Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Человек-банжо

28.12.2006
"Я не приговоренный к учительству. Это мой свободный выбор" - так говорит о себе лучший педагог России Андрей Успенский

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск-Москва

Успенского можно назвать человеком-оркестром, поскольку он умеет играть на многих инструментах.  И любит разнообразие не только в музыке, но и в жизни. Андрей Геннадьевич был электриком пятого разряда (с хорошей, между прочим, зарплатой). Музыкантом.

"Я не приговоренный к учительству. Это мой свободный выбор" - так говорит о себе лучший педагог России Андрей Успенский

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск-Москва

Успенского можно назвать человеком-оркестром, поскольку он умеет играть на многих инструментах. И любит разнообразие не только в музыке, но и в жизни. Андрей Геннадьевич был электриком пятого разряда (с хорошей, между прочим, зарплатой). Музыкантом. Заместителем директора вологодской туристической компании "Авось". А теперь он - учитель литературы в череповецкой школе N 37 для мальчиков, которые с восьмого по одиннадцатый класс углубленно изучают математику.

На закрытии конкурса 2 октября в Челябинском театре драмы зал громче всех аплодировал ему. А пятого числа в Интернете уже появилось поздравление в его адрес, хотя имя абсолютного победителя еще никто не знал. Подсчет голосов состоялся только 22 ноября, в день праздника по поводу национального приоритетного проекта "Образование" в Кремлевском Дворце съездов. После объявления победителя все заговорили о том, что Успенский сразу стал лидером и шел, по сути, вне конкуренции. Это преувеличение вряд ли понравится самому Андрею Геннадьевичу - человеку интеллигентному и скромному. Если бы все было так просто, то почему же члены жюри, вскрывшие коробку, дважды ошиблись при подсчете голосов? А ведь среди них были три математика, в том числе министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и ректор МГУ Виктор Садовничий.

Конечно, имя абсолютного победителя конкурса Андрей Успенский получил заслуженно и не случайно, но это не говорит об отсутствии конкуренции. Она была достаточно жесткой. И тем ценнее победа.

C Андреем Успенским мы встречались не только в Челябинске, но и в Москве. Из двух наших бесед и получился этот материал.

-- Андрей Геннадьевич, в Челябинске вы сказали, что вам вообще неинтересно, кто будет победителем конкурса. Наверное, вы немного лукавили?

-- Нет, я говорил абсолютно искренне. Будь моя воля, я бы вообще не называл имя абсолютного победителя. Мы ведь не спортсмены, которые обладают примерно одинаковой техникой. В спорте есть четкие критерии для выявления сильнейшего. Если ты обогнал или прыгнул выше всех, то, значит, победил. А в педагогике чем измерить талант?

Люди, которые вошли в пятерку сильнейших, все очень разные. И я не понимаю: как можно выбрать из них сильнейшего? Это все равно, как если бы ответить на вопрос, что лучше: ми бемоль, тепло или оранжевое?

-- Вы не честолюбивы?

-- Нет. Мои коллеги по конкурсу для меня не соперники, а сотрудники.

-- Значит, соревнования, победы, награды - это все не для вас?

-- Они для меня не главное.

-- Тогда, может быть, и в конкурсе не нужно было участвовать?

-- Нет, нужно. Жизнь измеряется яркими событиями, как звездочками. За десять дней конкурса я удлинил себе жизнь на целую звездную дорожку. На конкурсе я повстречал очень много замечательных учителей. И это правда: мне жаль, что в "хрустальной стае" всего лишь пять пеликанов.

Не говорю уж о том, каких я приобрел друзей! Вы просто не представляете, какие невероятно теплые в нашей "пятерке" отношения! Мы перезваниваемся, обмениваемся SMS-ками. И вот уже второй раз встречаемся в Москве как давние друзья.

-- Будто не виделись всю жизнь?

-- Вот именно. С большой очень радостью.

-- Андрей Геннадьевич, так, может быть, вы и к деньгам равнодушны? Кто же уходит в наше время с большой зарплаты на маленькую?

-- Деньги я могу заработать в другом месте. А в школу пришел не за ними. Скажу честно: у меня не было глобальных мыслей о посевах умного, доброго, вечного. Я искал дело, которое приносило бы мне удовольствие. Если ты знаешь, что всегда можешь вернуться к прежнему, то почему бы не попробовать иного? Я попробовал, мне понравилось. Понял, что именно в школе буду получать настоящее удовольствие. А значит, буду счастлив. Ведь смысл нашей жизни и секрет человеческого счастья очень прост: утром с радостью спешить на работу, а вечером с тем же чувством торопиться домой.

-- И что, ваши мальчишки не портят настроение?

-- Бывает по-разному.

-- Тогда вы их, наверное, наказываете?

-- Обращаюсь к ним по фамилии.

-- И все?!

-- Еще говорю: "А вам, Иванов, придется сегодня остаться после уроков".

-- Вы работаете в элитной школе?

-- Сначала она была элитной. Мы жили в кампусе за городом на берегу Шексны. Но времена изменились, финансы у спонсоров иссякли. И мы оказались в училище. Потом нам все-таки дали свое здание - бывший детский сад.

-- Чтобы попасть в вашу школу, вероятно, нужно пройти через конкурс?

-- Раньше был конкурс. Но сегодня его нельзя назвать серьезным в связи с демографической ситуацией. Во всем Череповце 700 мальчиков-семиклассников, из которых нам нужно отобрать 50. Разве это конкурс?!

Вступительные работы по русскому языку похожи, как я говорю, на партизана в белой рубашке, расстрелянного взводом солдат. Так много там красного на страницах. Правда, при выпуске качество - 92 процента. Это примерно три тройки по непрофильным предметам в классе из 37 человек. С математикой проблем нет вообще.

