Новости

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Стиховолнения Сергея Семянникова

12.01.2007
Известный уральский поэт более пяти лет вынашивал концепцию новой книги

Минувшей осенью он пришел в редакцию со своей новой книгой "Расщепленный Богом свет". Подзаголовок у нее необычен - "Стиховолнения". 400-страничный том, как поэт пишет в предисловии, - это "литературная попытка спектрального анализа некоторых волнений, которые на протяжении всей жизни сопровождают автора...

Известный уральский поэт более пяти лет вынашивал концепцию новой книги

Минувшей осенью он пришел в редакцию со своей новой книгой "Расщепленный Богом свет". Подзаголовок у нее необычен - "Стиховолнения". 400-страничный том, как поэт пишет в предисловии, - это "литературная попытка спектрального анализа некоторых волнений, которые на протяжении всей жизни сопровождают автора..." Но давать интервью тогда отказался. В начале нового года мы с Сергеем Леонидовичем, с которым знакомы почти два десятка лет и, разумеется, "на ты", наконец, встретились.

У меня, между прочим, нынче выпадает четыре семерки, - заметил Семянников. - 07.07.2007 мне исполнится 57 лет. Семерка - число не простое. А если говорить серьезно, нынешний год объявили Годом чтения. Я по этому поводу вспомнил, как мой знакомый, бывший редактор газеты "Красноярский рабочий" Олег Пащенко в 1990 году выслал мне книгу "Молю прощения". Там было опубликовано стихотворение томского поэта Михаила Андреева о том, что земляки срубили кедрач, чтобы наделать карандашей. А потом поняли: рисовать-то стало нечего. Вот и я думаю: Год чтения, а читать-то нечего. Самое страшное - "нечем" читать. Что стало с душой читателя? Он духовно деградировал.

-- Книг-то полно на самом деле. Пишутся по-быстрому, так же быстро издаются. Народ читает.

-- Я бы сказал - "население". Да, израсходованной бумаги много, а читать нечего. И книгочеи измельчали. Когда вышли мои "Стиховолнения", я понял: даже собратья по перу не все понимают, о чем она.

-- В книге вообще все не случайно. Нестандартное предисловие. Построение глав. Картины художников в качестве иллюстраций. Фотографии из семейного альбома. Талантливо сделана!

-- Талант - размытое понятие. Критериев четких нет. Но по-моему, "талант" сродни совести. Есть талант - должна быть совесть.

...Когда у моего друга погиб сын, он стал ходить в церковь. Мы с ним на эту тему часто дискутируем. Я, может, верующий больше, чем некоторые, не осуждаю тех, кто слепо верит во что-то, но у меня свое представление о Боге. Часто говорю так: "В церковь не хожу, но на всякий случай живу честно". Когда мы с художником Юрием Егаковым обсуждали проблемы, неожиданно возникшие на пути выхода книги, он сказал: "А что ты хотел! Ты же Бога помянул в названии". Я задумался: может, и впрямь есть связь? Как проверишь? "Расщепленный Богом свет". И начинают возникать явления с той, обратной стороны жизни, что называется сатанизмом или как-то еще. Вполне возможно. Название книги возникло, когда я написал стихотворение о Цветаевой. Я ее представил Дюймовочкой, потерявшей свой цветок. И родились строчки: "Ничего правдивей нет, чем раскинувшейся радуги расщепленный Богом свет". Товарищ советовал назвать книгу проще - "Радуга". Но просто радуга - это статика. А расщепленный Богом свет - динамика. Вот к чему я стремлюсь всегда: в жизни должна быть динамика. Энергетика. Бог не просто осветил, а расщепил энергию на радугу наших переживаний. Совершил действие.

-- А при оформлении книги ты доверял интуиции или использовал какую-то технологию?

-- Самому художнику трудно определить, где он задачу ставит, а где рождается что-то свыше. Например, строчка "Град рассыпался дробью по крыше" с точки зрения техники красива. Но за этой "картинкой" нет ничего для ума. Всего лишь литературный эмбрион. Хотя такое может прийти свыше. Как она появилась? Этого не скажешь даже с точки зрения наработанной годами техники. Когда становишься профессионалом, у тебя автоматически формулируется пространство, в котором ты живешь. Увиденный объект или событие сразу ложатся в строчки, причем помимо твоей воли. У меня масса обрывков, которые, возможно, так и уйдут недописанными. Некоторые экспромты наговариваю на диктофон сотового телефона, потом сбрасываю на компьютер, и они ждут там своей участи. Идешь по городу, видишь щит, где крупно пропагандируется марка сигарет, а внизу очень мелко о том, что курение опасно для здоровья. Появляется мысль: все главное почему-то пишется мелким шрифтом. Так родилось стихотворение "Шрифты жизни" о полезности процесса "читать главное".

-- Кому ты адресуешь свою новую книгу? Профессионалам или любителям?

-- Творчество - это путь. Путь предполагает движение. Хотелось бы, чтобы оно как можно дольше продолжалось при чтении этой книги. В ней есть простые, понятные вещи. А некоторые стихи с налету не схватишь, - понадобится время. Вот, например, стихотворение "Премия", где я высказываю непривычный взгляд на весьма расхожее понятие: по-моему, Нобель создал себе гениальный, вечный памятник, а не бескорыстное поощрение талантов. Немногие согласятся с такой точкой зрения. Однако история человечества полна эффектных, но бесполезных занятий.

-- При каком строе тебе комфортнее работалось?

