Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Стройка и сцена

14.12.2006
Директор по экономике строительной компании "Массив"  Елена Беркович  дает концерты  в органном зале

Лидия САДЧИКОВА
Челябинск

Рояль  для романтиков
Я сделала сотни интервью с мастерами искусства, в том числе вокального. Тем интереснее было говорить на тему любительского пения. С моей собеседницей Еленой Беркович мы знакомы десять лет. Только недавно я узнала, что все эти годы Елена занимается вокалом у профессиональных педагогов. О ней и ее муже Леониде Берковиче, руководителях одной из крупнейших на Южном Урале строительной компании "Массив", писала еще в пору становления их предприятия.

Директор по экономике строительной компании "Массив" Елена Беркович дает концерты в органном зале

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Рояль для романтиков

Я сделала сотни интервью с мастерами искусства, в том числе вокального. Тем интереснее было говорить на тему любительского пения. С моей собеседницей Еленой Беркович мы знакомы десять лет. Только недавно я узнала, что все эти годы Елена занимается вокалом у профессиональных педагогов. О ней и ее муже Леониде Берковиче, руководителях одной из крупнейших на Южном Урале строительной компании "Массив", писала еще в пору становления их предприятия. Можно позавидовать их партнерству в браке и бизнесе. Оно принесло Берковичам невероятные успехи на трудовом и личном "фронтах".

Как-то Елена пригласила меня в органный зал на свой сольный концерт. Каюсь: отнеслась скептически. Поддалась обывательскому суждению: мол, не каприз ли это? Хотя Лена не давала повода относиться к ней как к дамочке, страдающей фанабериями. Никогда не бравировала своим статусом, высоким благосостоянием. Тем более, что оно не пришло само. Елена с мужем - типичные трудоголики. Кстати, про деньги в их компании разговоров не услышишь. Про работу, про книги, про увлечения - всегда пожалуйста.

Недавнее выступление Елены в органном зале убедило меня: пение - не занятие от скуки. Концерт необычайной сложности, на него нужно было потратить много времени, сил, энергии, чувств. Программу "Любви изысканный мотив" помогала готовить Галина Зайцева, народная артистка России, известная оперная певица, а ныне руководитель оперной труппы Челябинского театра имени Глинки. Какие вещи звучали! "Соловей" Л. Лемана, "Менуэт" Е. Дель-Акуа, "Песня Сольвейг" из музыки Э. Грига к драме Ибсена "Пер-Гюнт", "Менуэт" С. Баха, "Песня эхо" Бишопа. А также замечательные песни челябинского композитора Л. Сотченковой на стихи М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Рубцова.

Мы слушали Елену вместе с Галиной Зайцевой. Она волновалась за свою ученицу, словно пела сама.

-- Вообще-то я ни с кем не занимаюсь, - рассказала Галина Семеновна в антракте. - У меня студенты, опера. Но к Леночке я прониклась. Тем более, родственный голос - колоратурное сопрано. Трудов было много, но с Леной приятно работать. Она музыкально одарена от природы, быстро схватывает все, что говоришь. Для репертуара я подобрала редко звучащие произведения, что важно и для исполнителя, и для слушателей. Результат прекрасный. Я намерена и дальше сотрудничать с Еленой. Будем готовить вечер старинного и городского романса.

Этот концерт, мне показалось, стал своего рода апофеозом юбилейной акции "Массива", отметившего 15-летие. Елене, кстати, присвоено звание почетного строителя России. В Челябинске не счесть зданий, выстроенных этим предприятием. По сути, небольшой город. И есть в этом "городе" индивидуальный дом, где живет семья Берковичей. Многие удивляются, что они построили его в жилом многонаселенном микрорайоне. На что Елена и Леонид отвечают: "Мы люди городские, нам здесь комфортнее. Удобно жить рядом со своими потребителями".

В этом семейном "гнезде" мы и беседовали. Наконец-то исполнилась давняя мечта Лены. Теперь у них есть что-то вроде музыкального салона, где можно собраться с друзьями, попеть. Хорошо пелось и на кухне их первой тесной "полуторки", и в столовой двух-уровневой квартиры, экспериментально выстроенной "Массивом" и проверяемой Берковичами "на себе". Однако мечты сбываются. Красивый дизайн, мягкие диваны, кондиционер, картины, свечи. А через приоткрытые двери отгороженной части комнаты я высмотрела зеркало и вешалку с концертными платьями Лены. А еще полки с книгами по пению и стопками партитур, нотных тетрадей. Главный же в этой комнате - белый рояль знаменитой немецкой фирмы Julius Bluthner, произведенный в 1881 году в Лейпциге. Антикварная вещь! Рояль вообще-то был черный. Муж подарил его Елене на день рождения. Привез из Москвы, отреставрировал, велев перекрасить в белый цвет. Елена называет своего мужа великим романтиком. По правде, она и сама великий романтик. И их сын Максим, который усердно ходит на уроки гитарной игры, вероятно, тоже. Это то главное, на чем держится их семья.

