Новости

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Владимир ЖАРИКОВ: "Художник - человек не от мира сего"

12.12.2006
Известному златоустовскому скульптору - 75 лет

Юбилей художника - прекрасный повод "отчитаться" за прожитые годы. Причем выставить на суд зрителей и произведения, лежавшие какое-то время "под спудом", ожидавшие своего часа. А также оглянуться на прошлое, поведав журналисту простое, житейское, избегая пафосных разговоров о творениях, хорошо известных почитателям, - памятникам Ивану Бушуеву, погибшим "афганцам" и "чеченцам", небесному покровителю города Иоанну Златоусту. Итак, 75 лет члену Союза художников России, маститому скульптору, а также почетному гражданину Златоуста, просто замечательному, душевному человеку Владимиру Жарикову.
Люблю приходить в мастерскую к Владимиру Павловичу.

Известному златоустовскому скульптору - 75 лет

Юбилей художника - прекрасный повод "отчитаться" за прожитые годы. Причем выставить на суд зрителей и произведения, лежавшие какое-то время "под спудом", ожидавшие своего часа. А также оглянуться на прошлое, поведав журналисту простое, житейское, избегая пафосных разговоров о творениях, хорошо известных почитателям, - памятникам Ивану Бушуеву, погибшим "афганцам" и "чеченцам", небесному покровителю города Иоанну Златоусту. Итак, 75 лет члену Союза художников России, маститому скульптору, а также почетному гражданину Златоуста, просто замечательному, душевному человеку Владимиру Жарикову.

Люблю приходить в мастерскую к Владимиру Павловичу. Здесь всегда светло и душевно- комфортно.

На этот раз желающих пообщаться с юбиляром было много. Разговор за чашкой ароматного кофе получился многоголосым:

Дети своего времени

-- Владимир Павлович, Златоуст для вас - давно родной город. Сколько вы здесь живете?

-- Как в 1958 году окончил свою "украинскую альма-матер" (Харьковский художественный институт), так и приехал сюда, в город великого святителя. Вообще с именем Иоанна Златоуста какая-то мистика получилась, на грани чуда. Книга (первый том сочинений проповедника) попала ко мне в руки в годы войны, я ее случайно нашел. С тех пор она всегда со мной:

Подсаживается жена Татьяна и включается в разговор о военных годах:

-- У Володи с прежних времен сохранились примус и керамический горшок, где бабушка сдор держала.

Владимир Павлович поясняет:

-- Сдор - вытопленное нутряное сало, которое использовалось в голодные годы для улучшения вкуса еды из травы. Эту спасительную еду бабушка готовила.

-- Какое самое вкусное блюдо запомнилось со времен войны?

-- Бабушкины лепешки, конечно же! Помню, у нее был большой сундук, и там хранились отсевки от муки. Она их просеивала, толкла, еще раз просеивала, еще толкла. А потом из этой трухи делала лепешки. Они были вкуснейшие!

-- С какого возраста себя помните?

-- Папа у меня был специалист по монтажу оборудования сахарных заводов, мы жили в Смоленске. И вот что помню: тишина: ночь: лампочка газеткой накрыта. За столом отец работает: что-то чертит. Мама говорила, что я не могу это помнить, потому что мне в то время и двух лет еще не было! Может, это я выдумал, представил. Но лет с четырех уже хорошо осознавал себя. Тогда у меня уже карандаши имелись, и я рисовал! Бумаги в доме не очень много было, а в советских журналах портреты печатали, листы с другой стороны чистые были. Вот на этих портретах я и рисовал.

-- Что?

-- Богатырей, например. То, что все мальчишки рисуют, что вокруг происходило. Очень хорошо помню: когда началась война в Испании, рисовал танки, самолеты, сражения. Все мы дети своего времени:

-- А младший ваш сын Ваня что рисует?

-- То же самое. А вот спросим у него:

Ваня в это время усердно подрисовывал что-то в книге о Робинзоне Крузо. На вопрос отца ответил: "Пиратам раны рисую! У меня тут два плохих и три хороших! Они сражаются".

Православие и соцреализм

-- Если бы вы не попали в Златоуст, в вашем творчестве доминировал бы в такой мере образ святителя Иоанна?

-- Да откуда, сама подумай! Когда попал в Златоуст, тогда и вспомнил о найденной книге.

-- Когда библейские образы появились?

-- Не в советские годы, конечно. Знал, что Библия - Книга книг, как же мог не интересоваться. Тем более, открываешь любой альбом знаменитых художников, любую книгу по искусству, а там картины на библейские темы. В годы моего обучения живописи об этом старательно умалчивали. И это нехорошо, поскольку культура русская, старинная, православная неотделима от Руси.

В разговор вступает председатель городской организации Союза художников Владимир Зозуля:

-- Помню, как в 60-е годы мы начали познавать импрессионистов, современное искусство. Советская власть оградила нас даже от истории западного искусства, не только от православия.

-- Искусства-то мирового зачем было нас лишать? - подхватывает Владимир Павлович. - Я не против соцреализма! Реализм вообще прекрасная вещь, вот только частица "соц" весьма сомнительная.

Художник и семья

-- Что в вашем понятии художник?

-- Фигура очень сложная и малопонятная в быту:

Вместе с тем - человек, который должен зарабатывать на хлеб для себя и своей семьи. Когда был востребован, неплохо зарабатывал, жили в общем-то неплохо.

Вот ты меня спросишь: разве это - главное? А почему бы нет?! Я же отец, муж. Но влечение к своему труду, к своей работе, может, еще "глубже", оно всепобеждающе. Художник - человек не от мира сего. Я, разумеется, все земное приемлю - и смерть, и водку и всякие жизненные ситуации, но немного по-другому ко всему этому отношусь.

-- Один известный человек сказал, что творчество - 99 процентов работы и только 1 процент таланта. Вы согласны с этим?

-- Согласен, но не с процентным соотношением. Некоторые также говорят: "Не могу без вдохновения!" Я к этому иначе отношусь, потому что если вдохновения будешь ждать, ничего не сделаешь.

-- Есть творения любимые и нелюбимые?

-- Нелюбимые тоже есть! Это те, которые делались по чьему-то настоянию. Старался избегать этого, и в большинстве случаев удавалось. Но в этом не только мое счастье, но и мои житейские сложности. Например, не делал Сталина и Ленина. Эти образы для меня не столько противны, сколько "залапаны" : Футболистов делал, фигуры типа девушки с веслом - это меня не сильно напрягало, но давало возможность подзаработать, хотя за Ленина и Сталина больше платили.

Когда я взял образ материнства для дипломной работы - ох что было на кафедре! Образы революционеров, советских воинов и тружеников - вот что должны были лепить выпускники. Часть рецензентов говорила, что образ матери - хорошо, но многие - что это мемориальная и вообще кладбищенская вещь. Я ее все-таки вылепил, постарался, поставили четверку.

А потом, по прошествии десяти лет после окончания института, собрались в Харькове нашим курсом. Что любопытно: большинство дипломных работ были крупные скульптуры, под 2 метра, но ни одной не осталось. По секрету сказали, что мою работу забрали в Дом детства и материнства.

-- Готовясь к своей персональной выставке, о чем думали?

-- Выставка - возможность раскрыть себя в любимых темах и жанрах. Хочется, чтобы в душах посетителей что-то доброе надолго осталось.

Под затянувшийся разговор остыл кофе, и в мастерской стало темнеть. Ушла часть гостей, а скульптуры - большие и маленькие, казалось, продолжали трепетно внимать словам мудрого человека:

Беседовала Евгения ЛАПКО

Комментарии
Комментариев пока нет