Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов: "Вера - это нравственный дар"

29.12.2006

Лидия ПАНФИЛОВА
Челябинск

Перемены произошли не только внешние, но и внутренние. За относительно небольшой отрезок времени обращение к религии стало потребностью для многих тысяч южноуральцев. Об этом феномене - беседа корреспондента "Челябинского рабочего" с митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом.
- Когда я был молодым человеком, принадлежность к вере расценивалась едва ли не как признак неполноценности. Очень нелегко приходилось во время службы в армии, куда я попал прямо со скамьи Киевской духовной семинарии.

Лидия ПАНФИЛОВА

Челябинск

Перемены произошли не только внешние, но и внутренние. За относительно небольшой отрезок времени обращение к религии стало потребностью для многих тысяч южноуральцев. Об этом феномене - беседа корреспондента "Челябинского рабочего" с митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом.

-- Когда я был молодым человеком, принадлежность к вере расценивалась едва ли не как признак неполноценности. Очень нелегко приходилось во время службы в армии, куда я попал прямо со скамьи Киевской духовной семинарии. Лишения и скорби пришлось претерпеть во время учебы в Одесской духовной семинарии и в Московской духовной академии, где я продолжил свое образование. Сегодняшние времена вселяют в мою душу радость: людей перестали преследовать за веру, повсюду идет строительство и возрождение православных храмов, открываются монастыри, духовные семинарии, 85 южноуральцев награждены орденами и медалями Русской православной церкви.

В 1996 году, когда патриарх Алексий II и Святейший Синод направили меня в Челябинскую епархию, здесь было 59 приходов, в которых служило 85 священнослужителей. Сегодня у нас 140 приходов и 205 пастырей. При этом всякий раз, когда я общаюсь с прихожанами, особенно жителями городов, приходится слышать их просьбы о строительстве новых храмов. А ведь каждый открывшийся храм - это дополнительная возможность еще большему числу людей прикоснуться к духовному источнику, укрепить веру, найти реальную помощь и утешение в борьбе со страстями и пороками. Кроме того, практически во всех храмах действуют воскресные школы, в Челябинске открыто духовное училище. С будущего года мы планируем организовать на его базе постоянно действующие курсы повышения квалификации для преподавателей "Основ православной культуры" общеобразовательных школ.

Конечно, эти перемены произошли не сами собой. За ними угадываются усилия многих людей, стремящихся к возрождению духовности, видящих в этой духовности то созидательное начало, которое является основой и для экономического процветания. Не случайно администрация Челябинской области заключила договор о сотрудничестве с Московской патриархией, а губернатор П.И. Сумин (кстати, дважды отмеченный наградами Русской православной церкви), несмотря на занятость, всегда находит время, чтобы выслушать наши нужды, помочь. Перед визитом в епархию в 2000 году патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Сумин сделал все для скорейшего завершения строительства храма "Утоли моя печали", который был освящен патриархом. Благодаря Сумину в Челябинске построено прекрасное здание епархиального управления. Во многом его стараниями в Верхней Санарке вырос храм во имя иконы Божией Матери "Скоропослушница", который по праву называют уральскими Кижами.

Вера человека - вопрос интимный, являющийся частью его внутренней жизни. Когда говорят о вере, я вспоминаю эпизод из Библии. Ученики спросили Христа: "Ты ли тот, которого нам ждать?" И Христос ответил им: "А посмотрите на мои дела и определите сами". Посмотрите на дела губернатора и определите, наполнены ли они заботой, любовью, состраданием к людям. И вопросы о вере отпадут сами собой.

-- В системе ценностей современного человека особое место занимают здоровье, успешность, творческая состоятельность. Есть ли в ней место вере? Человек будущего - верующий человек?

-- Вера - главное дело жизни человека на земле. Чудеса совершаются по вере тех, кто нуждается в чуде. Вера нужна нам и для этой, временной жизни, и для жизни вечной. Если ты поступаешь по совести - это хорошо, но если ты хочешь получить силу Божию, надо иметь веру. Неверие привело нас к страшным последствиям: к уничтожению природы, разрушению человеческих связей. Ко мне часто приходят на прием люди с просьбами разрешить отпевание самоубийц. И рассказывают о своих оступившихся близких такие страшные вещи, какие невозможно даже представить. Безверие может довести человека до нравственной бездны, а вера несет спасение. Знакомый врач рассказал мне о родственнице с последней стадией рака, испытывавшей страшные мучения - не только физические, но и духовные, потому что не могла смириться со своей участью, обстоятельствами, миром. К ней пришел священник, они много говорили, потом она приняла таинство крещения. Нет, она не выздоровела. Но ее состояние изменилось, она обрела утешение, стала мужественно переносить страдания, а последние ее дни были освещены новым, обретенным ею смыслом. Вера - это то, что дает нам силы, объединяет, и недаром Достоевский писал, что нация без веры это - толпа. Если мы хотим сохраниться как нация, мы должны сохранить веру.

-- Как дать молодому человеку веру и вправе ли власть (для ребенка это школа) направлять его к выбору, который он должен сделать самостоятельно?

