Новости

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Ремонт водонагревателя Galmet: подробное описание тут.
Гостиная евроремонт - полное описание.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Париж примерил шляпку от Елены Щетинкиной

08.02.2007

Елена Щетинкина - человек увлекающийся. Периодически  в ее творчестве возникают темы, которые захватывают художницу целиком. Китай, Пушкин, Бердяев, Аркаим:  Ее взгляд всегда отличался небанальностью. Зрители приходят на вернисаж и видят совсем не то, что ожидают или предполагают. Последнее увлечение Елены Александровны - Париж.

Елена Щетинкина - человек увлекающийся. Периодически в ее творчестве возникают темы, которые захватывают художницу целиком. Китай, Пушкин, Бердяев, Аркаим: Ее взгляд всегда отличался небанальностью. Зрители приходят на вернисаж и видят совсем не то, что ожидают или предполагают. Последнее увлечение Елены Александровны - Париж. Сегодня в Челябинском выставочном зале Союза художников открывается ее персональная выставка "Река времени", целиком посвященная столице Франции. Это своеобразный отчет автора перед челябинцами о творческой командировке, организованной Союзом художников России.

"РомантИк"

В Париже Елена Щетинкина пробыла два месяца - апрель и май прошлого года. Жили в международном городке искусств Cite des arts.

-- В Москве мне и моим коллегам сказали: езжайте спокойно, отдохнете в Париже, - вспоминает Щетинкина. - Но как только я поняла, что буду делать выставку, вальяжная жизнь закончилась. Около месяца мы ходили по музеям (благо вход для нас, членов Международной ассоциации художников, был бесплатным) - копили впечатления. Затем пришлось "пахать" до глубокой ночи. Мы отправлялись на набережную Сены делать этюды. Страшно мерзли, кутаясь в шарфы и спасаясь горячим кофе. Я написала огромное количество набросков, но не знала, за что бы уцепиться. Просто пейзажи - это скучно и неинтересно. Зачем их рисовать, если можно сделать фотографию? И тут я увидела в одном из магазинчиков легкую коричневую шляпку. От нее все и пошло. Оказывается, к каждому этюду можно подобрать свой головной убор. К Лувру - огромная эксклюзивная шляпа, которую я, увы, не могу носить из-за маленького роста. К набережной Сены - шляпа с вуалькой, виденная мной на блошином рынке. В одной из лавок я купила бумагу ручной выделки и огромную китайскую кисть. Стала писать акварели. Я очень люблю эту технику, редкую, поскольку она требует дерзости, мгновенной реакции и мастерства. Все акварели основаны на моих реальных впечатлениях.

Перед отъездом на родину в Cite des arts состоялась выставка Елены Щетинкиной. Художница представила малоформатные, написанные в почти походных условиях акварели и несколько эскизов. Зрителями стали французские художники, охарактеризовавшие увиденное емким словом "романтИк". Были на выставке и русские - дети эмигрантов первой волны, никогда не жившие в России. Но говорили они на чистом русском языке. "Таким Париж мы еще не видели", - заявили они.

-- Скажу честно, мне было приятно, - признается Елена Щетинкина. - Многие считают: Париж - это банально, все, кто хотел, там уже побывали. Конечно, банально, если так на это смотреть. Я же постаралась пропустить город через себя, заглянуть в его сущность.

Нам, челябинцам, повезло гораздо больше, чем парижанам. Кроме акварелей, родившихся на основе свежих впечатлений, мы увидим пастели и керамику, сделанные Еленой Александровной уже по приезде в Челябинск.

Официальный Квазимодо и нищий в белых носках

Парижские персонажи, выловленные художницей из уличной суеты, заслуживают отдельного рассказа.

-- Вот этот мужик с бельмом на глазу официально просит милостыню у входа в Нотр-Дам, - показывает на одну из акварелей Елена Щетинкина. - А этот нищий сидел в воскресный день у церкви в белоснежных носках. 80-летняя старушка носится по городу на велосипеде. Еще я подслушала молитву старика, когда пошла на пасхальную службу в Нотр-Даме. Он просил: "Господи, разрушь этот проклятый город до основания!"

-- Молитва была на французском?

-- Конечно. В школе и институте я этот язык не учила, занималась самостоятельно, читая книги. Мне давно хотелось сделать французскую выставку и изложить свою концепцию на французском языке. В Париже я впервые начала говорить, сначала у меня получалось очень плохо, потом ничего. На набережных заговаривала с прохожими, чтобы выяснить, могу ли я понять носителей языка. Все время при себе держала маленький словарик. На выставке в Cite des arts я сама подписала по-французски все этикетки. И один парижский профессор, заглянувший в городок художников, начал с того, что прямо на этикетках исправил мои ошибки. Когда мы с ним разговаривали, он все время меня поправлял.

-- Париж называют городом влюбленных.

-- Там везде целуются. Идет парочка с тяжелыми сумками, остановились посреди улицы, поцеловались. У нас такого нет. Я сделала блюдо - целующиеся мужчина и женщина. Вытащила его из печки - а там два мужика! Мы как раз жили в таком квартале, около центра Жоржа Помпиду. Сначала не поняли, почему кафешки забиты одними мужчинами.

А вот настоящих художников, коими славился Париж в начале ХХ века, Елене Александровне встретить не довелось.

