Новости

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Больше глупостей - больше денег

03.11.2006
Ведущий программы "Культ кино" Кирилл Разлогов анализирует ситуацию в российской культуре

В Челябинской академии культуры и искусств побывал известный культуролог и киновед, ведущий программы "Культ кино" на канале "Культура" Кирилл Разлогов. Два дня он читал лекции и общался со студентами. На одной из таких лекций, предназначавшейся для аспирантов кафедры культурологии, удалось побывать корреспонденту "Челябинского рабочего", а после задать оратору несколько вопросов. Кирилл Эмильевич продемонстрировал несколько скептическую, во многом  спорную, но, безусловно, честную  позицию по отношению к культуре и людям, которые ее творят. Наиболее интересные фрагменты его выступления составили этот материал.

Ведущий программы "Культ кино" Кирилл Разлогов анализирует ситуацию в российской культуре

В Челябинской академии культуры и искусств побывал известный культуролог и киновед, ведущий программы "Культ кино" на канале "Культура" Кирилл Разлогов. Два дня он читал лекции и общался со студентами. На одной из таких лекций, предназначавшейся для аспирантов кафедры культурологии, удалось побывать корреспонденту "Челябинского рабочего", а после задать оратору несколько вопросов. Кирилл Эмильевич продемонстрировал несколько скептическую, во многом спорную, но, безусловно, честную позицию по отношению к культуре и людям, которые ее творят. Наиболее интересные фрагменты его выступления составили этот материал.

Террор на Первом

-- Первое, с чем следует покончить, - думать, что мы такие уж самобытные. Во всем мире происходят абсолютно сходные культурные процессы. Даже когда в 30-е годы наши границы были закрыты, советский кинематограф по указанию Сталина производил фильмы на манер голливудских. Они развлекали население, которому жилось тяжело. Открытие же границ привело к тому, что культура Макдональдса и кока-колы, господствующая во всем мире, стала господствовать и у нас.

В кино происходит то же самое, что и в кулинарии. Есть глобальный массовый кинематограф, который производит около 25 фильмов в год (прокат каждого занимает две недели). Эти фильмы идут в одно и то же время в одинаковых кинотеатрах, их смотрят одинаковые люди.

Есть отечественное кино - его присутствие на экранах составляет 30 процентов. Это невероятно высокий процент, значительно больший, чем в любой другой европейской стране, кроме Франции, а там он такой же. Пока Первый канал будет вести свою террористическую тактику, рекламируя фильмы во всех передачах, включая новости, эта пропорция будет сохраняться.

На самом деле любая национальная продукция занимает у нас значительное место. Маринина и Донцова вытеснили с рынка американских мастеров детективного жанра, у которых они в лучшем случае учились, а чаще всего попросту копировали. Когда детективы перешли на телеэкран, стало ясно, что наши сериалы также рано или поздно вытеснят американские.

Бандиты и милиционеры в телесериалах просто отражают систему ценностей, существующую в обществе. Когда есть точное попадание, как в случае с "Бригадой", возникает эффект взорвавшейся бомбы и весь народ начинает поклоняться Сергею Безрукову.

Это все естественные процессы, и кроме как творческую интеллигенцию, они никого особо не волнуют. Раньше она определяла, что такое хорошо и что такое плохо для партийной номенклатуры и всего советского народа, а теперь определяет это исключительно для себя. Что такое хорошо и что такое плохо, определяет рейтинг Первого и Второго каналов.

Как Сталлоне прогнал Кончаловского

-- Крупные голливудские компании сейчас организуют свои филиалы для производства фильмов на русском языке, чтобы взять национальную долю рынка. На них будут работать русские режиссеры, а народные артисты, которых, естественно, приглашать не будут, закричат: "Караул, безобразие, где же национальные ценности?!"

Наших режиссеров приглашают и для съемок американских картин, правда, исключительно малобюджетных. Я часто привожу пример с Андроном Кончаловским. Пока он держался в низкобюджетном кино, в Голливуде у него была свобода самовыражения. Но в крупнобюджетном кино парадом командует актер. И вот, когда Кончаловскому доверили съемку картины со Сталлоне, выяснилось, что он не может работать на побегушках у звезды. Сталлоне его прогнал, и Кончаловский вернулся на Родину.

Есть в кино свои парадоксы, которые очень интересно наблюдать. Российская картина, собравшая наибольшее количество денег в Америке, - "Русский ковчег" Александра Сокурова. Тут сказались два фактора: популярность Эрмитажа среди образованного американского населения и использование в фильме цифровых технологий. Это позволило соединить две аудитории и привело к очень высоким для русской картины коммерческим результатам. Неанглоязычные картины в американском прокате занимают один процент кассового сбора. В пределах этого процента "Русский ковчег" выглядел вполне прилично.

"Тату" обошли Ростроповича

-- Какова наша доля в глобальной мировой культуре? Есть умирающие формы так называемого культурного сотрудничества: выезжаем за границу с неделями кино, участвуем в международных выставках. Такие формы имеют преимущества, они позволяют художникам общаться между собой, заниматься туризмом. Массовая аудитория об этом ничего не знает. Ты можешь съездить на книжную ярмарку во Франкфурт, но от этого твои книги не станут достоянием каждой домохозяйки.

