Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Маски раздора?

17.03.2007

Извините, сначала довольно длинная цитата из статьи Надежды Капитоновой, библиотекаря детской библиотеки имени В. Маяковского "О Масках Скорби Эрнста Неизвестного". Она пишет: "Статья кандидата философских наук Владимира Рыбина "Много Горького и мало скорби", опубликованная в "Челябинском рабочем" 10 февраля 2007 года, меня очень удивила: острая, злая и несправедливая. Мне захотелось поспорить с автором, которого для краткости я буду называть "философом". Основной гнев "философ" направил на "Маски Скорби" Эрнста Неизвестного.

Извините, сначала довольно длинная цитата из статьи Надежды Капитоновой, библиотекаря детской библиотеки имени В. Маяковского "О Масках Скорби Эрнста Неизвестного". Она пишет: "Статья кандидата философских наук Владимира Рыбина "Много Горького и мало скорби", опубликованная в "Челябинском рабочем" 10 февраля 2007 года, меня очень удивила: острая, злая и несправедливая. Мне захотелось поспорить с автором, которого для краткости я буду называть "философом". Основной гнев "философ" направил на "Маски Скорби" Эрнста Неизвестного. Мне показалось, что он ополчился на них не потому, что в них нет художественной ценности, он их и не видел, а потому, что ему очень уж неприятна тема репрессий".

Итак, Надежда Анатольевна вынула из колчана стрелу, уготованную для "философа"... На мой взгляд, она сразу очень компактно расставила "горячие точки" дискуссии.

Первая - о художественной ценности "Масок". По-видимому, это лучше предоставить специалистам - скульпторам, художникам, искусствоведам или аукционистам Сотби. Естественно, я не собираюсь лишать права судить об этой "материи" граждан иной профессии - философов, библиотекарей, водителей троллейбусов... Каждый вправе иметь и высказывать собственное мнение. И так далее, и далее...

Вторая "горячая точка" - тема репрессий. Трудная, горькая и, по-видимому, бесперспективная. И начало ее не в 37-м году и даже не в 17-м... Кто знает точку отсчета - митрополит Кирилл, Геннадий Зюганов или Татьяна Толстая?.. Может быть, надо начать с первого "террористического акта" на земле, когда Каин убил Авеля? Или с того скорбного дня, когда распяли Христа?

И третья "горячая точка". Вообще-то она должна быть первой, с нее и началась дискуссия "философа" и библиотекаря: где поставить "Маски Скорби"?

Так где же? С древнейших времен, например в Египте, возводились пирамиды - это, в сущности, гигантские усыпальницы, надгробия в честь фараонов.

Великий Микеланджело поместил у стен гробницы Джулиано Медичи страдальческие фигуры женщины и мужчины, ставшие классикой.

Разумеется, есть множество других памятников. Один из них - белорусская деревня Хатынь. Жителей деревни, а это были немощные старики, женщины и дети, всех загнали в бревенчатый амбар, заперли ворота, облили бензином и подожгли...

После войны деревню не стали возрождать заново: было некому и не для кого. Но на месте сожженных хат поставили каменные стелы, напоминающие обгоревшие печные трубы с колоколами наверху. В центре бывшей деревни возвышается бронзовая фигура босого, в лохмотьях, изможденного, но несломленного старика с убитым ребенком на руках. Скульптор Сергей Селиханов вложил в него и неподъемность горя, и былинную мощь народного духа.

Памятники, надгробия ставят над гробами умерших или погибших. Искать для них какое-то другое место - "получше", "поудобнее" - просто кощунственно. Очевидно, "Маски Скорби" должны быть на месте скорби. Это по-человечески, по-христиански. И не стоит ломать политизированные идеологические копья. Надо просто навести порядок на кладбище "Золотой горы" и на дороге к нему.

И еще вопрос: почему маски, а не сама скорбь? Конечно, Эрнст Неизвестный очень большой мастер скульптуры, но осмелюсь высказать сомнение по поводу названия композиции.

Я думаю, что слово "маски" снижает силу скорби. Ведь маска - это всегда то, что скрывает истинное лицо. Недавно по ТВ мы видели сотни масок на бразильском карнавале. Есть условные трагедийные маски в театре. В маски прячутся киллеры и те, кто их преследует, - бойцы ОМОНа. А есть еще маски-шоу...

Жизнь и смерть - не шоу. Они не нуждаются в масках.

Борис ШВЕЦ,

журналист

Комментарии
Комментариев пока нет