Новости

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Виктор Лебедев: "По нашим гастролям можно составить карту Челябинской области"

27.12.2006
В последнее десятилетие культура и искусство на Южном Урале энергично развиваются

В небольшом кабинетике народного артиста России, художественного руководителя и главного дирижера челябинского государственного русского народного оркестра "Малахит" Виктора Лебедева вся стена увешана фотографиями. Елена Образцова, Мария Биешу, Иосиф Кобзон, Ирина Архипова, Людмила Рюмина и многие, многие другие артисты, имена которых у всех на слуху,   с благодарностью вспоминают свои выступления с "Малахитом".
Что еще можно здесь увидеть? Сотни папок с нотами. "Малахит" ежегодно играет более 50 концертов. Это популярная классика,  симфонические полотна, музыка народов мира, произведения вокального жанра.

В последнее десятилетие культура и искусство на Южном Урале энергично развиваются

В небольшом кабинетике народного артиста России, художественного руководителя и главного дирижера челябинского государственного русского народного оркестра "Малахит" Виктора Лебедева вся стена увешана фотографиями. Елена Образцова, Мария Биешу, Иосиф Кобзон, Ирина Архипова, Людмила Рюмина и многие, многие другие артисты, имена которых у всех на слуху, с благодарностью вспоминают свои выступления с "Малахитом".

Что еще можно здесь увидеть? Сотни папок с нотами. "Малахит" ежегодно играет более 50 концертов. Это популярная классика, симфонические полотна, музыка народов мира, произведения вокального жанра. В минувшую субботу оркестр в очередной раз подтвердил свое мастерство, блестяще отыграв программу с ведущими солистами Челябинской оперы Натальей Заварзиной, Дмитрием Полкопиным и Петром Толстенко. На сегодняшний день "Малахит" - визитная карточка нашей области. Чем живет оркестр сегодня? Об этом наш разговор с Виктором Григорьевичем Лебедевым.

-- Виктор Григорьевич, почему ваш оркестр так любим слушателями?

-- Честно говоря, никогда над этим не задумывался. Особенность народных инструментов - колебания струны, или, как говорят на профессиональном языке, тремоло. Звук домры или балалайки не "прямой", как у скрипки, а с трепетом. Сейчас модно говорить о лечебных вибрациях. Но ведь у нас и есть те самые вибрации. Как листья колыхаются на березке, так и звук. Поэтому он и трогает. Человеческий голос - это тоже вибрации. Вот почему с народным оркестром так любят петь вокалисты.

-- А вас не задевает то, что, говоря о профессиональном мастерстве оркестра "Малахит", журналисты сразу же берутся вспоминать звездные имена, с которыми вы в разные годы выступали: Архипова, Кобзон, Биешу, Образцова. Все-таки в этих концертах оркестр играет аккомпанирующую роль, а мастерство должно измеряться сольными программами:

-- Мы рады, что такие солисты, гении вокального искусства, соглашаются с нами выступать. У них ведь вся программа готова с пианистом, за которого они могут не волноваться. Но они предпочитают петь с нами. От оркестра в таких концертах требуется очень многое. Самое главное - понять, что хочет выразить певец, уловить его интонации. Профессионал сразу увидит - или коллектив тонкий и музыкальный, или нечуткий.

Как мы работали с Кобзоном? Утром репетиция, вечером концерт. Нужно пройти 35 песен. Вдруг Иосиф Давыдович обращается к одному из наших музыкантов: "Сыграй-ка мне этот пассаж". Тот сыграл. Я после репетиции поинтересовался у Кобзона, зачем он попросил об этом нашего баяниста. "Если бы я услышал хоть одну фальшивую ноту, вечером пел бы под рояль", - ответил Кобзон.

А Людмила Рюмина однажды призналась: "Бывает, я спою что-нибудь не так. "Малахит" никогда не покажет, что я ошиблась". Умение незаметно поправить певца - это и есть тот профессионализм, который сидящие в зале слушатели не замечают.

Что касается сольных программ, их у нас очень много. Хотите убедиться в нашем мастерстве - приходите на такие выступления. Совсем недавно у нас был концерт памяти челябинского композитора Михаила Смирнова. Мы сыграли его "Концерт-симфонию для домры с оркестром", "Причет памяти жертв Беслана" - серьезная, глубокая музыка. Мы все время находимся в поиске. Ведь если симфонический оркестр существует уже очень давно, то народному чуть больше ста лет. Многое может меняться и развиваться.

-- В вашем репертуаре есть и такие произведения, которые написаны для симфонического оркестра.

-- Слушая, как мы играем "Кикимору" Лядова или "Половецкие пляски" Бородина, никто не сказал, что это формальное переложение с симфонического оркестра на народный. Многим наше исполнение нравится даже больше.

-- Сколько в России народных оркестров?

-- Сейчас много. Когда во дворцах культуры исчезла самодеятельность, музыканты стали объединяться. Благодаря Николаю Калинину было создано глобальное поле оркестров русских национальных инструментов. Начало нашего творческого пути тоже было связано с его именем. Он приехал в Челябинск на фестиваль народного искусства, прослушал репетицию нашего оркестра. и предложил готовить программу для презентации в Москве. Через два месяца мы выступали в Колонном зале Дома Союзов.

-- Ваш оркестр дважды становился государственным. Что вам дает этот статус?

-- Прошлая администрация области перевела оркестр на хозрасчет. C приходом команды Петра Сумина мы были восстановлены в статусе государственного коллектива. Прежде всего это дает нам финансовую стабильность и возможность нормально работать. Не так давно правительством области было выделено полтора миллиона рублей на покупку новых инструментов. С новыми качественными домрами, баянами, ударными звучание оркестра стало несравненно лучше. Будучи государственным, оркестр представляет Челябинскую область - это большая ответственность. Вместе с правительством мы выезжали в 2004 году в Казахстан, а нынешним летом - в Азербайджан. В марте будущего года мы поедем представлять Россию на фестиваль "Славянская весна" в Италии. Будет несколько концертов в Венеции, Римини, других городах. Без поддержки со стороны правительства области такая поездка была бы невозможна.

