Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Палки в колеса "Омнибуса"

16.03.2007
Главный режиссер Златоустовской драмы Борис Горбачевский - о том, что мешает ему и его театру

Владимир СПЕШКОВ
Златоуст - Челябинск

Единственный репертуарный театр в небольшом российском городе - это всегда больше, чем только театр. Он и лицей для зрителей совсем юных, и университет или академия для тех, кто постарше. И клуб по интересам, и арена светской жизни, и место для поиска ответа на те вопросы, с которыми кто-то все еще не решается идти в Божий храм. Когда-то такие театры заменили и церкви, и дворянские собрания, и в лучших из них это ощущение средоточия духовной, культурной, светской жизни своего города не ушло до сих пор.

Среди таких театров малых городов России златоустовский государственный драматический театр "Омнибус" занимает свое законное и очень почетное место.

Главный режиссер Златоустовской драмы Борис Горбачевский - о том, что мешает ему и его театру

Владимир СПЕШКОВ

Златоуст - Челябинск

Единственный репертуарный театр в небольшом российском городе - это всегда больше, чем только театр. Он и лицей для зрителей совсем юных, и университет или академия для тех, кто постарше. И клуб по интересам, и арена светской жизни, и место для поиска ответа на те вопросы, с которыми кто-то все еще не решается идти в Божий храм. Когда-то такие театры заменили и церкви, и дворянские собрания, и в лучших из них это ощущение средоточия духовной, культурной, светской жизни своего города не ушло до сих пор.

Среди таких театров малых городов России златоустовский государственный драматический театр "Омнибус" занимает свое законное и очень почетное место. Все знают, что "Омнибус" - это коллектив редкой творческой стабильности, с серьезным репертуаром, где особое место занимают качественные постановки по классическим пьесам, где два десятилетия реализуется уникальная программа "Театральные уроки", на которые бывшие "юные зрители" приводят уже своих детей, с профессиональной и нацеленной на серьезную работу труппой, с воспитанной, взыскательной и влюбленной именно в свой театр публикой (такой теперь и в столицах не найти). Десять лет "Омнибусом" управляет тандем из директора театра Александра Романова и главного режиссера Бориса Горбачевского.

Мы встретились на спектакле "Жизнь человеков (рождение души)" по пьесе Алексея Слаповского, которую в этом сезоне Борис Горбачевский поставил на малой сцене "Омнибуса". Я в который раз подивился особому дару этого режиссера: видеть вечное в сиюминутном, порывы духа - в весьма бытовых проявлениях плоти. У Слаповского - современные люди с современным языком (в том числе, как принято в нынешней отечественной новой драме, ненормативным), измученные суетой, безденежьем, бесконечным выяснением отношений с ближними и дальними. Новые русские, старые грузины, путаны, обманутые мужья и жены, обитательницы роддома, врачи и санитарки... А у Горбачевского они в какой-то момент еще и мадонны, ангелы и демоны. До отказа заполненный зал внимал актерам завороженно. Мы поговорили о спектакле, а затем перешли к сегодняшним проблемам "Омнибуса", которые, это чувствовалось, и директора, и главного режиссера волнуют чрезвычайно. Но надо было уезжать в Челябинск. Тогда договорились с Борисом Сергеевичем Горбачевским об отдельной встрече и особом разговоре.

-- Вы монолог какой-то приготовили, Борис Сергеевич?

-- Я о том, что меня сегодня всего более волнует. Моему тандему с Александром Сергеевичем Романовым десять лет. Очень многие мои коллеги, главные режиссеры, в театре берут на себя только творческие вопросы. Ставят спектакли. А когда вдруг возникает ситуация, что на постановку нет денег, входят в конфликт с директором, думая, что тот делает таким образом подножку творческому лидеру театра. Это повсеместно.

-- По всей театральной России.

-- Я же десять лет назад вошел в совершенно иную, благополучную ситуацию. Мы с Романовым знаем друг друга тридцать два года. Не только как профессионалы - как люди. Поэтому спокойно, за столом, изначально распределили полномочия и договорились, что мы во всем работаем тандемом. И неважно, кто с кем подписывает договор. На сегодняшний день такой тандем главного режиссера и директора - самая нормальная, самая благополучная ситуация в театре. Это здоровая атмосфера, это доверие друг к другу, и профессиональное, и человеческое. В конце каждого сезона, в мае, мы садимся и договариваемся о планах на сезон будущий. Директор раскрывает мне финансовые карты, я - все творческие планы: какие пьесы, какие постановочные группы. Мы советуемся. И исходим из того, что в сезоне обязательно должно быть пять-шесть премьер разных: детские спектакли, комедия, классика... В мае составляется лист, где прописан весь будущий сезон. Это жесткое планирование в наше довольно анархичное время - спасение театра.

Но в последние годы стали происходить сбои. И не по нашей вине. Мы заявляем планы, объявляем их коллективу театра. Проходит два-три месяца, и Романов говорит мне: "Борис Сергеевич, извини, нет денег на постановку, мне министерство культуры области до сих пор не дает денег в должном объеме". Что я вынужден делать? Собираю труппу: "Извините, так сложились обстоятельства, что я вынужден пока эту пьесу не ставить".

-- Насколько я знаю, в этом сезоне в ваших планах были "Трамвай "Желание" Теннесси Уильямса и "Егор Булычев" Горького. И актеры для этих пьес есть.

