Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Многогранный Гришанин

02.02.2007
Он дирижирует оркестром  и своей судьбой, никогда  не останавливаясь  на достигнутом

В театре Антон Гришанин обитал с двух месяцев. Мама Антонина Николаевна воспитывала сына одна. Привозила его в коляске на спектакли Свердловского театра музкомедии, где в то время пела. Начиная с сознательного возраста Антон стал смотреть спектакли, сидя в оркестровой яме. А с пяти лет исполнял небольшие детские роли.

Он дирижирует оркестром и своей судьбой, никогда не останавливаясь на достигнутом

В театре Антон Гришанин обитал с двух месяцев. Мама Антонина Николаевна воспитывала сына одна. Привозила его в коляске на спектакли Свердловского театра музкомедии, где в то время пела. Начиная с сознательного возраста Антон стал смотреть спектакли, сидя в оркестровой яме. А с пяти лет исполнял небольшие детские роли. Сегодня 30-летний Гришанин - главный дирижер Челябинского театра оперы и балета имени Глинки. Кроме того, он руководит в институте музыки студенческим оркестром, ведет несколько спектаклей в Екатеринбургском оперном театре, готовит симфонические программы.

-- В музыкальную школу я поступил как пианист. Через три года меня распределили на трубу, но фортепиано я не бросил, так и шел по классу двух инструментов. Музучилище и консерваторию закончил как трубач. Питерские музыканты пригласили меня в свой Брасс-квинтет, который часто гастролировал по Европе. Впоследствии мы создали подобный коллектив в Екатеринбурге. В годы учебы мне довелось работать с ансамблем песни и пляски железнодорожных войск России, джазовым биг-бэндом Николая Баранова и самому вести биг-бэнд на эстрадном отделении Свердловского музучилища. Семь лет назад я в качестве музыканта приезжал в Челябинск на гастроли и недавно увидел эту запись по местному телевидению. На первом курсе музучилища осознал, что хочу быть дирижером. В рамках одного, даже двух инструментов мне стало тесновато. И я поступил в аспирантуру к профессору, народному артисту России Евгению Бражнику на оперно-симфоническое дирижирование.

-- Вы поддерживаете свою музыкальную форму?

-- Фортепиано у любого дирижера каждый день в тренаже. Без него - никуда: нужно разбирать партитуру. А вот с трубой у меня сложнее: не брал ее в руки уже, наверное, года полтора.

-- Помните ваш первый спектакль?

-- Их было сразу два. "Иоланта" и "Алеко" в одном вечере, к тому же премьера! Я в то время был ассистентом у Бражника. Первым спектаклем он продирижировал сам, потом ему нужно было ехать в Москву. Евгений Владимирович вызвал меня к себе и говорит: "Ну что ж, Антон, я тебе доверяю спектакль. Выплывешь - молодец". Помню свое состояние. Ой, как я тогда волновался! Но волнение проходит к тому моменту, как ты встал за пульт.

-- И что происходит потом?

-- Дирижера можно сравнить с водителем, едущим на большой скорости. На принятие решений даются доли секунды. Один солист отстал от оркестра, и его нужно подогнать, другой, наоборот, немного ушел вперед. Высший класс - предугадать события. Словом, процесс дирижирования очень непростой. Не зря люди за время спектакля теряют килограммы.

-- Судя по вашему сравнению дирижера с водителем, вы - автолюбитель со стажем!

-- Я прошел путь от "Москвича" до неплохой иномарки. На данный момент у меня нет автомобиля, но я не исключаю, что в ближайшее время он появится.

-- Cкорость превышали?

-- Были моменты. На дороге Свердловск - Челябинск есть небольшие хорошие участочки. Я проезжал их на своей "Тойоте-Калдине" со скоростью 180 км/ч. Больше не пробовал.

-- Можете ли вы позволить себе изменить что-то в партитуре?

-- Вот недавний пример. Подходит ко мне на репетиции один наш солист и говорит: "В финале я хочу спеть "Кармен!" и потянуть последнюю ноту. Все уже давно так поют". Я отвечаю, что мы этого делать не будем. Эффектно, конечно, но ведь Бизе такого не писал.

-- Есть дирижеры артистичные и не очень. Вам какой тип по душе?

-- Для меня эталон, когда дирижер не обращает на себя внимания, а оркестр звучит прекрасно. Результат слышен, осязаем, но позерства при этом нет.

-- Бывает так: приехал в театр дирижер из другого города, и оркестр, с которым он никогда раньше не работал, зазвучал совершенно по-новому. В чем тут дело, если исполнительские возможности музыкантов остались теми же?

-- Все зависит не только от мастерства дирижера, но и от его энергетики. Суметь настроить музыкантов так, чтобы они полностью отдались музыке, играли ее от души, а не из-под палки. Мне бы хотелось думать, что эта энергетика во мне присутствует. А вообще наша профессия обязывает быть интеллектуально развитым во всех сферах человеческой деятельности, интересоваться всеми жанрами искусства. Стыдно дирижеру не прочитать собрание сочинений Пушкина! У меня в детстве телевизор появился, слава Богу, только годам к 12. Мама моя собирала книги, и я очень часто подходил к шкафам.

