Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вологодский конек лучше Барби

01.03.2007
Искусствовед Галина Дайн считает, что с помощью игрушки народ передает накопленные знания и опыт

Галина Дайн - один из немногих в России специалистов по народной игрушке. Член Союза художников России, кандидат искусствоведения, автор почти 300 научных статей и пяти книг, посвященных народной игрушке. Эта же тема привела Галину Львовну и в Челябинскую академию культуры и искусств, где она участвовала в творческой лаборатории "Дизайн текстильной куклы". Дайн не очень охотно общается с журналистами, полагая, что главное для нее - завершить новые книги, пока существующие только в виде рукописей. Но для "Челябинского рабочего" было сделано исключение.

Искусствовед Галина Дайн считает, что с помощью игрушки народ передает накопленные знания и опыт

Галина Дайн - один из немногих в России специалистов по народной игрушке. Член Союза художников России, кандидат искусствоведения, автор почти 300 научных статей и пяти книг, посвященных народной игрушке. Эта же тема привела Галину Львовну и в Челябинскую академию культуры и искусств, где она участвовала в творческой лаборатории "Дизайн текстильной куклы". Дайн не очень охотно общается с журналистами, полагая, что главное для нее - завершить новые книги, пока существующие только в виде рукописей. Но для "Челябинского рабочего" было сделано исключение.

-- Галина Львовна, как получилось, что вы связали жизнь с народной игрушкой?

-- Моя тетка Ольга Владимировна Круглова - известный искусствовед в области народного искусства - брала меня с собой в экспедиции. И в итоге я пошла по ее стопам, закончила Академию художеств, а после распределения попала в НИИ игрушки в подмосковном Сергиевом Посаде, обслуживавший свыше 900 предприятий отрасли.

-- Каким же был путь игрушки от разработки до прилавка?

-- Художники создавали модель, она обыгрывалась в детском саду (штатные педагоги и психологи следили за тем, охотно ли играют ею дети, сколько это занимает времени и т.д.), затем модель обсуждалась на художественно-техническом совете и утверждалась в министерстве просвещения. С одной стороны, работать в НИИ было тошно, потому что все было пронизано мертвящим духом советской педагогики, ее догм и установок. Многие народные игрушки попадали под запрет, потому что не соответствовали "правде жизни" : городецкая игрушка - потому что традиционно окрашивалась в черный цвет, семеновская - потому что была зеленой. Любая условность воспринималась или как несоответствие требованиям реализма, или как вредный авангард. Но, с другой стороны, работая в НИИ, я поняла глубинную связь народной игрушки с процессом воспитания и навсегда прониклась убеждением, что народ является величайшим педагогом.

-- То есть игрушка - не просто забава?

-- Конечно. Это этнический код, с помощью которого каждый народ передает последующим поколениям свои знания и опыт. Именно поэтому у всех народов игрушки разные. У немцев они конструктивные, у японцев - созерцательные (ими не играют, а выставляют в специальной нише и любуются), у русских динамичные. Японская кукла русским быстро надоест, а вот башкирам, возможно, и понравится. У кочевых народов созерцательность в крови, у них и музыка монотонная, а у русских - гармошка, на которой они "вжаривают" и "наяривают". Разный темперамент, разное отношение к себе и миру... Одно из главных свойств русской игрушки - ее многовариантность. Механический поваренок, который переворачивает блины на сковородке, - забава для дураков, нормальный ребенок ее через день сломает. А вот с простой русской трещоткой он может играть бесконечно, потому что у нее разный звук, ритм, с ней можно бегать, можно играть и одному, и с друзьями. Словом, работа в НИИ открыла мне глаза на все эти процессы. И сегодня никто меня не переубедит в том, что игрушка - это предмет чистого искусства, плод фантазии и воображения. Народ придумал игрушку, чтобы уберечь себя от вырождения, как механизм воспроизводства определенных этических и этнических норм, а все остальное - от лукавого.

-- Как сложилась ваша судьба после работы в НИИ игрушки?

-- Вторая половина здания, в котором располагался наш институт, принадлежала музею игрушки, но об этом мало кто знал. Дверь туда была постоянно закрыта, а сам музей с незапамятных времен находился на консервации. Я узнала обо всем этом случайно, познакомилась с директором и хранителем (других штатных сотрудников в музее не было) и стала захаживать туда в выходные, во время обеденных перерывов. Помещение музея было заполнено огромным количеством ящиков, в которых хранились игрушки всех времен и народов, в том числе принадлежавшие царской семье. Когда я первый раз взяла в руки предметы, которыми играли дети последнего русского императора, меня охватили волнение и трепет. Я стала проводить в музее все больше времени, начала жить его проблемами, а однажды, возмущенная тем, что он находится в жутких условиях, написала письмо в "Правду". Его опубликовали, по следам этого письма в Сергиев Посад приехала съемочная группа "Фитиля", появился сюжет о бедственном положении музея. Ситуация поправилось, на меня стали смотреть с уважением, и в итоге я стала главным хранителем.