Учитель найдется, если готов ученик

-- Лена, что главное во время концерта?

-- Мозги должны работать. Нельзя их отключать и держаться только на чувствах. Сразу все пойдет наперекосяк.

-- Как и в бизнесе?

-- В принципе, да. Сбалансированное количество эмоций и мозгов должно присутствовать и там, и там.

-- Для чего тебе пение?

-- Я без него не могу. Такой родилась. Как говорится: нельзя не делать того, без чего не можешь прожить. Еще в студенческие годы мы с Леонидом увлекались самодеятельной песней. Да и сейчас авторская песня любима нами. Что касается классики, она требует более серьезного отношения. Когда вырастают дети и бизнес поставлен на ноги, понимаешь: настало время реализовать свои желания. А петь я мечтала с детства. Оканчивая школу, мучительно колебалась: куда поступать? В технический вуз или: в сторону искусства? Приняла решение поступить в ЧПИ. Вокалистом нельзя быть просто хорошим. Или первостепенным, или никаким. А инженером достаточно быть просто хорошим. Так я рассуждала, учась в выпускном классе. Мой жизненный опыт это подтвердил. Еще меня согревает светлая мысль: так судьба вела меня к моему будущему мужу. Трепещу, представляя, что мы с Леонидом могли не встретиться, если бы я поступила, скажем, в музыкальное училище.

-- В студенческие годы вы с ним много пели на вузовских вечерах.

-- Сценическим опытом это не назовешь. В самодеятельной песне достаточно души и понимания того, о чем ты поешь. Актерское мастерство - нечто другое. Не зря же певцов учат дольше, чем инженеров, по шесть-семь лет, чтобы умели донести до зрителя смысл исполняемой вещи. Когда я начинала брать уроки у профессиональных педагогов, речь шла, прежде всего, о вокальной составляющей. До актерского мастерства я только сейчас доросла, когда со мной занимается такой виртуоз, как Галина Семеновна Зайцева.

-- Педагоги не удивлялись: строитель - и вдруг решила петь?

-- Никто же не удивляется тому, что люди учатся кататься на горных лыжах, управлять самолетом или плести макраме. У каждого свое призвание. Учитель найдется, если готов ученик. Когда я начинала заниматься, не было цели выступать. Просто нравится пение. Оно снимает усталость. Я ходила на репетиции, как на спортивную тренировку, чтобы "укрепить мышцы". Иногда на работе так намотаешься! Кажется: все, предел. Прихожу на репетицию, и через полтора часа чувствую себя абсолютно отдохнувшей. Хотя вокал - не развлечение, а тоже работа. Но когда одну серьезную деятельность меняешь на другую, организм полностью перенастраивается. Музыка не пишется бездарными людьми, поэтому она в каком-то смысле окрыляет, освобождает, дает отдохновение.

Петь может каждый

-- Макраме ведь не всякий плести сможет. А петь? Если медведь на ухо наступил:

-- Это не так. Абсолютно у всех есть слух. Просто у одних он в проявленном виде существует, а у других его надо развивать. Все умеют читать, научились этому до определенной степени. Но не каждый потом сможет написать "Войну и мир". Не каждый становится журналистом, как ты. Не каждый даже в состоянии грамотно написать сочинение. В пении то же самое. Великими артистами дано стать избранным, но научиться петь может каждый. Когда я обратилась к Галине Семеновне Зайцевой, она долго думала над моим предложением. Но, слава богу, у нас сложился творческий союз. А то я уже стала топтаться на месте. Творчество не терпит застоя. Долгое время моим недостатком была скованность. Пение требует сил, поэтому стараешься поднапрячься и: сжимаешь кулаки. Потом я научилась их расслаблять, но терялась свобода пения. Галина Семеновна помогла мне найти гармонию. На каждую репетицию просто лечу. Она удивительный человек, пронизанный любовью к музыке. Надо стремиться быть рядом с такими людьми, чтобы не проживать свою жизнь попусту. Мой бессменный аккомпаниатор Лариса Тимшина - тоже редкий человек. Удовольствие от общения получаешь, работая с гитаристом Виктором Козловым, балалаечником Денисом Жебелем. Благодаря им мое пение становится более наполненным.