-- Последняя книга, которую вы прочли?

-- Трудовой кодекс (смеется). Сейчас приходится. Через пять страниц голова уже ничего не соображает. Тем не менее надо вдумчиво прочитать каждую фразу. Ведь главный дирижер - не только музыкант, но еще и администратор.

-- Труд оркестранта оценивается неадекватно, это сказывается на музыке?

-- Конечно. Мы же знаем, сколько в Москве музыканты получают, в других городах. И все же я считаю, что эта проблема выходит за рамки нашего региона. На Западе многие оркестры существуют за счет меценатских средств. Нужны законы, которые давали бы состоятельным людям выбор: платить налоги или жертвовать на искусство. Тогда и спонсоры появились бы.

-- Заступая на эту должность, вы наверняка говорили с министром культуры Владимиром Макаровым. Каким было его напутствие?

-- Меньше конфликтов, больше дела, если говорить кратко.

-- Легко ли вам далось решение стать главным дирижером?

-- Если бы я не чувствовал в себе силы, я бы не согласился.

-- Каким вам видится дальнейшее развитие театра?

-- На мой взгляд, нужно учитывать его местоположение. В Челябинске очень много образованных культурных людей, и все-таки это промышленный город. В столице есть возможность выбирать между экспериментальными и традиционными спектаклями. А у нас только один музыкальный театр, и, может быть, стоит сделать уклон на традиционность. Приобщить людей к высокому и лишь потом начать экспериментировать.

-- В русском языке глагол "дирижировать" часто употребляется как "руководить". Вы ощущаете себя дирижером по жизни?

-- Можно, наверное, и так сказать. Если на вечеринке я вижу, что кто-то из моих друзей куксится, могу взять на себя инициативу.

-- Однажды вы взяли на себя инициативу, став капитаном футбольной команды оперного театра. И в товарищеском матче победили, оставив позади ТЮЗ, НХТ и "Манекен".

-- Подростком я два года ходил в профессиональную спортивную школу. И теперь с удовольствием гоняю мяч везде, где это возможно. Прошлым летом отдыхал в Египте, там мальчишки играли в футбол. Я подошел к ним: "Ребята, возьмите меня!" Так захотелось побегать вместе с ними. Ну а футбольный матч по телевизору - это вообще святое. Могу ночь не поспать. Иногда во время антракта прибегаю на вахту, спрашиваю, какой счет.

-- Вы по виду вообще человек спортивный.

-- Не так давно попробовал коньки и горные лыжи. Но больше занимаюсь летними видами спорта. Очень люблю большой теннис, играть научился самостоятельно. Одно время ходил в тренажерный зал, но потом прекратил: это стало мешать профессии. Если поднять несколько раз штангу, в пальцах чувствуется зажатость, и быстрый пассаж на фортепиано уже не сыграть.

-- Вы дирижируете спектаклями и в Челябинске, и в Екатеринбурге. Какие плюсы у нашего театра?

-- Челябинские артисты восприимчивы, отзывчивы, хорошо идут на контакт. Акустика здесь мне нравится больше, и в Челябинске за пультом я чувствую себя комфортнее.

-- Театр снимает вам квартиру. Можно ли ощутить ее своим домом?

-- Я уже потерял чувство своего дома, потому что очень часто переезжаю. В Свердловске не понимаю, дома я или нет, хочется в Челябинск. Я гражданин не мира, а всего двух городов, но ощущаю себя мегаполисно. Наверное, оттого, что нет пока семьи, ведь где твой очаг - там и дом.

-- Был даже такой слух, что вы собираетесь в Москву.

-- В столице я часто бываю. Там у меня очень дружеские отношения с главным дирижером театра Станиславского и Немировича-Данченко Феликсом Коробовым. Его мама Нелли Федоровна была моей первой учительницей по дирижированию, "ставила" мне руки. До сих пор, когда я бываю в Москве, мы с ней занимаемся. Я репетировал с оркестром Станиславского "Золушку" и "Пиковую даму". Но официально я в столице пока ни одним спектаклем не дирижировал. Надеюсь, все еще впереди, я никогда не останавливаюсь на достигнутом, каждый день пытаюсь совершенствоваться. Сейчас мне хочется поучиться ораторскому искусству. Руководящая должность предполагает хорошее владение языком, а в моей речи иногда проскакивают слова-паразиты.

-- На концерте в честь 50-летия театра вы были в рубашке. Фрак надеваете по настроению?

-- Я не брезгую ни фраком, ни смокингом. Но сейчас дирижеры все чаще выходят в том, в чем им комфортнее. Надо лишь стараться, чтобы это было не эпатажно и в то же время не бытово. Моя рубашка отвечает этим требованиям, мне в ней удобно. Фрак не надевал уже давно.

Олеся ГОРЮК

В 1998 году Гришанин поступил в Высшую школу музыки в Зальцбурге "Моцартеум", пройдя огромный конкурс. Поехать в Австрию помешал дефолт.

Сейчас в его репертуаре 33 спектакля.

29 марта "Пиковая дама", которой дирижирует Гришанин, будет показана на фестивале "Золотая маска".

Комментарии
Комментариев пока нет