Новости

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Золото Златоуста

13.12.2006
Французский режиссер Мадлен Кайар своим фильмом разрушает западные стереотипы о России

Фильм "Люди уральского завтра" рассказывает о жителях Златоуста, сумевших добиться успеха. Точнее, эти люди сами рассказывают о себе и своем любимом деле. Среди них - управляющий директор Златоустовского металлургического завода Александр Рыбкин, директор завода "Стройтехника" Валерий Ростов, директор оружейной фабрики "Рифей" Юрий Рябков, предприниматель Андрей Вопилов, возродивший некогда заброшенную турбазу на Тургояке, дизайнер одежды Наталья Хворонова, рыбозаводчики Андрей Лаптев и Александр Еремин и другие. Фильм снят французским режиссером-документалистом Мадлен Кайар. На днях он был показан в администрации нашей области, а в начале 2007 года будет демонстрироваться на французском телеканале "Arte" и, возможно, на телеканале "Культура".

Французский режиссер Мадлен Кайар своим фильмом разрушает западные стереотипы о России

Фильм "Люди уральского завтра" рассказывает о жителях Златоуста, сумевших добиться успеха. Точнее, эти люди сами рассказывают о себе и своем любимом деле. Среди них - управляющий директор Златоустовского металлургического завода Александр Рыбкин, директор завода "Стройтехника" Валерий Ростов, директор оружейной фабрики "Рифей" Юрий Рябков, предприниматель Андрей Вопилов, возродивший некогда заброшенную турбазу на Тургояке, дизайнер одежды Наталья Хворонова, рыбозаводчики Андрей Лаптев и Александр Еремин и другие. Фильм снят французским режиссером-документалистом Мадлен Кайар. На днях он был показан в администрации нашей области, а в начале 2007 года будет демонстрироваться на французском телеканале "Arte" и, возможно, на телеканале "Культура". Сам этот факт - еще не свидетельство о повышенном интересе к России, в частности к Уралу, со стороны Европы. Часть средств на производство фильма выделила область, часть - его герои. Однако результат оказался не похож на рекламный ролик. Это взгляд на нашу действительность человека со стороны.

Идея снять документальную ленту о южноуральцах принадлежит московскому продюсеру и журналисту Рустему Сафронову. Его выбор Златоуста как места съемки вполне объясним: в этом городе Сафронов родился и вырос. После презентации фильма Мадлен Кайар и Рустем Сафронов зашли в редакцию "Челябинского рабочего". Главной темой нашей беседы стал образ России - такой, каким он предстает на Западе.

-- Рустем, почему вы выбрали в качестве режиссера Мадлен Кайар?

-- Три года назад, когда я еще работал в РИА "Новости", генеральный директор канала Светлана Миронюк предложила привлекать к сотрудничеству западных режиссеров, чтобы те делали получасовые фильмы о России. Я написал сценарную заявку: Златоуст, горнозаводский край. У меня во Франции есть знакомая Катя Голубева, русская актриса. Она посоветовала мне режиссера с очень большим послужным списком, которая как раз специализируется на судьбах городов. У Мадлен на тот момент имелось три заявки, и та, что про Урал, ей понравилась больше других. Путь от идеи до воплощения был долгим и мучительным: поиски средств, бюрократические препоны. Сначала мы хотели снять картину о том, как живут люди после распада СССР, показать весь драматизм перехода от социализма к капитализму. Но столь масштабный замысел требовал очень много времени и средств, коими мы не располагали. Поэтому Мадлен сосредоточилась на историях людей, сумевших преодолеть кризис и достигших успеха.

-- Мадлен, есть ли в Златоусте что-то такое, чего вы никогда не встречали в Европе?

-- Есть одна деталь, на которую я обратила особое внимание. Мы долго снимали Златоустовский металлургический завод. Индустриальный пейзаж мне знаком и очень напомнил детство. Я выросла в Люксембурге, где тоже много заводов. Но здесь, в отличие от Люксембурга, заводы соседствуют с дикой природой - горами, озерами. В Европе курортные зоны отделены от индустриальных. Или озеро, или завод. А в Златоусте такая потрясающая комбинация. Люди в Люксембурге грустные и подавленные. Все, что у них есть, - только этот завод. А златоустовцы счастливые: по пути с работы домой они видят прекрасную природу.

