Новости

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Асы маленькой авиации

21.02.2007
Авиамоделисты из поселка Октябрьский делают самолеты и ракеты мирового уровня

Раньше, чем читать
Модели ракет в клубе Октябрьского строит только педагог Алексей Грязев. Он ученик челябинца Владимира Тарасова, преподающего в спортивно-технической школе ЧТЗ, а тренирует его Евгений Коробейников из Снежинска. Одна из последних моделей Алексея - радиоуправляемый ракетоплан на твердотопливном двигателе. Сконструирован он, что называется, с нуля. Тут 40-летнему чемпиону помогли опыт и знания, накопленные в авиамоделизме.

Авиамоделисты из поселка Октябрьский делают самолеты и ракеты мирового уровня

Раньше, чем читать

Модели ракет в клубе Октябрьского строит только педагог Алексей Грязев. Он ученик челябинца Владимира Тарасова, преподающего в спортивно-технической школе ЧТЗ, а тренирует его Евгений Коробейников из Снежинска. Одна из последних моделей Алексея - радиоуправляемый ракетоплан на твердотопливном двигателе. Сконструирован он, что называется, с нуля. Тут 40-летнему чемпиону помогли опыт и знания, накопленные в авиамоделизме. А науку эту Грязев начал постигать с шести лет. Еще детсадовцем вместе со старшим братом пришел Алексей в кружок при ДК в городе Южноуральске, где жила их семья. В шестом классе он стал чемпионом области по авиамодельному спорту.

Став взрослым, Алексей не угомонился. Не остановила даже маленькая зарплата педагога допобразования. После 20 лет совместной жизни свою жену Ирину тоже превратил в специалиста по ракетному моделированию. На последнем чемпионате мира она была членом жюри.

-- На чемпионат мира, проходивший осенью на Байконуре, приезжали 24 команды, - рассказывает Алексей Грязев. - Россию представляла самая многочисленная - 38 человек, восемь из них - южноуральцы. Россияне завоевали 12 кубков из 16. Мы обошли Японию, США, Китай, Индию, Германию, Великобританию, Италию, Испанию, Чехию и другие страны.

Это диагноз?!

Авиамодельным клубом в поселке Октябрьский уже 23 года руководит Сергей Григорьев. Пришел сюда с шахты. Впрочем, его увлечение самолетами гораздо длительнее подземного стажа - почти 40 лет.

-- Сейчас считаю нормальным набрать и обучить азам ремесла группу из десяти ребят, - рассказывает Сергей Евгеньевич. - Раньше занималось до 70 человек. Все хотели что-то мастерить и строить.

-- Когда в Америке поняли, что резко отстают в моделировании от стран Варшавского Договора, создали академию по авиационным видам спорта, - с видом знатока вступает в разговор Александр Винник. - Государство выделяет немалые деньги, академия устраивает мастер-классы, приглашает преподавателей из разных стран, в том числе из России. А наши моделисты все равно лучшие!

Александр Винник одновременно профессионал и любитель: окончил Академию им. Можайского, служит на Байконуре и "болеет" моделированием. Родом он из Копейска, приехал сюда в недолгий отпуск. Понятно, что мимо клуба пройти не может, каждый день заглядывает туда. "Авиамоделизм - это диагноз", - шутят его друзья. "Нет, скорее образ жизни", - уточняет он.

Дороже "Мерседеса"

-- В Америке давно наступил век компьютеров, кнопку нажал - и самолеты полетели, - продолжает Александр Винник.

-- Может, от "сытости" их модели и получаются гораздо хуже наших. Мы-то все делаем своими руками, - поддерживает коллегу Сергей Григорьев. - Только готовые колеса и двигатель покупаем.

Для примера мне показывают строящуюся модель самолета ЯК-12А. Это кандидат для выступления на предстоящем чемпионате Европы. Именно такой самолет, только размером поболее, сконструировали в 1959 году в КБ Яковлева. Он использовался как "воздушное такси" - для перелетов на небольшие расстояния, мог садиться на неподготовленные площадки. Идеальная машина для охоты или рыбалки членов партии и правительства.

На строительство пилотируемой модели обычно уходит около трех лет. Ученик Сергея Евгеньевича Валерий Березин должен доделать самолет к весне. Работа ювелирная! Мастера обращают мое внимание на кабину: педали, приборная доска, сиденье, ременная петля, пилот и закрывающаяся на настоящий замочек дверца. В готовом виде эта эксклюзивная "игрушка" будет стоить более 20 тысяч долларов. Говорят, это дороже нового "Мерседеса".

Когда дело доходит до окраски и опознавательных знаков самолета, документов мало - надо найти "живой" прототип. Сфотографировать его во всех ракурсах, чтобы судьи убедились в полной схожести копии и оригинала. Сейчас октябрьские моделисты по всей России ищут бело-голубой ЯК-12А. Его новорожденный "братишка" в длину всего 140 сантиметров (примерно в семь раз меньше настоящего), однако полететь должен не хуже. Вся суть в том, что модель не радиоуправляемая, движется она самостоятельно.

Например, на недавнем чемпионате мира в Швейцарии ЯК-52 магнитогорца Вячеслава Чубатова покорил виртуозностью судей и зрителей. Самолет запустил двигатель, неспешно подъехал к жюри, остановился, потом газанул, разогнался, набрал высоту. Пролетев на хорошей скорости 10 кругов, игрушечный летчик открыл кабину, выбросил листовки, закрыл дверцу, вновь открыл ее и выпрыгнул с парашютом. Вот это пилотаж!

Непрерванный мысли полет

В октябрьском клубе создают не только копии, но и кордовые модели самолетов: гоночные, пилотажные и для воздушного боя. Тут уж простор для фантазии и, по словам Сергея Евгеньевича, артистизма! Пока его ученики добивались наибольших успехов именно с такими самолетами.

:Из чего получаются модели? Обычно в ход идут стекло- и углепластик, древесина южноамериканской бальзы; алюминиевую обшивку имитирует очень тонкая фольга. Их покупают, выменивают, достают всеми правдами и неправдами. У нас не "заграница", где любую готовую деталь можно выписать домой по каталогу. Зато у наших ребят мысль лучше работает! Ничто не мешает ее полету. Кроме того, любой авиамоделист со стажем - умелый краснодеревщик, механик, компьютерщик.

К появившимся на прилавках "полуфабрикатам" самолетов моделисты относятся с пренебрежением. Они - самые плохие их покупатели.

Трудолюбие и смекалка воспитанников авиамодельного клуба оценены по достоинству. В конце прошлого года Денис Трошкин, Валерий Березин, Женя Егоров, Санжар Альмухаметов получили президентские гранты. В Челябинске после церемонии награждения Сергей Евгеньевич успел побеседовать с вице-губернатором Андреем Косиловым и министром науки и образования Виталием Садыриным. Говорили о будущем авиамодельного спорта. Для тренировок нужен кордодром - круглая площадка диаметром 60 метров, огражденная сеткой. Такого пока нет ни в Челябинске, ни в Копейске. Содействие было обещано. Областной совет РОСТО уже выбирает место для общедоступного кордодрома.

Марина МОРОЗОВА

P.S. Пока материал готовился к печати, его герои получили награды РОСТО: С. Григорьев - памятный знак в честь 80-летия РОСТО и благодарность за большую работу по воспитанию молодежи, А. Грязев и В. Березин - почетные грамоты.

Комментарии
Комментариев пока нет