-- Да, Булычева должен был играть наш ведущий актер Юрий Чулошников, спектакль планировался к его 60-летию. Вместо Горького и Уильямса поставили пьесу драматурга Коровкина "Мужики и капуста". Малой кровью, что называется, за копейки, в скудных декорациях. "Малая кровь" вылилась в антихудожественность. Актеры ведь не растут на таких текстах.

-- И зрители не растут.

-- Люди смеются, конечно, но затем выходят из зала, а это ведь зрители, воспитанные на нашей чеховской "Чайке", на "Фрекен Юлии" Стриндберга, на Островском, Горьком, и спрашивают: "А для души что-нибудь есть?" - "Да нет, в этом сезоне как-то не получилось".

-- Получилась же "Жизнь человеков".

-- Просто я понял, что ситуация архисложная, и взял Слаповского для малой сцены, на двенадцать актеров. Просто спасал их от творческого простоя.

-- Борис Сергеевич, давайте разберемся в некоторых базовых принципах. Златоустовская драма - старейший театр области.

-- На год старше Челябинской академической драмы. Работаем с 1920 года.

-- Театр государственный и областной.

-- Областного подчинения.

-- То есть в отличие от муниципальных драмтеатров Магнитогорска и Озерска, зависящих от городских бюджетов, "Омнибус" находится в системе министерства культуры области и им же финансируется.

-- На сто процентов. И так было всегда. В Магнитке и Озерске другие городские бюджеты, там есть ММК и "Маяк". В Златоусте ситуация совершенно иная. Дотационный город не может содержать театр. Да и по закону не имеет права содержать учреждение областного подчинения.

-- А сколько в Златоусте театральных зрителей, есть какие-то подсчеты?

-- Город растянут на 37 километров, семьдесят процентов златоустовцев живут в частном секторе. В таких городах в театр ходит пять процентов жителей. Пять процентов от 195 тысяч - около десяти тысяч театральной публики. Эти люди к нам будут ходить, но только если не задирать цены на билеты. А со стороны минкульта постоянные претензии открытым текстом: "Вы делаете слишком дешевые билеты. Зарабатывайте за счет повышения цен..."

-- Сколько стоит билет в "Омнибус"?

-- Детский - 30-40 рублей, взрослый - 50-60. И больше мы не имеем права повышать: человек просто не сможет попасть к нам в зал. Недаром в Златоусте проваливаются антрепризы, а Челябинская драма, приехав в наш ДК, снизила цены на билеты до 20 рублей.

-- Именно в последние годы постоянны разговоры о растущих бюджетах, в Челябинске театры получают губернаторские гранты, проводятся звездные фестивали. А "Омнибус", что же, на положении пасынка?

-- Я еще застал времена, когда финансирование театров было прозрачным: все знали, кому сколько выделено. Последние три года происходят странные вещи: Романов, а он председатель совета директоров театров области, не может получить в министерстве культуры эти цифры. Но то, что нам недодают, абсолютно ясно. Спасибо губернатору за три миллиона рублей к 85-летию театра, но они ушли на капитальный ремонт фасада, а есть ведь творческие, постановочные задачи.

-- Вы разговаривали с министром культуры Владимиром Макаровым?

-- Единственный большой разговор за десять лет у нас с ним был в августе прошлого года. Я сказал ему, что за последние пять лет "Омнибус" с успехом выступил на шестнадцати театральных фестивалях, где представлял и всю нашу область. Что в новом сезоне мы приглашены на чеховский фестиваль в Ялту и в Венгрию. Деньги на поездки требовались очень небольшие (четыреста тысяч на Венгрию, триста пятьдесят - на Ялту). Мы не получили ни копейки и никуда не поехали, а это было так важно для театра, для актеров... Люди хотят работать, только работой и живут.

-- Что вы с Александром Сергеевичем собираетесь делать?

-- Определяться с будущим сезоном и в некотором смысле с будущей жизнью. Ощущение чужого среди своих, театра-пасынка, который финансируют по остаточному принципу да еще и попрекают "неумением зарабатывать", надоело. Мы умеем работать: директора Романова знает вся театральная Россия, я тоже постоянно получаю приглашения на постоянную работу в другие театры. Нас зовут и тандемом. И, честно говоря, мы думаем об этом. Уходить будет очень трудно. Но безвыходную ситуацию иногда надо ломать, чтобы не потерять себя. Впрочем, сначала я бы хотел получить честные ответы на свои вопросы.

...Я давно и хорошо знаю режиссера Горбачевского и директора Романова. Они терпеливые, интеллигентные, совершенно нескандальные люди. Раз решили заговорить о своих проблемах, значит - наболело. Значит, ситуация действительно во многом тупиковая и, может быть, на уровне министерства культуры неразрешимая. Златоустовцы признались, что хотели этого разговора еще в начале сезона, но тогда полыхал скандал в Челябинской опере (забастовка оркестра и премьера "Князя Игоря" под рояль как зримый образ культурного позорища), и они решили подождать, тем более что им, как всегда, что-то обещали. За последние месяцы вера в обещания потеряна окончательно. В конце концов, вопрос очень простой: нужен ли области ее старейший театр? Если из него уйдут Романов и Горбачевский (а за ними, надо полагать, и часть труппы), это будет уже не театр-дом, а просто здание, продуваемое всеми ветрами.

ГОРБАЧЕВСКИЙ Борис Сергеевич 54 года. Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа. Работал главным режиссером в театрах Вологды, Таганрога, Улан-Удэ. С 1997 года возглавляет златоустовский государственный драматический театр "Омнибус". Поставил на сценах различных российских театров более 50 спектаклей. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Комментарии
Комментариев пока нет