Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

О чем нам помнить и чем гордиться?

03.03.2007
Обсуждение читателями темы челябинских памятников вылилось в настоящую ярмарку идей

Честно говоря, мы не ожидали такой волны откликов, которые вызвала публикация кандидата философских наук Владимира Рыбина "Много Горького и мало скорби?" в прошлом выпуске "Мнений" ("Челябинский рабочий" от 10.02.2007). В течение всей следующей недели читатели звонили и присылали письма. Позиции разные: кто-то согласен с автором, кто-то нет.

Обсуждение читателями темы челябинских памятников вылилось в настоящую ярмарку идей

Честно говоря, мы не ожидали такой волны откликов, которые вызвала публикация кандидата философских наук Владимира Рыбина "Много Горького и мало скорби?" в прошлом выпуске "Мнений" ("Челябинский рабочий" от 10.02.2007). В течение всей следующей недели читатели звонили и присылали письма. Позиции разные: кто-то согласен с автором, кто-то нет. Радует, что в большинстве это аргументированные высказывания и предложения. За отсутствием газетной площади мы даем лишь часть откликов и заранее просим извинения у тех, чье мнение не опубликовано.

Очевидно, тема памяти и тема облика Челябинска по-настоящему волнуют людей. Возможно, властям города и области наблюдения горожан помогут в принятии окончательного решения.

А читателям напоминаем, что вкладка "Мнения" - это сегодня, пожалуй, единственное место, где ЛЮБОЙ человек может высказаться на ЛЮБУЮ тему, поспорить или что-то предложить. Помните, что настоящая политика творится не в партийных кабинетах, а в нашей с вами жизни.

Айвар ВАЛЕЕВ,

координатор проекта "Мнения"

Обычная некомпетентность

Автор с упоением пишет: "Все черты лица схематизированы и деформированы до потери сходства с человеческим образом, то есть до уродства!" В одной из своих работ Эрнст Неизвестный писал: "В искусстве XX века в связи с развитием фотографии портрет перестал носить тот иконографический характер, который был раньше, то есть некоторую форму документальности. Не ссылаясь на авторитеты, скажу, что огромное количество портретов Пикассо (портрет Сталина, к примеру) является не иконографическим, а энергетическим ощущением этого человека". Существует декоративная скульптура, но существует и скульптура, которая претендует на некоторую форму ритуальности.

Монумент посвящен не только пострадавшим от сталинских репрессий, но и всем погибшим как в войнах, так и в мирное время россиянам. А это европейцы и азиаты. Потому памятник им и появится в области, где проходит граница между Европой и Азией.

В 2003 году при поддержке губернатора в Челябинской области в течение трех месяцев (первоначально планировалась 30-дневная экспозиция) с успехом прошла выставка работ из этой коллекции в областной картинной галерее. В этом же году состоялась выставка на родине деда Неизвестного в Верхнеуральске, которую посетил губернатор. С 2002 года жители и администрация Верхнеуральского района проводят огромную работу по поиску и восстановлению архивных данных южноуральского периода семьи Неизвестных.

Именно участие жителей и руководства нашей области позволило претендовать нам на предложение великого скульптора установить этот монумент в Челябинске.

В 2006 году Владимир Спиваков на встрече с губернатором Петром Суминым и министром культуры Владимиром Макаровым изъявляет желание не только присутствовать на торжественном открытии монумента "Маски", но и исполнить "Реквием" Моцарта со своим оркестром.

Но самое интересное, что автор статьи, не имея никакого профессионального отношения к искусству (если не считать его любительский интерес к кинематографии), берет на себя смелость аргументированно оценивать скульптора с мировым именем. И мало того, дает ему оценку: "Творчество скульптора Эрнста Неизвестного не представляет большой художественной ценности".

Специально для Вас, г-н Рыбин, сообщаю: по классификации, представленной в справочнике "Единый художественный рейтинг", выпуск 5, номинация "Скульпторы" (http://rating.artunion.ru/sculpture.html), Эрнст Иосифович Неизвестный указан в разделе 1В:

"Художник-профессионал высокого класса с выдающимися организаторскими способностями, пользующийся безусловным спросом и популярностью".

Работы скульптора представлены в 28 крупнейших музеях мира. Среди них Русский музей в Петербурге, Третьяковская галерея и Музей Достоевского в Москве, Музей современного искусства в Париже, Музей искусств в Беркли (Калифорния) и Кеннеди-центр в Вашингтоне, музеи Норвегии, Швеции, Израиля и т.д.

По просьбе родных Эрнст Иосифович изготовил надгробия Хрущеву, Ландау, Светлову. Хорошо известен портрет и бюст Шостаковича (как ни странно, тоже без туловища).