-- Героями вашего фильма стали люди, добившиеся успеха, научившиеся хорошо зарабатывать. Но таких - единицы. А большинство все-таки находится за чертой бедности.

Рустем Сафронов: - Думаю, что Мадлен это хорошо понимает. Приведенные в фильме примеры показывают, что есть другая жизнь. Никакого вмешательства со стороны государства ждать не приходится, такого грандиозного оборонного заказа, как раньше, уже не будет. Целое поколение перестало работать, а новое не обучено. Многое из того, что было, невозможно восстановить и нужно создавать с нуля. И здесь "люди уральского завтра" могут служить маяком.

Есть и такие, кто маргинализовался, опустился. Но есть и позитивная тенденция. Примечательно, что герои фильма - не рэкетиры, не уголовники, не воры. Они просто созидают новое.

Мадлен Кайар: - Семь человек, которых мы показали, не могут решить проблемы всего города с населением более 200 тысяч человек. На самом деле проблема заключается во Франции и Швейцарии, где мы собираемся демонстрировать фильм. Телевидение этих стран раскрывает только отрицательные стороны российской действительности. Журналисты показывают нищету и ребятишек на улице, нюхающих клей. Есть два объяснения такого подхода. Первое: гораздо проще говорить о том, что не так. Это касается любой страны, не только России. Отправляясь в Румынию, журналисты снимают только цыган и детей-сирот. Как будто там нет ничего другого. "Истории счастья скучны", - говорят французы. Вы, журналисты, хорошо знаете это. Легче рассказать об одном поезде, сошедшем с рельсов, чем о тысячах поездов, дошедших до пункта прибытия.

Второе объяснение касается только России. Много лет здесь работала коммунистическая пропаганда. И до сих пор, даже с ее исчезновением, западные журналисты демонстрируют изнанку системы, которой уже нет. Несчастный и нищий народ - это плата за последствия.

Я же в своем фильме хотела показать, что появились первые ростки благополучия. Люди пытаются восстановить то, что было разрушено. Примечательно, что среди них есть и выходцы из советского времени. Например, Валерий Ростов. Он успешный бизнесмен, но думает о благосостоянии города и участвует в его развитии. В нем есть убеждение, что солидарность - это что-то очень важное. То же и в Александре Рыбкине. Эти люди защищают ценности, приобретенные в прежнее время, и для меня важно было показать эту преемственность.

-- Мадлен, а вы находились во власти стереотипов, когда приехали в Златоуст?

-- Я всегда считала, что Европе нужно стремиться к большей социальной справедливости. Эти взгляды я унаследовала от отца. Люди моего поколения были счастливы знать, что в Советском Союзе есть альтернатива капитализму. В 70-е годы я ходила на демонстрации против наших политиков.

Но и я находилась во власти стереотипов, которые у нас доминировали. В частности, что в Советском Союзе запрещена критика существующих властей, что все люди маршируют в соответствии с пропагандой. Работая над фильмом, я была счастлива узнать, что все гораздо сложнее и тоньше, чем мы себе представляли. Это видно из интервью с Галимом и его женой Галиной (к сожалению, оно в фильм не вошло). Они пожилые люди, прожившие всю жизнь при советской системе. Верили в нее, нуждались в ней, и это не было чем-то навязанным сверху.

-- Почему в фильме звучат песни группы "Любэ"?

-- Добираясь до места съемки, мы много времени проводили в машине, где я услышала музыку этой группы. Мне она понравилась: там сочетается традиционное и современное.

-- Рустем, телеканал "Russia today", на котором вы работаете, преследует те же цели, что и Мадлен в своем фильме: показать зарубежному зрителю разную Россию.

-- "Russia today" - это 24-часовое вещание, русский взгляд на мировые новости и события. В рамках вещания предусмотрены повторяющиеся выпуски новостей, специальные политические программы. Главный редактор канала - Маргарита Симонян, бывший корреспондент "Вестей". Коллектив журналистов у нас интернациональный. Есть русские, новозеландцы, австралийцы, англичане, американцы. Они рассказывают о русской жизни, делая ее более понятной зарубежному зрителю. 8 декабря каналу исполнился год.

