Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Династия Демидовых

20.02.2007
К 250-летию Кыштыма

(начало в N 11, 16, 21, 26)
Еще в начале 60-х годов перед Н.Н. Демидовым стояла проблема энерговооруженности Каслинского и Кыштымских заводов. Решение этой проблемы зависело от умелого использования водной системы, являвшейся в то время единственным источником энергии. При строительстве Верхне-Кыштымского завода на реке Кыштым была поставлена кроме заводской верхней еще и нижняя плотина.

К 250-летию Кыштыма

(начало в N 11, 16, 21, 26)

Еще в начале 60-х годов перед Н.Н. Демидовым стояла проблема энерговооруженности Каслинского и Кыштымских заводов. Решение этой проблемы зависело от умелого использования водной системы, являвшейся в то время единственным источником энергии. При строительстве Верхне-Кыштымского завода на реке Кыштым была поставлена кроме заводской верхней еще и нижняя плотина. Но уже не для нужд Верхне-Кыштымского завода, а для того, чтобы поднять уровень воды в заводском пруду Каслинского завода. К сожалению, имя автора того уникального проекта осталось неизвестным. Заводская ведомость 1761 года содержит следующее описание проводимых работ: "Оная же нижняя плотина сделана по крайней непренуемости для происку из оной каналами, за умалением на вышеозначенном Каслинском заводе воды".

Для того чтобы перебросить кыштымские воды в Каслинский заводской пруд, было проделано следующее: "От букоянкского озера к Долгому озеру выкопан канал длиною 1 верста, 62,5 сажени, от означенного Долгова озера к нижнему Маукскому пруду выкопан канал длиной 450 верст. Нижняя Маукская плотина сделана на реке Мауке, высланная деревянной сланью и землею завожена, длиной 314 сажен, вышиною 11,5, шириною 4 аршин. Верхняя Маукская плотина, сделанная на помянутой реке Мауке, высланная деревянной сланью и землею завожена, длиною на 100 сажен, шириною 15 аршин, вышиною 7 аршин. Из этого пруда по течению оной реки в левую сторону вода имеет течение в Каслинский пруд, которая вода и ныне действо имеет".

Таким образом, была создана единая система для снабжения энергией воды Каслинского и Кыштымских заводов.

После решения вышеописанной проблемы Никита Никитич улучшил систему водоснабжения и для отдельно Верхне-Кыштымского завода. В заводской пруд была переброшена вода при помощи искусственных каналов из озер Увильды, Акакуль, Сугомак.

В первые годы существования Каслинского и Кыштымских заводов провоз продукции до центра России осуществлялся через Шайтанскую заводскую контору. Стоимость провоза гужевым транспортом до Шайтанского завода с Каслинского и Кыштымских заводов составляла 2 и 3 копейки соответственно.

Появление на реке Шемахе Сорокинской пристани улучшило перевозку. Она осуществлялась уже по отработанной схеме: зимой гужевым способом продукция доставлялась до пристани, а в весенне-летний период справлялась по рекам на коломенках. Расстояние от самых дальних заводов до пристани составляло 120 верст.

Демидов считал подобный способ транспортировки не совсем удобным, пытался найти иные места погрузки, более близкие к заводам. Нязепетровская пристань находилась от Каслинского завода всего в 80 верстах. Однако во второй половине XVIII века она была закрыта для Демидовских заводов.

Сама караванная операция происходила по следующей схеме. Вся готовая продукция с заводов отправлялась весной караванами судов с Сорокинской пристани, далее по рекам Чусовой, Каме и Волге караваны спускались до Твери. Обычно все караваны, достигшие Твери, должны были зимовать, чтобы следующей весной вновь двинуться по рекам и каналам до Петербурга. Весь путь караваны проходили за полтора года.

Транспортные расходы при доставке железа в столицу увеличивали его стоимость на 15-20%. Но альтернативы подобному виду доставки у округа объективно не существовало.

Первые десятилетия заводского действия Демидова связаны с преодолением проблем в обеспечении сырьем и топливом. Они возникали не в результате скудности топливно-сырьевой базы, а в результате неумелого использования ее ресурсов. Никита Никитич как рачительный хозяин постоянно следил за качеством используемой руды. Следует отметить, что большинство месторождений хоть и залегали неглубоко, были незначительными. Пополнение и изменение списка разрабатываемых месторождений требовало постоянного контроля за качеством руды. Особым из всех месторождений был Синарский рудник Каслинского завода. Его уникальная по своим свойствам руда использовалась и для Кыштымского завода.

Основным топливом для заводского действия служил древесный уголь, преимущественно сосновый. Березовый уголь не использовался. Заводские дачи были богаты лесом. Лесные угодья составляли 79,51% общей площади. Применялся кучный способ углежжения: сначала огонь разжигали в верхнем отверстии дровяной кучи, дрова разгорались. И когда начинали обугливаться, тогда отверстие закрывалось, и жжение производилось до 12 дней посредством только нескольких отдухов сбоку.

На данный период использовалось 2 пуда угля для выплавки одного пуда чугуна. Этот показатель был нормой для доменного производства на уральских предприятиях того времени.

Маргарита ВЛАДИМИРОВА,

сотрудник городского музея

(продолжение следует)

Комментарии
Комментариев пока нет