-- У вас есть любимые темы для урока?

-- Конечно. На литературе, например, футуристы - почти идеальный материал, с которым работать ужасно интересно. Разгадывать звуки, угадывать, теплое слово или холодное, и даже самим придумывать "зауми". Для мальчишек - это настоящее потрясение: догадаться, как футуристы себя называли: будетляне. "Будущее" плюс "земляне".

-- А помимо литературы и русского языка чему вы учите еще?

-- Говорить у доски так, чтобы всем одноклассникам было интересно. Чтобы никто не смотрел в окно и не играл в морской бой, скучая от того, как ты отвечаешь у доски.

-- Вам не обидно, что ваш предмет в школе не основной?

-- И кто же это сказал, что он не основной? Так думают только мальчишки при поступлении в нашу школу. Но ведь они еще не знают, что здесь их ждут не только точные науки. И очень скоро они начнут писать стихи и мучить домашних игрой на саксофоне.

Уже здесь, в Москве, возле консерватории случайно встретил нашего выпускника - Диму Чайку. Помимо математики мальчик с детства серьезно занимался музыкой. После школы решил поступать в Гнесинку. И я был уверен, что там он только и учится. Спрашиваю: "Ну, как дела, Дима?" А он достает и показывает мне два студенческих билета. В первом написано: "Консерватория им. П.И. Чайковского". Что во втором, как вы думаете? МГУ, мехмат! Он поступил туда по олимпиаде, два года не занимаясь математикой. Вот такие ребята учатся в нашей школе. В каждом из них присутствуют оба начала: физико-математическое и гуманитарное. Преподаватели точных наук дают ребятам системное понимание жизни. А я его одухотворяю.

-- Мужчины сегодня редко выбирают профессию учителя. Вам в школе не одиноко?

-- В нашей школе 50 процентов педагогов - мужчины. Поэтому я не чувствую себя "белой вороной".

-- А как пришло к вам увлечение музыкой? Это было заложено еще в семье?

-- Нет, дома никто не играл. В 16 лет я взял в руки гитару. А поскольку голоса у меня нет, то получалось со-пение. Чтобы девочки обращали внимание, пришлось совершенствоваться в игре. Потом появился вкус к тому, чтобы играть хорошо. Когда понравилась необычная музыка кантри, приобрел банджо. Ну, и пошло-поехало. Мне повезло. Меня приняли в группу, в которой играли талантливые ребята. Успех у нас был громкий. Музыка - как языки: один учишь, другие сами прирастают.

-- А вы знаете несколько языков?

-- Свободно владею польским. Даже курсовую писал на этом языке. Между прочим, без знания польского нельзя полноценно объяснить, например, склонения в русском языке. На уровне общения владею еще и английским. Если есть необходимость, языки хорошо учатся. Это я понял, когда путешествовал по Европе. Был в Париже, Риме, Амстердаме, Брюсселе. И у меня такое ощущение, что на элементарном уровне можно договориться и с англичанином, и с французом, и с немцем.

-- Поменять место жительства не хотите? После того как Виктор Садовничий предложил вам работу в МГУ?

-- Нет, не хочу. Если все хорошие учителя будут перебираться в столицу, то детям из других регионов не у кого будет учиться.

-- Но в Череповце, говорят, дикая экология. Как вы справляетесь с этой проблемой?

-- Дикими усилиями. Вдыхаем через раз. Когда выезжаем в лес, у нас ужасно болит голова.

-- А как вам было в Челябинске?

-- Очень комфортно. На церемонии в Кремлевском Дворце съездов мы ждали, что челябинский лицей станет победителем в конкурсе "Лучшие школы России". И весь наш восьмой ряд, где мы сидели, уже готовился встать, чтобы стоя аплодировать ему. А в его лице и всему госте-приимному Челябинску, в котором прошли для нас незабываемые дни финала.

-- Челябинская делегация сидела в зале в последнем ряду. И честно сказать, не очень расслышала, что вы сказали в ответном слове, когда вам вручили большого Хрустального пеликана.

-- Я сказал спасибо родному городу Угличу, оттуда родом мой дед, родному городу Талдому, откуда родом мой отец, родному городу Вологде, где родились мама и я. И родному Череповцу, который меня вырастил, воспитал таким, какой я есть. Словом, сказал спасибо стране родных городов!

Банжо - струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 струн. О банджо впервые упоминают в 1784 году. По-видимому, этот инструмент был завезен в Америку черными невольниками из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты.

В XIX веке банджо стал использоваться менестрелями и таким образом проник в ранние джаз-банды в качестве ритмического инструмента. В современной Америке на банджо играют примерно столько же людей, сколько на балалайке в России. Но в нашей стране этот инструмент используют нечасто.

Андрей Геннадьевич УСПЕНСКИЙ

учился заочно в Череповецком государственном педагогическом институте имени А.В. Луначарского. В педагогику пришел поздно, в 27 лет. В череповецкой школе N 37 ведет не только русский язык и литературу, но и приобщает своих учеников к великим тайнам изобразительного искусства на факультете мировой художественной культуры. А еще у него - кружок игры на гитаре и авторская программа "Развитие русской литературы на фоне мировой".

Его любимый девиз: "Чтобы добраться до истоков, нужно плыть против течения". А заветное желание связано с тем временем, когда в России исчезнут за ненадобностью вытрезвители и детские дома. А еще он надеется: вдруг один из его учеников - Александр Пушкин?

Женат, имеет двух дочерей.

Комментарии
Комментариев пока нет