестиваль о проблемах инвалидов "Кино без барьеров" завершал фильм "1 сентября". Сюжет его прост: мальчик Сева собирается в школу, одевается и идет с папой на праздник. Из толпы ребят и взрослых его выделяет отрешенный вид, который можно принять за равнодушие. Удивляет и то, что попадает он на индивидуальные занятия с учителем. Все дело в том, что у Севы аутизм, поэтому и развивается он не так, как все. И хотя в чем-то он опережает школьную программу, многие социальные и бытовые навыки даются ему с большим трудом. Только чтобы научить Севу одеваться, родители потратили намного больше сил и времени, чем требуется обычно.

Вот что рассказывает мама девочки с диагнозом "аутизм" :

-- Уже в три месяца дочь отворачивалась от меня, когда я брала ее на руки, а когда я прижимала ее к себе, старалась освободиться, отталкивалась ручками и ножками. Потом, когда она шла навстречу кому-то, как будто радовалась, начинала бежать, но вдруг резко останавливалась. А об объятиях и поцелуях речи вообще не было.

Больше половины аутичных детей имеют умственную отсталость, но есть и одаренные, которые, развивай их талант, могут добиться успеха в музыке, математике, программировании и других сферах. Однако последнее удается редко, так как в России для аутистов нет единой системы образования, и это при том, что отечественные ученые говорят о необходимости ее создания с 80-х годов прошлого века, а в Дании таких людей обучают с 1920 года.

Абсурдность ситуации в том, что (по данным председателя общества помощи аутичным детям "Добро" Сергея Морозова) детей с аутизмом рождается больше, чем слепых и глухих вместе взятых, спецшколы для которых давно работают. Официальная статистика на Южном Урале до сих пор не ведется, но, по последним данным российского исследователя Веры Башиной, на тысячу детей приходится два-три аутичных. Учитывая, что с возрастом проявления синдрома, даже если их исправлять, полностью не исчезают, можно представить реальные масштабы этого явления (в начале 2005 года в области проживало более 720 тысяч детей и подростков до 18 лет).

Поскольку аутизм относится к психиатрическим диагнозам, ребенок должен регулярно наблюдаться у врача. При этом многие известные специалисты, в частности тот же Сергей Морозов, говорят о преимуществе коррекционных методов работы, благодаря которым ребенок может овладеть бытовыми навыками и приблизиться к поведенческой норме.

-- Даже в самых тяжелых случаях аутизма возможна коррекция, - рассказывает заведующая кафедрой коррекционной педагогики ЧГПУ Марина Пинкус, - но для этого нужно распознать его в раннем возрасте (до двух-трех лет) и сразу начать заниматься с ребенком. Причем подходы бывают разные. В США, например, действует бесплатная государственная программа TEACCH. Она "подстраивается" под ребенка и не ставит перед ним сложных задач, поскольку аутисту на Западе нужно научиться жить на достаточно приличное пособие. У нас на пособие прожить крайне сложно, поэтому немногочисленные российские центры используют смешанные методики, нацеленные на получение в итоге профессии, когда это возможно.

Казалось бы, часть дефектов аутиста (например, речь) умеют исправлять в традиционных спецшколах, которые есть и в Челябинске. Но в существующих ныне типах этих школ нет специалистов, готовых полноценно помочь такому ребенку. Поэтому обучение аутичных детей в них почти безуспешно. Но у родителей просто нет выбора: если удается поместить ребенка в такое учреждение, они рады и этому. Работает в Челябинске открытый три года назад небольшой коррекционный центр, в котором среди прочих занимаются аутичные дети. Но он еще молод, поэтому о серьезных результатах говорить пока рано. Некоторые родители пытаются учить своих необычных детей самостоятельно.

-- Я пробовала заниматься с сыном по зарубежной методике, - рассказывает мама аутиста. - Труд очень кропотливый, ведь нужно уделять этому по 40 часов в неделю, да и участвовать в этом процессе должны все члены семьи. Однако, позанимавшись, поняла: если родители весь день на работе, ничего не получится.

На семью с таким ребенком ложится тяжелый груз, поскольку ей приходится полностью перестраиваться под него. Именно поэтому создаются родительские сообщества, чтобы каждая семья не оставалась один на один с проблемой многих. О задачах челябинской общественной организации "Маленький принц", члены которой и сняли фильм "1 сентября", рассказывает ее председатель Любовь Клименкова:

-- Чиновники ссылаются на то, что детей с аутизмом мало, хотя на самом деле данные специалистов говорят, что это не так. Если доказать реальное число, думаю, добиться открытия детского сада или школы для наших детей было бы проще. Но до сих пор нет законодательной базы для этого. Хотя уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и делал доклад по этому поводу, каких-то заметных подвижек пока нет. Но рук мы не опускаем: сотрудничаем с поликлиниками по информационным вопросам, проводим занятия групп взаимопомощи, на спонсорские деньги ходим в бассейн.

Прецеденты создания слаженной системы образования аутистов в рамках одного региона есть и в России. Но, к сожалению, эти единичные случаи напрямую зависят от удачи в поисках хорошего спонсора и упорства родителей.

-- Поскольку успешная коррекция таких детей требует совместных усилий многих специалистов, работающих в разных ведомствах (дефектологов, учителей-предметников, врачей и других), - объясняет Марина Пинкус, - в идеале их работу должен координировать центр. В Пскове, к примеру, в команде действуют родительская ассоциация, городские службы и сотрудники большого загородного учебного центра, построенного на деньги немецких спонсоров. В этом центре, помимо обучения по индивидуальным программам, дети работают в мастерских и выращивают растения, получая за это деньги. В Челябинске о такой организации пока можно только мечтать.

Аутизм (лат. autos - "сам", аутизм - погружение в себя). Детский аутизм как психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основные его признаки - нарушение речи, моторики, социальной адаптации, однообразное поведение. При нынешних коррекционных и лечебных методах полное излечение невозможно.

Комментарии
Комментариев пока нет