-- Я прошлась по Монмартру с подружкой, чтобы посмотреть, как они рисуют. Оказалось, одни плохонько, другие вообще никак. Вдруг вижу художника с приличной рисовальной школой. Подхожу, здороваюсь по-французски. Выясняется, что это бывший соотечественник, десять лет толкается в Париже. Когда я сказала ему, что мы тоже из России, он сразу же начал делать вид, что ему некогда. Русские там не любят друг друга.

Город-химера

-- Я очень обостренно увидела столицу Франции именно как западную цивилизацию, которая мне непонятна изнутри, потому что я человек восточного склада. Если говорить о Париже ассоциативно - это вертикаль. Узенькие улочки, мало света и простора. Наше же российское мышление - горизонталь. Над Парижем витает дух средневековья, а оно имеет темный приглушенный цвет. Мне кажется, я довольно точно передала его в своих работах. В современном Париже ощутима легкая усталость. Это город химерический. Химера по Гумилеву - надцивилизация, культура, уже идущая на спад. Парижане никуда не торопятся. К примеру, мои фотографии были напечатаны лишь через неделю, в то время как у нас они были бы готовы за день.

Из объектов архитектуры Елена Щетинкина чаще всего обращается к Нотр-Даму. Его формы, очерченные кистью художницы, становятся порой настолько причудливыми, что обретают черты человеческого лица.

-- Когда я вошла в эту тему, мне уже никакая архитектура была не страшна. Я могла изломать Нотр-Дам, искорежить, взять фрагменты, которые были мне нужны как символы для выражения своих эмоций и чувств, поменять части местами.

Среди персонажей французской истории на выставке особенно подробно представлен Наполеон. Вот он, молодой, в ореоле славы, планирует наступления. Наполеон в России, сломленный евразийской горизонталью, и, наконец, он же на острове Святой Елены, погруженный в воспоминания.

-- Наполеон меня зацепил, - признается художница. - Французы ставят ему памятники, рассказывают о его величии, победах, но ни слова не говорят о его поражениях. Я возмутилась: что же это такое? Мы его поколотили изрядно, а он предстает у них победителем. Я решила это недоразумение устранить в своих работах.

"Не хочу служить золотому тельцу"

Елена Щетинкина - художник уникальный. Она пробует себя во всех техниках и везде чувствует себя комфортно. Ее фотографии приковывают взгляд, хотя сделаны обычной мыльницей и, кто бы мог подумать, без фотошопа. Одну и ту же пленку она использовала несколько раз, и кадры наложились друг на друга, напоминая древний палимпсест.

Впервые она попробовала себя в форме инсталляции, сделав объекты из тканей вместе с модельером Татьяной Бердниковой. На троне, обтянутом органзой, под висящей на тонких проволочках огромной шляпой каждая женщина сможет почувствовать себя француженкой.

-- Когда коллеги-художники видят на выставке тряпочки, думают, что это бабские дела, - смеется Щетинкина. - На самом деле материал не важен. Важна эмоция.

В составлении челябинской выставки неоценимую помощь оказал Анатолий Соколов, взявший на себя всю техническую часть.

-- Поездка совершенно ее не изменила, - говорит он. - Ей хоть в Аркаим езжай, хоть в Париж, хоть на Марс.

-- Это он имеет в виду мою "придурковатость", - поясняет Елена Александровна. - А как без этого, если ты мучаешься и тебя терзает приступ творческой лихорадки? Когда я делала керамику, на три месяца засела в подвале. Приходила домой из мастерской и не могла остановиться. Сижу, опять эскизы делаю. Конечно, близким от этого нелегко. Мне сын говорит: "Мама! С твоими-то руками ты давно жила бы богато". Но я своими работами не торгую. В городе есть ценители моего творчества, а не покупатели. Китайское утверждение "путь к славе лежит через рынок" не приемлю. Хочется, чтобы меня знали, но не ценой служения золотому тельцу.

-- Сегодня многие художники совмещают коммерческие и творческие проекты.

-- Нельзя сделать так: сегодня я зарабатываю деньги, а завтра буду заниматься чем-то серьезным. Этого не произойдет завтра, если ты позволяешь себе халтурить сегодня. Суета порождает суетность. Потихоньку перестраивается мышление, и ты даже не заметишь, как перейдешь тончайшую грань. Я этого остерегаюсь.

ЩЕТИНКИНА Елена Александровна - скульптор, живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства. Рано начала рисовать. В возрасте 12 лет по примеру старшей сестры поступила в Казанскую художественную школу. В 1969-м окончила Казанское художественное училище имени Н.И. Фешина (живопись и графика). В 1979-м окончила Московское высшее художественно-промышленное училище по специальности "художник-керамист". С 1979-го по 1987-й работала главным художником на Южноуральском фарфоровом заводе. В Челябинске, Магнитогорске, Москве состоялось свыше двух десятков персональных выставок художницы. В последнее время большое место в творчестве Щетинкиной занимает керамика, пластика. В начале 1980-х годов Щетинкина создала серию работ по впечатлениям от творческих поездок в Грузию, Туркмению, Узбекистан, на Байкал. Символическая направленность ее творчества проявилась в скульптурных композициях из фарфора "Тридцать" и "Озарение" (1988). В 1980-е гг. выполнены аллегорические скульптуры "Художник и завод", "Зеленый змий", "Война и мир", в которых соединились философские размышления и "наивный фольклор" как представление художницы о мире. В 1990-е годы художница обращается к темам - Пушкиниана, Н.А. Бердяев и его творчество, Евангелие.

Олеся ГОРЮК

Комментарии
Комментариев пока нет