-- Спору нет, вера - это право каждого человека. Но для того чтобы этот выбор мог осуществиться, человеку нужны знания, определенный уровень культуры, отсутствие которого и порождает многие пороки и язвы общества. Бывая за границей, я всегда отмечаю, как современно одетые люди, заходя в церковь, прекрасно ориентируются в обрядах, знают, где остановиться, как поклониться. Наши соотечественники зачастую приходят в храм, как иностранцы, иногда даже не знают, где поставить свечку за здравие, а где за упокой. Я думаю, это во многом объясняется разницей в системе образования: во многих странах Западной Европы предметы религиозного содержания включены в программы учебных заведений, наиболее престижные и элитные школы находятся при монастырях и религиозных общинах. Мы тоже за то, чтобы наша молодежь имела доступ к этим знаниям, и не только в области православия, но и ислама, иудаизма и т.д. Конечно, у этого вопроса есть сторонники и противники. Но пока они дискутируют, в школы проникают представители незарегистрированных сект, которые под маркой, к примеру, борьбы с наркотиками, подсовывают им сомнительные учения и доктрины. Мы идем к людям только с открытым забралом.

-- В последнее время священнослужителей можно встретить и в армии, и в заводском общежитии, и в наркодиспансере. Это нормальное явление или нонсенс? Место духовного пастыря в храме или "в народе"?

-- И там, и там. Церковь не может быть не обеспокоена ростом бездуховности, охватившей значительную часть общества, и как следствие этого - наркоманией и алкоголизмом. Именно поэтому при храмах Челябинской епархии создаются реабилитационные центры, призванные помочь людям, попавшим в беду. Священнослужители работают с призывниками, навещают больных в хосписе. Они - частые гости в колониях, тюрьмах, воинских частях. Сейчас готовится к подписанию договор о сотрудничестве епархии с управлением ФСКН по Челябинской области. Это даст дополнительный импульс совместной работе.

-- Сегодня многие идут в церковь, привлеченные прежде всего внешней красотой православия и только потом - движимые подлинной, внутренней религиозностью. Не видите ли в этом увлечении "формой" опасности для "содержания"?

-- Православный храм по определению должен быть красивым и отличаться от всего того, что окружает нас в обычной жизни. Он является отражением храма небесного, райских селений, это в русле традиций, сложившихся веками. Но подлинно верующий человек не должен чрезмерно увлекаться внешними эффектами. Вера - это внутреннее состояние, нравственный дар, местом пребывания святого духа должна быть человеческая душа. Я получаю одинаковое духовное удовлетворение, находясь в бедном сельском храме и в величественном столичном соборе.

-- Сочетается ли научное сознание с религиозным? Можно ли быть ученым и верующим одновременно?

-- Однажды известного хирурга, профессора и лауреата Сталинской премии архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого) спросили, как можно верить в Бога, которого никогда не видел. Святитель Лука ответил: "По долгу своей медицинской деятельности мне часто приходится вскрывать череп и тело человека, и я ни разу не видел там ни ума, ни совести, но ведь это не говорит, что их нет!" То есть для того, чтобы удостовериться в существовании божественной реальности, не надо требовать предъявления этой реальности, инструмент религии - это вера. Мы не приемлем только лженауки - астрологию, экстрасенсорику, биоэнергетику и пр. Но с ними же конфликтует и подлинная наука. Наука и религия - две стороны одной медали, два метода познания мира, которые обогащают и углубляют друг друга. Еще Михаил Ломоносов писал: "Богословие и естествознание - суть родные сестры. Но ежели естествознание возобладает над богословием, то оно запрет мир в железную клетку".

-- Есть ли у вас любимый храм, любимый святой?

-- Говоря о святых, трудно выделить того, кто особенно любим. Это как в семье, в которой тебе каждый дорог по-своему. Но есть такие святые, имена которых сияют как звезды на небосклоне православия. Это святитель и чудотворец Николай, которого знает весь мир. Кроме того, у каждого человека есть святой, имя которого ему дается в крещении. Мне при крещении дали имя Димитрия Солунского, нетленные мощи которого находятся сегодня в Греции. А имя преподобного Иова Почаевского я ношу со дня монашеского пострига.

Что же касается второго вопроса, то как правящий архиерей я служу престольные праздники во многих храмах и в силу своих обязанностей посетил почти все храмы епархии. Но самый родной для меня - кафедральный Свято-Симеоновский собор, в котором я чаще всего совершаю богослужения. Мне радостно, что епархия находится рядом с этим собором и я имею возможность общаться с прихожанами: благословлять их, спрашивать о том, что наболело. Об этом же идет речь во время приема в стенах вот этого кабинета.

-- О чем чаще всего говорят люди, с какими проблемами идут к вам?

-- Это проблемы взаимоотношений внутри семьи, обида на детей, которые уделяют родителям мало внимания, несчастья и беды, преследующие человека.

-- Несчастья и беды посылаются нам для нашего совершенствования?

-- Несчастья и беды - результат безверия и греховности жизни. Но верующий по-другому воспринимает житейские невзгоды, он всегда может надеяться на милость Божию и обретает спасение. Поэтому в заключение я хотел бы пожелать читателям "Челябинского рабочего" крепкой веры, семейного мира и помощи Божией в ваших трудах. С приближающимся вас праздником Рождества Христова и Новым годом! Храни вас всех Господь!

56 новых храмов возведено в Челябинской области за последние 10 лет

59 восстановлено

33 часовни построены

Комментарии
Комментариев пока нет