-- Удивительно, что у вас нет коммерческих гастролей на Западе. Ведь русская народная музыка, балалайка ценятся за рубежом.

-- Когда открыли железный занавес, многие русские музыканты вышли на улицы Европы. Там они зарабатывали больше, чем им платили в России. Теперь народные оркестры ассоциируются у европейцев с ансамблями низкого уровня: трень-брень, калинка-малинка, русские кокошники. Настоящего оркестра народных инструментов они и не слышали. Думаю, что со временем недоверие пройдет и мы найдем своего импресарио.

-- Очень часто в своих программах вы исполняете музыку народов мира. Но ведь у каждого народа - свои национальные инструменты. Как вам удается так тонко передать национальный колорит?

-- Мы сыграли музыку разных стран - греческую, американскую, испанскую, украин-скую, русскую, еврейскую, немецкую, грузинскую и даже японскую. Как раз сейчас готовим программу "Под небом единым". Если мы будем добиваться внешнего сходства, конечно, ничего не получится. Главное - уловить суть, эмоции, заложенные в музыке этих народов. Солист Мариинского театра Юрий Марусин однажды заметил: "Как хорошо в русском оркестре звучит музыка - испанская по-испански, греческая по-гречески". В 1998 году на всемирной выставке "Экспо" мы начали играть португальскую музыку, не зная, что это и есть гимн Лиссабона, где проходила выставка. Раздался такой крик восторга, что мы были просто поражены. Вторая пьеса была шуточная, и люди начали петь и пританцовывать. Дальше стало твориться что-то невероятное: австрийцы, румыны, болгары - каждый отзывался на музыку своего народа.

-- Вот, оказывается, как можно трепетно относиться к своей национальной культуре.

-- Острее всего я почувствовал это во время нашей поездки в Азербайджан. Когда мы ехали в поезде, группа молодых людей, узнав, что у одной из наших оркестранток день рождения, подошла и спела поздравление, аккомпанируя себе на таре (национальный инструмент, похожий на домру. - О.Г.). Мы поразились: кто у нас поет с балалайкой из молодых? Да стесняются! Учиться и то стесняются, а уж о том, чтобы в дорогу взять, речи нет. Гитара - другое дело.

На концертах азербайджанские коллективы в первую очередь играли национальное искусство, а потом уже - джаз и рок-музыку. В лучшем ресторане Баку на стенах висят народные инструменты.

-- Виктор Григорьевич, вам тоже грех было бы жаловаться на недостаток внимания со стороны слушателей. Залы-то полны!

-- Мы счастливы, что имеем возможность постоянно выезжать с концертами туда, где нас больше всего ждут. Один из самых ярких фактов нашего сотрудничества с министерством культуры - областной фестиваль "Играй и пой, моя Россия". Мы не просто показываем жителям глубинки наш оркестр, а вывозим с собой звезд народной песни - Анну Литвиненко, Василия Овсянникова, Василия Пьянова. "Малахит" дал с ними не менее ста концертов. По нашим гастролям можно составить карту Челябинской области.

-- Но не везде, наверное, есть условия, чтобы разместить оркестр из 50 человек.

-- Конечно, ведь "Малахит" всегда едет полным составом. Помню, приезжаем в Златоуст, нас селят в красивый лагерь за городом. На дворе октябрь, а стекол в здании нет. Анна Литвиненко, народная артистка России, объездившая 50 стран, учила нас стекла вставлять. Условия разные, но мы нигде не скулим.

-- На концертах с вами часто выступают совсем юные музыканты.

-- Готовясь к выступлению в городах области, мы всегда интересуемся, есть ли там юные таланты. Если есть, приезжаем и репетируем с ними. В поселке Петропавловский с нами выступали четыре девочки-солистки. Когда-то с нами в качестве солиста вы-ступил Денис Павлов, семилетний балалаечник из Озерска. Сейчас он учится в Москве, получает президентскую стипендию. Для начинающего музыканта выступление с оркестром может дать огромный толчок для творческого роста.

-- Чего не хватает "Малахиту"?

-- Проблемы есть всегда. Хотелось бы иметь собственный автобус. Пока у нас его нет, приходится каждый раз договариваться насчет транспорта, и бывает, что концерты срываются. У нас есть репетиционный зал в академии культуры, но мы там не одни и приходится подстраиваться под расписание студентов. Времени на репетиции часто не хватает.

-- В следующем году вашему коллективу исполняется 20 лет. Много это или мало?

-- Когда мы отмечали 10-летие оркестра, люди, далекие от искусства, говорили: что это за юбилей? 10 лет в музыке - это подвиг. 15 лет - можно всем давать ордена. В оркестре играют в основном женщины, и им приходится, выезжая на гастроли, оставлять свои семьи, иногда на несколько недель. То, что я получил звание народного артиста, в большой степени заслуга нашего оркестра. А музыка, которую мы исполняем, - это и есть национальная идея. Поет народ свои песни, значит, жив!

Олеся ГОРЮК

С 26 до 44 увеличилось за последнее десятилетие количество музеев в области.

После 16 лет ремонта введен в строй Концертный зал имени С.С. Прокофьева.

Приобретен 21 автоклуб. Сегодня силами автоклубов проведено более 300 мероприятий.

Только за последние два года количество книг в библиотеках увеличилось на 100 тысяч.

Комментарии
Комментариев пока нет