-- Для меня это не имеет значения. Сегодня модно ругать советскую цензуру. А я понимал, что с ней можно договариваться, убеждать. Помню, как цензоры переписывали у меня стихи крамольного содержания, которые сначала отвергли для публикации. Почитали знакомым, похохотали - и пропустили. Та цензура была предпочтительнее, чем нынешняя - финансовая. Она страшна тем, что анонимна. Некого убеждать... В шутку могу сказать, что в жизни я ответил на все свои вопросы. А если говорить философски - я для себя все замкнул в кольцо. Не то чтобы все познал. Просто, столкнувшись с каким-то явлением, верю, что найду ему объяснение. Этакое системное ощущение мира, понимание его взаимосвязей и хитросплетений.

-- А многие люди даже своего суждения боятся.

-- Мир разделен на бренное и вечное. С одной стороны - быт. Надо коротать обыденную жизнь, ради этого идти на какие-то компромиссы. Но внутри-то ты свободен и управляешь этой свободой сам! Я, кстати, не очень люблю слово "правда", это однобокое понятие. Мне ближе "истина", где ложь и правда в одном клубке. Христос был всеобъемлющ, говоря: "Истинно говорю вам". А люди его слова растащили - кто влево, кто вправо. Один в сторону правды, другой в сторону лжи. И они будут ссориться веками. Когда в художнике живет объективное понимание жизни, он может творить, выражая свой внутренний мир на уровне универсальных формул. И я счастлив, раз понимаю это.

Что меня мучает, так это равнодушие власти по отношению к творческим людям. Она, видимо, уже генетически деформирована, ей неинтересно, чем живет мир изнутри. В последнее время было много разговоров вокруг чиновника Бочкарева и картин, якобы купленных им для областной администрации. Сама по себе сумма не играет большой роли. Есть в нашем городе люди настолько богатые, что на них цифра 180 миллионов, вероятно, не действует. Но когда в одном разговоре я сказал, что 180 миллионов рублей - это более 200 лет (!) жизни Челябинской областной писательской организации, сравнение впечатлило. У нас на Урале столько прекрасных художников! Есть потрясающие работы. Купить у них картины - значит поддержать их материально. Разместив эти работы в стенах администрации, можно поднять престиж края. А иначе, какой же это государственный подход?

-- Но тебе-то удается абстрагироваться от любого режима.

-- Цветаева это состояние назвала "отказ". Это умение вовремя отказаться. Вот ты спрашивала, не хотел бы я иметь хороший автомобиль? Да, хотел бы. Но дохожу до черты, которую себе определил, и легко отказываюсь от капкана соблазнов. В автомобиле, кстати, больше ценю надежность и безопасность. Престижность для меня не существует. А комфортность зависит от воображения. Как-то мой знакомый громко порадовался, что купил "Мерседес", а я заметил: "Можно ехать в "Запорожце", но с богатым воображением и представлять, что едешь в "Мерседесе". А с бедным воображением можно измучиться и в "мерсе", быть всем недовольным".

-- Ты всегда говоришь, что у тебя много друзей. А мне кажется, что ты бесконечно одинок. Я ошибаюсь?

-- Смотря какую брать меру. Некоторые люди ходят по жизни с "духовным фонариком" : что луч высветил, то для них и существует. Мне же кажется, что я вижу весь круг. Человек с так называемым секторальным мышлением прав в своем секторе, но не прав в другом. Он и не подозревает, что у круга есть другие секторы. С этими людьми трудно общаться. Разбитый на секторы мир начинает дробиться: с этим вроде дружишь, с этим нет. Поэтому некоторые люди не общаются между собой в бытовом пространстве, даже враждуют, а я с ними схожусь легко.

-- А советы даешь?

-- По молодости пытался чуть ли не навязывать свое мнение. Теперь все чаще жду, когда спросят. Налей чаю в уже полную чашку, и он просто прольется. Если у человека определенный уровень сознания, ты его не увеличишь, как бы ни хотел. Прежде чем он воспользуется чьим-либо советом, он должен увеличить внутренний объем. А иначе совет будет бесполезен.

-- Читатели ведь открывают книгу в поисках ответа на свои вопросы.

-- Печатный текст хорош тем, что к нему можно постоянно возвращаться. Я за свою жизнь не встретил ни одного человека, кто, читая Евангелие, сказал бы, что там пустота. Верят или не верят, но все чувствуют: текст полон смысла. Настоящее всегда задевает душу. К этому надо стремиться в любом деле.

...Иду недавно из больницы от кардиолога, и помимо воли складываются строки: "Ну, что ж, как и положено поэту, отказывает сердце - сколько лет оно служило истине и свету, которому конца и края нет". Наверное, так и должно быть. Если ты переживаешь за все, что происходит вокруг, то начинает болеть сердце. Я подарил врачу книжку с надписью: "Сергею Николаевичу, объясняя недуг". Он почитал и сказал: "Все понятно. Вранья в книге нет. Как кардиолог я понимаю, что за этим стоит". С такой правдой жить непросто, но как иначе - не представляю. Мне один родственник говорит: "Все и так о себе знают, зачем им об этом напоминать!" Тогда зачем мы смотримся в зеркало? Посмотрелся в молодости - и живи. Но какая-то самокоррекция должна происходить! Зачем природе холостой ход?

Лидия САДЧИКОВА

В 21 год Сергей Семянников сочинил свое первое стихотворение. Это было 36 лет тому назад, в 1971 году.

Более 500 стихотворений он написал за годы служения поэзии.

4 поэтических сборника выпущено Сергеем Леонидовичем

57 лет исполнится поэту 7.07.2007. Четыре "семерки"! Что за этим "набором" увидят нумерологи?

Комментарии
Комментариев пока нет