-- Когда появилась мысль выступать со сцены?

-- Накопились выученные мною вокальные произведения. "Отложить" их и начать заниматься другими? Моя логика не принимала такого развития событий. Поняла: мне их надо "сдать". Кому? Близким людям, конечно. Маленький зальчик в музыкальном училище. Туда пришли друзья и родственники. И я показала, чему научилась. Постепенно это стало традицией. Мои благодарные зрители стали приглашать с собой других людей. Зальчика стало не хватать. Спустя пять лет после начала занятий я вышла на сцену органного зала. Сначала пела по одному концерту в год. Сейчас, видимо, мастерства стало больше, на большую сцену выхожу чаще. Друзья снимают меня на видео. Потом начинается "разбор полетов". Я просматриваю, отмечаю недостатки своего голоса, движений.

-- Самокритична!

-- Не настолько, чтобы посыпать голову пеплом. Но и не самоуверенна до беспардонности: мол, посмотрите, какая я! Отмечаю, над чем еще поработать. Важно взглянуть на себя со стороны, ведь голос звучит для слушателей не так, как ты его слышишь внутри себя. Очень приятно, что люди, которые слушают меня годами, не стесняются направить мое внимание на недостатки.

Как прожить Сольвейг?

-- А мне казалось, все только и делают, что восхищаются: "Лена, какая ты молодец!"

-- Только после первого концерта. У слушателей был шок: мол, что делаешь на стройке, иди на сцену. Но это быстро проходит. И уже после второго концерта они же помогают мне советами, понимая, что к пению отношусь серьезно и любой нюанс для меня важен. Замечают: руки не так держала или сутулилась, какая-то из песен не нашла отклика. "Значит, - думаю я, - тот ход был неправильный. Надо подумать, как достучаться до слушателей". Когда вижу на их глазах слезы, понимаю: попала в точку.

-- Ты изменилась благодаря пению?

-- У меня ощущение, что я повзрослела лет в 13 и с тех пор не изменилась. Не знаю, как в этом смысле меня воспринимают окружающие, может, иначе. Но мое самосознание таково: меняются наряды, краска для волос, антураж, но мои реакции на одни и те же вещи остаются постоянными.

-- Не закрадывалось желание пойти на профессиональную сцену?

-- Это только в советские времена наши хоккеисты-любители сражались с канадцами. Так не бывает. Серьезным делом надо заниматься профессионально. Надо быть артистом от Бога. Я не отношу себя к ним. Мне кажется, что даже всего одной оперной арии необходимо посвятить определенный отрезок жизни, чтобы слиться с героем. Например, мы с Галиной Семеновной очень долго рассуждали об образе Сольвейг. Как себя должна она вести? Я как-то увидела итальянскую певицу в образе Чио-чио-сан. Кажется, еще две минуты, и ее героиня сойдет с ума. Улыбается, будто хочет сказать: "Ой, не трогайте меня". Потом в одном детективе читаю: главная героиня спела эту песню два раза, и первый раз трогательно, а второй - торжествующе. Улавливаешь из мира какие-то моменты, и постепенно они укладываются в твое представление, какой должна быть женщина, которая поет песню Сольвейг. Ей только так и нужно эту жизнь прожить, по-иному она не справится... Просто пропевать ноты неинтересно. В течение концерта ты рассказываешь несколько разных историй и должна преобразиться в каждой из них. Две минуты назад была грустная, умирала от несчастной любви, а сейчас абсолютно счастлива. Передать эту яркость, разнообразие мира невозможно с "пустой" головой. Откровенно говоря, мне абсолютно все равно, где или с кем жил композитор, от чего страдал, ел ли он кашу на завтрак, какие у него были отношения с женой. Меня занимает другое: о чем он думал, когда сочинял конкретную музыку, что хотел ею сказать?

-- Ты дома репетируешь?

-- Ну да. У меня ведь есть белый рояль. А впрочем, люблю репетировать, когда мою посуду или готовлю еду. Механические движения не мешают сосредоточиться на вокале.

-- Как сын и муж относятся к твоему пению?

-- Они самые благодарные мои слушатели. Оба считают, что лучше меня никто на свете не поет:

Комментарии
Комментариев пока нет