-- С какими стереотипами, существующими в сознании западного человека относительно России, вам приходилось сталкиваться?

-- Что Россия - очень бедная, холодная страна, где люди стоят в очередях. Существовали прекрасный балет и музеи, но все это осталось далеко в прошлом, все разрушили проклятые большевики. Бесплатное образование - миф, ходить в школу могли только дети партаппаратчиков. В России очень красивые, но весьма разнузданные женщины, охочие до секса с иностранцами. Жестокость и брутальность превалируют над всем остальным.

В каждом из перечисленных стереотипов есть что-то верное, но оно увеличено до огромных размеров, возведено в культ, и, когда человек не знает ничего другого, это превращается в доминирующий образ. Над разрушением стереотипов можно работать, показывая разные взгляды, причем в рамках западного культурного языка. Мы говорим их понятиями, используем их терминологию. Только так можно достичь успеха и понимания.

Я знаю, что наш канал смотрят. Мы получаем письма из самых разных точек мира - Австралии, Новозеландии, Западного берега реки Иордан, из сектора Газа, Сербии. Английским языком владеют многие. И те, кто хочет услышать точку зрения, отличную от BBC или CNN (а у них согласованная линия в отношении ряда вещей), смотрят наш канал.

-- Распространено мнение, что CNN только показывает новости, не оценивая их.

-- Вот вам и еще один стереотип. Что касается Югославии, совершенно точно, CNN был необъективен. У них главным корреспондентом, создавшим на Западе общественное мнение, была Кристиан Аманпур - очень страшная женщина, имеющая наполовину иранское происхождение. Все ее симпатии были на стороне мусульман, и она в своих искусных репортажах создала негативный образ сербов. В гражданской войне никогда не бывает так, чтобы только одна сторона была виновата. Чудовищные жестокости совершили обе стороны конфликта. В конце концов, именно эта журналистская подача привела к агрессии НАТО на Балканах.

-- Россия - не единственная страна, имеющая свой канал?

-- Конечно, нет. Даже у Туркменистана есть канал, вещающий на английском. Все страны как-то себя продвигают.

-- Вам приходилось много работать с русскими режиссерами. Стиль работы Мадлен Кайар чем-то отличается от них?

-- Тщательность подхода, выверенность каждого кадра - этому у Мадлен можно поучиться. Один только меч снимался 40 минут. Полтора часа выставляли свет. Если, не дай Бог, соринка или капелька окажется на камере, если при съемке был слишком сильный контровой свет - Мадлен все заставит переделать. У нее каждый кадр можно показывать как учебное пособие.

Олеся ГОРЮК

Рустем Сафронов родился и вырос в Златоусте. В 1993-1996 годах комментатор и корреспондент программы "Вести" (ВГТРК). В 1993 году был одним из тех, кто снимал обстрел Белого дома. Получил тяжелое ранение в правое легкое. С 1996 по 2003 год жил в Бостоне, где работал независимым аналитиком и журналистом. Готовил специальные репортажи о событиях в США для ОРТ, "Новой газеты", "ТВ-Центра". С 2003 года живет в Москве. Занимался выявлением рассекреченных архивных документов о Второй мировой войне www.9may.ru/unsecret/.

В настоящее время - продюсер телеканала "Russia today". Реализует телевизионные и кинопроекты, направленные на улучшение имиджа России.

Мадлен Кайар - режиссер-документалист. Родилась в 1942 году. Воспитывалась в многодетной семье артиста. После войны отец в поисках работы переехал из Франции в Люксембург. Там Мадлен выучила три языка, получив профессию переводчика. Мечтала стать художником, но на обучение не было средств. Поэтому она выбрала область, близкую к изобразительному искусству, - фотографию. 12 лет делала фото для рекламных журналов и книг. Однажды в Испании ее попросили снять фильм о фотографии. Так Мадлен открыла для себя кино. Много работала для частных компаний, в последнее время ее больше интересуют социальные проекты. Сняла несколько десятков фильмов о судьбах городов, людей, интерьеров: "Концерт для четырех зеленых подъемных кранов", "Кладбища труда не существует", "Есть ли ангелы-хранители у автоматизированного производства" и др. Фильм о садах Парижа "Зеленые чертоги" озвучивала Катрин Денев.

Комментарии
Комментариев пока нет