Считаю, что Владимир Рыбин в своей статье публично нанес оскорбление лично Эрнсту Неизвестному и публично должен принести свои извинения по поводу некомпетентного высказывания в адрес художника.

С творчеством Неизвестного и перечнем стран, музеев и частных коллекций, где представлены его работы, можно ознакомиться на авторском сайте скульптора www.enstudio.com.

М. ПЕТРОВ,

доверенное лицо Эрнста Неизвестного

Надо бы знать историю...

Я не художник и не скульптор, но думаю, что отцы и деды установили памятник М. Горькому не как революционеру, а как писателю-гуманисту. Конечно, фигура писателя разноречива, его политическая неустойчивость не прибавляла ему славы. В советское время, редактируя журнал "Безбожник", М. Горький призывал разрушать культовые заведения: церкви, мечети, синагоги, монастыри, а в годы репрессий не осуждал геноцид, были у него и другие огрехи. А у кого их не было при той однопартийной системе? По моему мнению, демонтаж памятника М. Горькому будет очередной ошибкой. Ему нужен ремонт.

Установить новый памятник скульптора Митрошина? Прежде всего, его должна видеть общественность, пусть она выскажет свое мнение и предложения, и если он удовлетворит жителей Челябинска, городские власти установят его, но не вместо памятника М. Горькому. Можно поместить его в других местах, около школ, гимназий, лицеев N 31, 11, 102, 82, 88 и т.д. Ведь в Челябинске работают замечательные педагоги, Иваны Иоголевичи. Не пестрит памятниками наш северо-запад, где есть просторы для их установки, они еще и украсят "спальные" районы города.

О скульптуре "Маски скорби" Эрнста Неизвестного. Я не видел модели скульптора, не могу судить о ее художественной ценности, но твердо заявляю, что монумент жертвам политических репрессий в Челябинске нужен как памятник скорби и невыплаканных слез жителей всей области. Есть же у нас в области памятники скромной художественной ценности, например "Палатка" и первостроителям Магнитогорска, это наша гордость. Начали строить с палатки город и металлургический комбинат, и теперь есть чудесный город и гигант металлургии - ММК.

В. Рыбину я хочу напомнить: да, Челябинск не Магадан и Воркута, не холодный угрюмый Север. Но в нем в 30-40-е годы происходили горестные события, связанные с геноцидом советского народа, с массовыми расстрелами в подвалах КГБ (на Васенко, 39) и на Золотой горе. Расстрелянных людей сбрасывали в 15 шахт, в которых прекратили добывать золото. Только по области в нынешних ее границах приговорены и расстреляны 11 592 человека, осуждено к различным срокам заключения 25 449, находились на спецпоселении по классовому признаку ("кулаки") 20 145 семей, привлечено к принудительному труду около 40 000 человек. Сегодня в области живут 30 542 реабилитированных. Пик репрессий приходится на 1937 год, предвоенное, военное и послевоенное время. В 2007 году их жертвы отметят 70-летие. Кандидату философских наук В. Рыбину надо знать историю родного края.

Мое мнение: памятник жертвам политических репрессий, расстрелянных в Челябинске и сброшенных в шахты Золотой горы, должен быть! Напрашивается вопрос: где же его установить? Конечно, на месте захоронения невинных людей на Золотой горе! Можно рассмотреть и другие места установки: у крематория, во внутреннем дворе ФСБ (Васенко, 39), областной прокуратуре, суде и т.д.

Установка любого памятника на Золотой горе потребует представления эскизов, их обсуждения. После принятия общественностью необходимо определить место установки. Если будет принято такое решение, оно, конечно, потребует определенных затрат: на планировку и благоустройство Золотой горы, последующую ее охрану от вандалов и грабителей.

Я высказал свое суждение старожила Челябинска. Губернатор П. Сумин, правительство области, Законодательное собрание, глава города, возможно, прислушаются к мнению и голосам горожан.

Юрий БАТИН,

председатель комитета реабилитированных граждан в Металлургическом районе, кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Горький - великий хитрец

Считаю, у нас сейчас иная страна и таких авторов, как Горький, не следует держать в городе и в памятниках. Он был на Соловках, чтобы написать, как там хорошо "перековывают" политических заключенных. Сталин его тогда обнимал.

Этого я не могу простить ни ему, ни тому государству. Горький - великий хитрец, так сказать, и вашим, и нашим. Думаю, не стоит сохранять этот памятник, тем более что большой художественной и материальной ценности он не имеет. Был бы мраморный, можно было бы снять и отправить в музей.

Что касается Эрнста Неизвестного, то и тут я совершенно не согласен с автором материала. Вот такой памятник нам как раз очень нужен.

