Новости

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Серенький дипломчик" - путевка в жизнь

13.02.2007
В школе N 9 Аши сохранили профессиональное образование

Наталья УФИМЦЕВА
Аша

"Малыми" жертвами
После перехода на подушевое финансирование в масштабах государства и решения местной власти о реструктуризации по схеме "базовая школа - филиал" школы Ашинского района переживают не лучшие времена. В малокомплектных произошли штатные сокращения, базовые школы недовольны необоснованной нагрузкой на их бюджеты, урезан премиальный фонд. Среди учебного года была расформирована ашинская начальная школа N 8, и классы были распределены в другие учебные заведения. В стенах же начальной школы - типовом детсадовском здании - начался капитальный ремонт, с тем чтобы открыть до-школьное учреждение. Вячеслав Манушин, глава районного управления образования, пояснил, что решение о перепрофилировании школы в детский сад на 240 мест вызвано тем, что, с одной стороны, в городе есть большая очередь (400 человек) на детские сады, а с другой - малокомплектная начальная школа не сможет самостоятельно содержать штат педагогов.

В школе N 9 Аши сохранили профессиональное образование

Наталья УФИМЦЕВА

Аша

"Малыми" жертвами

После перехода на подушевое финансирование в масштабах государства и решения местной власти о реструктуризации по схеме "базовая школа - филиал" школы Ашинского района переживают не лучшие времена. В малокомплектных произошли штатные сокращения, базовые школы недовольны необоснованной нагрузкой на их бюджеты, урезан премиальный фонд. Среди учебного года была расформирована ашинская начальная школа N 8, и классы были распределены в другие учебные заведения. В стенах же начальной школы - типовом детсадовском здании - начался капитальный ремонт, с тем чтобы открыть до-школьное учреждение. Вячеслав Манушин, глава районного управления образования, пояснил, что решение о перепрофилировании школы в детский сад на 240 мест вызвано тем, что, с одной стороны, в городе есть большая очередь (400 человек) на детские сады, а с другой - малокомплектная начальная школа не сможет самостоятельно содержать штат педагогов. А что до того, что учебный год детям разорвали, так выделенные финансы необходимо без промедления осваивать.

-- На общем фоне мы легче других вышли из ситуации, - считает директор школы N 9 Аши Валентина Казакова. - Самое главное - сохранили профессиональное образование за счет сокращения некоторых кружков.

Когда по просьбе Валентины Филипповны экономисты просчитали новый бюджет школы, оказалось, что необходимо сократить 10 ставок. Прикинув и так и эдак, пришли к выводу: пустить "под нож" хозяюшек, лакомок, столяров, токарей, чтецов и драматургов. Дело в том, что кружковые ставки распределены между преподавателями как дополнительная нагрузка к основной работе. При их сокращении не произошло увольнения штатных работников, но преподаватели потеряли в зарплате от 600 до 1000 рублей. Сокращена ставка инженера-электронщика. Это при том, что в школе оборудовано 3 компьютерных класса. Если за техникой не следить, через несколько месяцев она прикажет долго жить. Оплачивать ремонт и обслуживание компьютеров Валентина Филипповна рассчитывает из премиального фонда. Возможно, в школе не будет завуча. Что будет еще отменено, а что останется, покажет "дебет-кредит" в конце учебного года.

Нужны ли профессии?

Но то, что дополнительному, профессиональному обучению - быть, не ставят под сомнение. Несколько слов об истории этой традиции. В начале 90-х, когда были ликвидированы и буквально растаскивались учебно-производственные комплексы, в 9-й школе, наоборот, УПК был сохранен и создана экспериментальная площадка профессионального образования. В эту идею-фикс твердо верила директор школы, уже проходившая в своей учительской деятельности подобные уроки. После окончания Магнитогорского пединститута Валентина Филипповна была направлена в поселок Беловка Чесминского района. Школе было выделено 6 гектаров земли, которую дети под руководством специалистов обрабатывали на технике и получали права механизаторов. Этот полезный почин заставил уважать сельскую школу, а ее директор Валентина Казакова была награждена значком "Отличник народного просвещения", а затем стала и заслуженным учителем РФ.

В том, что профессиональное образование в школе жизненная необходимость, учеников убеждать не приходится. В отдаленное от проезжих улиц учебное заведение спешат на уроки дети из разных микрорайонов города. Эта школа в просторечии так и называется - "Шиганайка" (от слова "шига" - угол, захолустье). Из 725 учеников более трети - приезжие, их собирает по всему городу школьный автобус. Кроме "своих" по субботам после уроков приезжают более 200 детей из других школ, чтобы попасть на предметы профмастерства и в конце курса, после сдачи экзаменов, получить "корочки" - удостоверение, оттиснутое на сером картоне. Заметим, обучаются бесплатно все, посторонних здесь нет. Если бы вот так государственные мужи мыслили, как директор этого уникального учреждения, возможно, малокомплектные школы, вокруг которых еще теплится жизнь на селе, не стали бы лишними в системе образования.

Сегодня в школе N 9 подросток может реально освоить одну-две из восьми преподаваемых профессий: секретаря-референта, чертежника, оператора ЭВМ (с умением программирования), кулинара-кондитера и других. Кроме того, есть возможность прослушать курсы, расширяющие кругозор, посещать факультативы и кружки.

Когда мы с директором совершали обход по школе, заходя в классы, заполненные до отказа, выяснялись интересные детали. Например, профессию чертежника осваивают те, кто твердо решил поступить в медицинский институт. Оказывается, дети знают, что пространственные построения на компьютере применяются сегодня в инновационных технологиях современной медицины. Выпускница школы Марина Танюкевич тоже в свое время изучала черчение как профессию, что затем пригодилось ей для кандидатской диссертации, связанной с моделированием биологических процессов в организме. Учатся черчению и те, кто пойдет в архитектурный институт, в технические вузы, где преподается дисциплина "инженерная графика".

Как показывает статистика, 80 процентов выпускников школы поступают в вузы, а остальные трудоустраиваются. "Серенький дипломчик", как здесь называют школьное удостоверение о получении специальности, при поступлении на работу выдерживает котировку наравне с дипломами профессиональных лицеев.

Попавшие под сокращение

Одна третья часть классов в школе - коррекционные. Дети из них с удовольствием учились кулинарии, радовались собственным успехам, несли домой свою стряпню.

-- Они все равно идут на "Лакомку", хотя вместо 6 часов осталось 4, несут свои продукты, начинают готовить, - рассказывает руководитель кружка Татьяна Шалашова.

Под вопросом сокращения шахматный кружок, хотя его руководитель Юрий Матвеев готовит неизменных победителей шахматных турниров. Вот и недавно его воспитанники собрали урожай призов на очередных районных соревнованиях.

-- Боюсь, как бы к началу следующего учебного года от нас не ушли квалифицированные специалисты. Зарплата учителя и так невелика, и потеря в тысячу рублей для него ощутима, - опасается директор школы.

Комментарии
Комментариев пока нет