-- Галина Львовна, чем вы объясните сегодняшнюю популярность авторских кукол у взрослых людей?

-- Знаете, когда все вокруг вдруг начинают заниматься одним и тем же, я теряю к этому интерес. Народная игрушка - это мир детства, она связана с первыми уроками жизни, взрослением. Дорогая авторская кукла, кукла для украшения богатой гостиной - это совсем из другой оперы. Мне неинтересна и Барби с ее другом, нарядами и автомобилями. Эта кукла воспитывает потребителя, и сейчас можно видеть в жизни много девочек, похожих на Барби. Потом они превращаются в молодых женщин, и у них, как и у Барби, обязательно есть богатый друг, дорогой автомобиль, хороший дом и множество нарядов. И будет еще больше, потому что они пришли в этот мир, чтобы покупать.

-- Какую народную игрушку вы бы противопоставили Барби?

-- Да хотя бы красного вологодского конька. Он стоит на деревянной плашке на четырех колесах. У него длинное тельце, небольшая голова, крутая шея, черный с красным орнамент делают его ярким, как кусочек солнца. Колеса посажены без единого гвоздя и вообще какого-либо крепежного приспособления - их распаривали и в горячем виде насаживали на ось. Такой конек был готов к вечному движению, он мог ездить и по полу в доме, и по ухабам и рытвинам в поле, на спину конька можно было посадить куколок, приладить повозку. Конек становился любимой игрушкой нескольких поколений детей.

-- Есть ли среди народных игрушек страшные?

-- Нет. Но поскольку народные игрушки многовариантны, в качестве страшилки использовали и обычную куклу. Например, саамы пугали непослушного ребенка тем, что ночью кукла придет к нему в постель и выпьет капельку крови.

-- Наверняка вы помните и забавные истории, связанные с куклами. Расскажите.

-- Однажды к нам в музей игрушки пришел фотокорреспондент "Огонька" и сфотографировал меня с одной из кукол царской коллекции. Непонятно, каким образом журнал попал в Австралию, фотографию увидел владелец местного магазина игрушек и решил завещать мне и свой магазин, и двухэтажный дом в придачу, о чем и написал в Сергиев Посад. История закончилась несмешно: меня вызывали в КГБ (до перестройки было еще далеко), допрашивали, я писала объяснения, в общем, с австралийским магазином у меня не заладилось.

-- Верите ли вы в мистику кукол?

-- Несколько лет назад доцент ЧГАКИ и исследователь истории кукол Ирина Андреева написала в издательство "Детская литература" письмо для меня, на конверте которого значились только моя фамилия и имя. Сотрудники издательства отнесли его на почту, забыв написать мой адрес, письмо три месяца колесило по городам и весям и в конечном итоге все-таки оказалось в моем почтовом ящике, все в печатях и штемпелях. Я раскрыла конверт и прочитала первую фразу: "Если это письмо найдет Вас, то я поверю в мистическую силу кукол". Что ж, поскольку письмо меня нашло и я даже приехала в Челябинск, мне не остается ничего другого, как согласиться с этим утверждением...

Лидия ПАНФИЛОВА

Музей игрушки создан в 1918 году Николаем Дмитриевичем Бартрамом. Он отдал государству свою собственную богатейшую коллекцию и стал ее хранителем. Ездил по дворцам - Ливадийскому, Аничкову, другим - и вывозил кукол и кукольную мебель, посуду, детские портреты, обогащая экспозицию музея. В 1926 году с помощью Луначарского под музей отдали особняк Хрущевых-Селезневых, и он стал вторым по посещаемости после Третьяковки. Но в связи с решением о строительстве грандиозного Дворца Советов на месте нынешнего храма Христа Спасителя музей выселили в Сергиев Посад и законопатили. Николай Дмитриевич Бартрам умер. Дорогую церковную утварь, хранившуюся в Сергиево-Посадской лавре эвакуировали в Сибирь, а экспонаты музея игрушки замуровали в стены. В конце войны стены вскрыли, и солдаты стали перевозить экспонаты обратно в музей: бросали в мешки и тащили, иногда что-то роняли и теряли, не исключено, что кое-что прихватывали в качестве подарка собственным детям. Когда провели первую опись, недосчитались 11000 ценнейших экспонатов.

Комментарии
Комментариев пока нет