Ростислав ЧЕКИН,

77 лет

Мода на уродство пройдет

Я полностью согласен с В. Рыбиным по поводу работы Э. Неизвестного. Хотя мой дед был раскулачен, а отец репрессирован. Их жизнь исковеркана, но я не хочу, чтобы в память о них эта груда камней и металла уродовала облик города. Мода на уродство пройдет, и потомкам через какое-то время придется этот памятник убирать. Зачем тогда ставить?

Петр Карпович ИЗГОРЕВ,

пенсионер

Это каннибализм какой-то

Идея сноса памятника А.М. Горькому, великому писателю XX века, вызвала у меня безмерное удивление. Удивила, скажем мягко, неразумность людей, пытающихся совершить такое дело. Что здесь особенно неприятно - подобное делается в нашей стране далеко не первый раз. Помнится, после революции некие особо пламенные "ррреволюционеры" призывали от великого ума "сбросить Пушкина и Толстого с корабля современности", и их с трудом урезонили. С тех пор прошло лет так 80, но история никого и ничему не научила: до сих пор находятся маленькие человечки, коим неймется свергнуть с постаментов великих.

"Маску скорби", кою жаждут воздвигнуть у областной администрации, я видел. Сказать, что этот языческий истукан меня шокировал - значит, ничего не сказать. Это, простите, каннибализм какой-то, фигура людоедской культуры с острова Пасхи. Впрочем, даже каннибалы до деформированных лиц не додумывались: чего доброго, соплеменники, удивленные столь явным презрением к ним, обидятся.

В целом у меня после двух таких странных проектов и ряда других, не менее странных, возникает вопрос к министерству культуры. По логике вещей оно должно приобщать людей к культуре. Отчего же оно ограничивается какой-то спорадической и странной деятельностью? То истукана какого установят, то звезду заезжую пригласят, то пиеску в театр привезут... Для массовика-затейника неплохо, но как же приобщение-то к культуре? Им тут и не пахнет...

Борис МАРКОВ,

доцент ЮУрГУ.

Памятник должен стоять, и не на задворках

Видно, ни Владимир Рыбин, ни его родственники не пережили того, что пережили миллионы советских людей в сталинское время. Я был летчиком, в 50-60-е годы летал на Севере и видел сверху целые "города" из бараков. Видел и 200-километровую "дорогу смерти" от Салехарда до Воркуты, там через каждые пять километров - вышки. Видели мы бараки, в которых остались вещи, посуда, но сами люди как будто испарились. Что с ними стало?

Мой отец в 41-м попал в плен. В 45-м англичане его выдали в СССР, и он еще 10 лет валил лес в Архангельской области. В 1953 году я закончил школу. Хотел поступить в военное училище, но меня не приняли, так как в личном деле было написано, что отец был в плену.

Я уже давно на пенсии. Мои дети еще что-то знают о судьбе моего отца и других репрессированных. А внуки - почти нет. В их сознании это уже не укладывается. Мое мнение - памятник репрессированным должен быть у нас обязательно! Причем не где-то на задворках, а там, где решено его ставить. В работе Э. Неизвестного ничего уродливого нет, то, что пишет кандидат философских наук - неправда!

Владимир ЕФРЕМЕНКОВ,

бывший пилот, "афганец"

Правда не может быть "депрессивной"

Г-н Рыбин пишет: "Почему эти "Маски" вслед за Воркутой и Магаданом должны быть воздвигнуты именно в Челябинске? Разве Челябинская область - это край лагерей?" Придется напомнить историю родного города.

Железная дорога играла в Челябинске роль азиатского "Караван-сарая" (недаром герб города - верблюд). Тысячи вольных и невольных переселенцев заставили власти создать переселенченскую инфраструктуру. Приобретенный опыт пригодился и при этапировании раскулаченных и отправляемых на поселения социально не близких Вам, г-н Рыбин. Привокзальный поселок "Порт Артур" и более дальний "Кирсараи", да и многие другие, у всех на слуху. Но настоящие лагеря появились одновременно с первыми эвакуированными с запада заводами, которым были необходимы строители и рабочие. Ими стали тысячи подневольных трудармейцев с запада и востока. С 1942 по 1957 год вокруг и внутри города почти стихийно, на любой свободной от построек площади, появлялись лагеря из заключенных, военнопленных, трудармейцев, штрафные, больничные. Только на строительстве ЧМЗ работало более 150 000 несвободных людей. Часть копрового цеха, листопрокатный, холодной прокатки, конверторный построены на месте лагерей и их кладбищах - на костях. Я свидетельствую только о том, что видел собственными глазами. С этими людьми работал ежедневно. Я не видел в них людей, преступивших закон, хотя среди них были и уголовники "по указу". Кстати, я сам был сыном "врага народа" - военнопленного врача, обвиненного в лечении своих товарищей в концлагере. За это его отправили в Воркутинские лагеря. Разумеется, то самое государство в 1957 году за безупречную службу (16 благодарностей и 5 отпусков в течение трех лет) отправило меня в Лефортовскую тюрьму по доносу недоучившегося философа. В 1993 году передо мною извинились. К этому времени я уже 10 лет был пенсионером.