В глобальной массовой культуре от нас участвуют два полярно разных явления - роман "Анна Каренина" и группа "Тату". Почему именно этот роман и эта группа стали всемирно известными, сейчас, после того как они добились популярности, объяснить легко.

"Анна Каренина" потому, что супружеская неверность - актуальная тема для всего населения земного шара. На эту тему есть еще одно хорошее произведение - "Мадам Бовари" Флобера. Но его не порекомендовала своим слушателям лучшая телеведущая США Опра Уинфри, а вот "Анну Каренину" порекомендовала. С другой стороны, если бы Опра посоветовала своей аудитории "Войну и мир", эта книга все равно не стала бы популярной, поскольку философские рассуждения Толстого мало кого интересуют. "Анна Каренина" попала в бестселлеры как дамский роман.

Песни группы "Тату" слушают водители в Италии, Испании, Японии и Африке, потому что лесбийские связи между девочками-подростками - общая закономерность во всем мире. Уловив нужную интонацию девичьей истерии, они с помощью своего продюсера, полубезумного Игоря Шаповалова, завоевали всемирную известность, значительно более широкую, чем Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, а также наши певцы, танцоры, драматурги, Антон Палыч Чехов и все прочие уважаемые деятели культуры.

Учите английский!

-- Как ощущает себя творческий человек в современном мире? Музыкантам наиболее вольготно, поскольку им не обязательно владеть иностранным языком. Качество музыкальной школы мы пока еще не растеряли. Кризис наступит через 10 лет, когда станет ясно, что у нас не осталось ни одного музыканта мирового масштаба.

Театральные деятели чувствуют себя неплохо, поскольку они достаточно активны. В театре есть огромный разрыв между звездами и "всеми остальными". Последние живут достаточно бедно, но, по крайней мере, имеют возможность заниматься любимым делом.

Кинематографистам хорошо, потому что есть огромный спрос на их труд. Сериалы идут потоком, безработных сейчас нет. Более того, есть огромный голод по кадрам. Найти свободного оператора сейчас невозможно, все они заняты на съемках сериалов.

Что касается художников изобразительного искусства, они как вели, так и ведут маргинальное существование.

Стратегии продвижения творческих людей многообразны, но начинаться все они должны с изучения иностранного языка. Поэтому я своим студентам-первокурсникам ВГИКа сказал: если не возьметесь всерьез за английский язык, вашему поколению в профессии делать нечего.

Рязанову можно давать бесконечно

-- В настоящее время степень участия государства в культуре сводится к мимикрии и притворству. Поэтому мы можем наблюдать, как события развиваются естественным путем.

Есть прямое давление народных артистов на органы власти и президента: "Дай денег!" Но это, скорее, социальное вспомоществование, к культуре не имеющее никакого отношения. В большинстве своем народные артисты исчезли из поля культуры, реально их не существует. Очень любимый мною режиссер Эльдар Рязанов делает в последнее время такие чудовищные фильмы, что их стыдно смотреть. Но деньги ему все равно дают, потому что Эльдар Александрович снял картины, которые составляют абсолютное культурное достояние советского периода. За это ему можно платить бесконечно. Хорошо, если бы он при этом не делал фильмы.

Другая форма - выбивание денег на большие проекты. Это делается с целью поделить бюджет, и тоже никакого отношения к культуре не имеет. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: лишь одна десятая выделенных средств будет потрачена на ремонт Большого театра, а девять десятых поделят между собой два ведомства - Агентство по культуре и кинематографии и министерство культуры. Поскольку они дерутся открыто, каждому из них приходится несколько сложнее, чем если бы они договорились между собой и поделили деньги пополам. Когда творческие люди начинают ругаться между собой явно по поводу рубки бюджета, то даже правительство начинает понимать: тут что-то не то.

На самом деле государство может участвовать в культурном процессе, оказывать поддержку определенным тенденциям, способствовать самовыражению и развитию субкультур. Но это требует совершенно иного подхода к культуре, понимания того, что там происходит. А желания понять нет не только в правительстве, но и в министерстве культуры. Там сидят хорошие люди, но они едва успевают подписывать бумажки, получаемые из президентской администрации. Задуматься над тем, что происходит, у них времени нет. Зато очень распространены разного рода разговоры о возрождении российской культуры, духовном спасении России. В общем, чем больше глупостей скажешь, тем больше у тебя шансов получить на это деньги.

Записала Олеся ГОРЮК

Кирилл Разлогов

культуролог, киновед.

Родился 6 мая 1946 года в Москве.

Окончил исторический факультет МГУ, отделение истории и теории искусств.

Доктор искусствоведения, профессор. Директор Российского института культурологии с 1989 года.

Директор программ Московского международного кинофестиваля. В 2006 году награжден орденом Дружбы.

Комментарии
Комментариев пока нет