Да, насчет депрессивной среды, формируемой памятником "Жертвам политических репрессий". Может быть, Вы обратите свое просвещенное внимание на депрессивную среду, формируемую реформами г-на Зурабова во всех сферах социального сообщества? Цены бы вам не было. Вымираем мы по миллиону в год. Скоро и философствовать не с кем будет...

А. БРИЗ

Мне тоже кое-что не нравится!

Уважаемый Владимир! Очень приятно, что Вы допускаете факт существования челябинцев, которых волнует творчество Эрнста Неизвестного. Давайте сделаем следующий шаг, предположив, что они не хуже и не лучше Вас. Они тоже родились и живут в этом городе, они примерно одного с Вами возраста и тоже патриоты своего города. Все их отличие - у них другие вкусы. Откуда эта разница? Да Бог его знает! Может быть, они читают другие книги, слушают другую музыку, смотрят другое кино. Может быть, поток московской суеты забрасывает их на Багратионовский мост, и они часа на полтора откладывают свои командировочные дела, зачарованно рассматривают "Древо жизни" Неизвестного. Может быть, поэтому они с надеждой ждут появления "Масок" в Челябинске. Может быть, их не так уж мало. Не спешите записывать их в лагерь эстетствующих извращенцев. Ну не нравится Вам творчество Эрнста Неизвестного! Мне тоже не нравится обилие на улицах Челябинска кичево-жанровых или эклектичных скульптур, но это - проблема моего вкуса. Поэтому публичный призыв к запрету считаю глупым и недостойным - давайте оставим это занятие политикам.

Появление "Масок" Эрнста Неизвестного в Челябинске считаю актом проявления свободы, свободы взглядов, свободы вкусов, свободы убеждений, свободы противоречий. Согласитесь, в наше время ее так мало. Мне, прожившему большую часть своей сознательной жизни в условиях тотальной победы соцреализма, это представляется очень важным.

Простите за эмоциональный тон письма, он результат Вашей безапелляционности.

Александр БЕРЕЗИН,

кандидат технических наук, заслуженный артист России

Места хватит

Я живу на улице Горького, и у меня есть предложение: если все же памятник Горькому решат убрать - поставьте его на нашу улицу. Устроит нас и памятник учительнице. Я вообще считаю, что чем больше памятников и скульптур будет в Челябинске, тем лучше. Места у нас много, а памятников по сравнению с другими большими городами очень мало.

Ольга ДОЛГОПОЛОВА

Елизавета НИКОЛАЕВА, учительница:

-- Я считаю, что наш сквер, точнее, место у Вечного огня, с архитектурной точки зрения закончен. А памятник первой учительнице уместнее поставить у педучилища, так как первая учительница ассоциируется всегда с учительницей начальных классов.

Александр Брейслер, пенсионер:

-- Кто же заказал этот текст в вашей газете? Разве можно ставить под сомнение историю? Владимир Рыбин сомневается, что Челябинская область - это край лагерей? А я не сомневаюсь, сам был дважды репрессирован. Челябинск строили трудармейцы. Магнитогорск - город, выросший из лагеря раскулаченных. Это мы не должны забывать! Надо отразить нашу скорбь в памятнике.

Вадим ЕВДОКИМОВ, заместитель главы Челябинска по социальному развитию:

-- Я не могу говорить о памятнике "Маски" с художественной точки зрения. Но Эрнст Неизвестный - имя! Имя, которое знают и ценят во всем мире. Стоять "Маски" должны в аллее Славы прежде всего по соображениям безопасности. Смотреться это будет нормально. Хотя логичнее бы памятник смотрелся на Золотой горе. Аллея Славы - это ведь у нас тоже музейный комплекс. Здесь мы бы хотели еще сделать мемориальное место, посвященное героям Отечества. И в маленьком здании, где сейчас музыкальная школа, находился когда-то музей славы. Замечательно было бы туда его вернуть. Что касается памятника Горькому, то пока неизвестно, откуда взять деньги на его реставрацию. Понятно, что за 50 лет гипс начал сыпаться.

Если руководство вуза, города поддержит памятник, пусть напишет губернатору... Он всегда откликался на подобные просьбы.

Нонна СЛОБЕДЕНЮК, врач:

-- Поддерживаю автора. Памятник Горькому вписывается в то место, где стоит. Его просто стоит отреставрировать. А вот скульптуру Эрнста Неизвестного я даже не знаю, куда можно поставить. Позитивного заряда в этом памятнике точно не будет. А наш город и так выглядит депрессивным.

Комментарии
Комментариев пока нет